Найти тему
Подушка с коровками

Амбиции и гордыня — принципиальная разница понятий

История следующая. Сын моей знакомой, студент музыкального училища, попросился, с подачи своей мамы, естественно, ко мне на клирос. Узнав, что певчим платят какую-никакую копеечку, решил поиметь легких денег. Да и мама начинает надавливать. Не понимая системы обучения музыкантов, она требует от него подработки хотя бы себе на мороженое. Парню восемнадцать лет.

Он инструменталист. Никогда не пел. Занятия по хору в музыкальной школе пропускал, не нравилось. Пришёл на службу. Перед этим его мама спросила меня, сколько стоят услуги начинающего певчего. Странный вопрос. Ведь мальчик ещё даже не начинающий певчий. Послушала его — интонации нет, дыхания нет, кантилены нет. Певческие навыки просто нулевые, что странно. У меня возникла мысль, что он не только хор пропускал, но и сольфеджио. Хотя сказал, что учится хорошо, оценки отличные. В который раз я обратила внимание на разницу между инструменталистами и певцами — абсолютно два разных мира, два разных понимания музыки как явления. Певцы пропускают звуки через тело, вместе с кровью по сосудам. Инструменталисты — вне тела, через деку или медь инструмента. Хоровик или вокалист никогда не сыграет на инструменте как пианист (скрипач) — это единицы. Так же и в обратную сторону — инструменталист никогда не споёт настолько музыкально и виртуозно, как вокалист или хорошо оснащённый голосом хоровик. В небольшом хоре инструменталиста я вычисляю на раз-два — опыт большой. И никогда не ошибаюсь.

Профессия певчего только кажется простой. Просто это только в одном случае — если ты делаешь это с детских лет. А если пришёл уже на пороге взрослой жизни — будь ты хоть сотню раз музыкант. Все равно нужно освоить гласы, освоить последовательность разных служб, специфику звука, обиход и другие тонкости, которых просто море необъятное. Никуда не денешься — нужно приложить усилия и мозги. И время. А так не хочется. Сразу хочется денег, и побольше!

С мальчиком у меня в процессе службы были рабочие моменты. Где-то я разрешала подпевать, где-то просила помолчать и послушать. Насчёт «помолчать и послушать» у него почему-то возникли сложности — молчать он отказывался. Хотя не раз просила и я, и мои коллеги, которые, кстати, его очень дружелюбно приняли. Рассказали вкратце свои истории пути на клирос, посоветовали побольше приходить на службы и практиковаться. То, что мы просим мальчика помолчать и послушать, до глубины души возмутило и оскорбило этого самого мальчика. Он собрался и ушёл. Мы недоуменно смотрели ему вслед. А потом я поговорила с его мамой. Мальчик талантливый, амбициозный. Всегда был отличником, дома красуются грамоты. В училище тоже учится успешно. Думал, что он придёт, поразит всех своим соловьиным голосом, и я сразу дам ему денежку. Амбиции, понимаете?

Вспомнилось мне краткое взаимодействие, тоже клиросное, естественно, с одним скрипачом-виртуозом. Тот был уже постарше, к тридцати годам, и вёл себя крайне высокомерно и по-хамски. Кстати, приехал из бывшей союзной, что «на окраине», и в Москве карьера скрипача не складывалась. Подрабатывал в церкви на кусок хлеба. Да мы тоже не пяткой сморкаемся, отправили домой без денег ещё до начала службы. Мой друг и коллега, который мне прислал этого Серёжу, потом звонил мне и увещевал. «Ну ты пойми, он скрипач-виртуоз, беда с карьерой. Он амбициозный, очень амбициозный». Нет, друзья, мне это все непонятно.

А понимаю я вот что. Амбиции — это хорошо. Они делают нас целеустремленными, упорными, работоспособными, ассертивными. А гордыня — это плохо. Она превращает нас в дурачков. Но нам, к сожалению, это заметно плохо. А вот окружающим, напротив, бросается в глаза.