Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Почему стыдно продавать свои услуги психолога в блоге

Для чего вы пишете статьи о психологии? Чтобы поддерживать принадлежность к профессии и получать признание коллег? Вам клиенты не нужны? Часто читаю комментарии психологов о том, что они не формулируют чёткую цель ведения блога. Коучи советуют, значит, надо.

Некоторые мои статьи о том, как психологу привлекать больше клиентов с помощью текстов, вызвали сопротивление. Предлагаю поговорить о том, почему для некоторых психологов неприемлемо прямо или косвенно предлагать свои услуги в блоге, и почему это может вызвать чувство стыда.

Вытесненный гнев

Эта реакция была вытеснена с сайта психологов в соцсети. В моём контексте «вытеснение» не означает психологическую защиту. Это метафора, отражающая неготовность автора открыто писать о своих переживаниях на сайте психологов. Отсылка к термину неслучайна. Личное сообщение публикую с согласия автора.

«Лиза, я с большим почтением отношусь к тому, что вы делаете на сайте психологов. Но мне как психологу кажется недопустимым пиар своих услуг в статьях. Для меня это нарушение профессиональной этики. Да, я веду блог о психологии. Но я это делаю не для того, чтобы приманивать и уговаривать прийти на мою консультацию. Вот вы спрашиваете психологов, для чего они ведут блог, а я даже не знаю, как ответить. Мне просто нравится писать. У меня много подписчиков. И когда вы рекомендуете какой-то литературный приём, который помогает привлекать больше читателей, у меня возникает чувство стыда. Знаете этот мем «тыжпсихолог»? Так вот. Я – психолог, а не маркетолог. Я не занимаюсь продажами через текст. Я помогаю людям. Простите, если резко. С уважением, Лариса».

Из своего 15-летнего опыта в позиции клиентки психотерапевта я вынесла понимание, что любая острая эмоциональная реакция – сигнал о внутреннем конфликте. Если психологу не интересны мои статьи, он их не читает и, тем более, не оставляет комментарий, транслирующий сопротивление. Как говорил мой психотерапевт, там, где сопротивление, там много запертой энергии.

Почему стыдно продавать

Чувство стыда возникает в контакте со своими и чужими личными границами. Если происходит то, что несовместимо с внутренним представлением о добре и зле, возникает эмоциональная реакция. Но часто здоровый стыд подменяется ложной стыдливостью. Стыдливость – реакция в ответ на отсутствие одобрения окружающих. Проще говоря, стыд регулирует внутренний цензор, а стыдливость – внешний.

В культурно-исторической парадигме России на стыке 20 и 21 веков сформировалось много интроекций, связанных с деньгами. Напомню, что интроекция – ложное ограничивающее убеждение, навязанное значимыми людьми и принятое без критики. Львиная доля интроекций формируется в детско-родительских отношениях.

«Деньги – зло», «бизнес честным не бывает», «все богатые – воры» – такие интроекции наверняка знакомы многим. В моей родительской семье владельцев самых скромных «Жигулей» было принято называть куркулями. Мне понадобилось несколько лет психотерапии, чтобы позволить себе заработать миллион рублей. К несказанному удивлению, получив на карту сумму с шестью нолями, я не стала менее духовной.

Когда я доказывала своему гештальт-терапевту, что расхваливать себя как товар – недопустимо, он спрашивал: «А что страшное или опасное произойдёт, если ты расскажешь миру о своей ценности?»

А ещё я знаю, что сопротивление может быть следствием внутреннего конфликта. И такой конфликт, в котором сталкиваются две взаимоисключающие потребности "хочу получать доход" и "не могу говорить о своих услугах", в типологии неврозов знаменитого советского психиатра Владимира Мясищева относится к обсессивно-психастеническому типу. Это противоречие между желанием человека и ожиданиями окружения.

Психологических защит в таких случаях бывает много. Они на то и защиты, чтобы поддерживать безопасность и сохранность личности. Вопрос в том, препятствуют ли эти защиты адекватному финансовому достатку специалиста. Если денег достаточно, нет кредитов и ипотек, пусть защиты защищают! Тавтология не случайна. Как говорит мой консультант по полевой психологии, не чешите там, где не чешется.

Можно ли продавать помощь

Сама по себе формулировка «помогающий специалист» предполагает, что он помогает, а не продаёт. Но консультирование – платная услуга. И мне как клиенту с опытом сопротивления понятно, почему может возникнуть глубинный протест. Лично у меня внутри кричал созависимый спасатель.

А ещё у меня было очень мало заземления, то есть, опоры на материальный мир. Я была вся такая духовная! Просить деньги за свою работу? Да Боже упаси! Расхваливать себя? Да провалиться мне на месте от такого позора!

Мой гештальт-терапевт долго был рядом, пока я не встала на ноги по-взрослому.

Опора на землю в гештальт-терапии – важная часть терапевтического процесса. А деньги – феномен материального, земного мира. И если специалист открещивается от земной опоры, он стоит на одной ноге. Он опирается на Небо, а Земли под ним мало. Это может быть причиной низкого дохода.

Ещё больше информации о моей позиции блогера, о моём личном пути к успеху и о том, как грамотно вести блог, вы можете найти в открытой группе "ИСКУССТВО СИЛЬНЫХ ТЕКСТОВ".

Пять вопросов к психологам

А правда, уважаемые психологи, что такого неэтичного в честном признании «я консультирую за деньги»?

Кому-то из вас стыдно, что вы не занимаетесь исключительно благотворительностью?

Что невыносимого в том, что ваш непростой труд, которому вы обучались много лет, имеет не только гуманистическую ценность, но и цену?

Это что-то неприличное – обменивать титанический труд души, нервные затраты и жизненные силы на деньги?

Как вы думаете, для чего некоторым психологам важно демонстрировать свою бесплотную часть потенциальным клиентам?

Мне как аудитору психологических блогов важно это понять! Помогите разобраться!

Как продавать себя, оставаясь духовным помогающим специалистом

Продажа своих услуг через текст – не вывешивание на себя ценника. Это предъявление миру своей ценности – основа самоуважения личности. Цена и ценность не всегда совпадают.

Есть медийные консультанты, ценность которых формируется за счёт известности федерального масштаба. Клиенты платят не только за психологическую помощь. Они компенсируют эксперту энергию, которую он потратил, чтобы так высоко подняться и стать более заметным, чем другие.

Если клиент выбирает такой комплект, это его право. Право психолога создавать или не создавать такое предложение. Но предложение, в которое вложено больше энергии, имеет больший обменный потенциал. Вложение личной энергии психолога в текст усиливает процесс обмена энергией со средой. На границе контакта мощнее заряд.

То, что я как писатель, журналист и аудитор блогов предлагаю экспертам – не торговля собой на рынке, а проявление фигуры на фоне. Гештальт-терапия даром для меня не прошла. Чтобы клиенты могли найти специалиста, специалисту важно не сливаться с фоном. И первое проявление помощи в том, что психолог помогает клиенту найти и выбрать себя как консультанта.

Автор: Питеркина Лиза
Организатор тренингов

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru