Найти тему
Евгения Володина

ГОЛОС НИКОЛАЯ ВТОРОГО или Секреты Большого театра.

Как звучал голос Николая II, последнего русского царя? Сохранилась единственная запись с парада в честь дня рождения Государя 18 мая 1910 года. Конечно, этот фрагмент длиной в несколько секунд и качества столетней давности на соответствующем носителе не может дать полного представления о голосе Николая II. Но, все же, есть косвенные источники, которые помогут нам добавить некоторые штрихи к этому далекому голосовому портрету.

Любой правитель, всех времен и народов, - лицо публичное. И как публичное лицо он, в частности, должен уметь обращаться и к своему войску, и к своему народу на площади.

В этом отношении государи предшествующих эпох должны были априори быть лучшими ораторами, чем современные нам. Почему? Хотя бы потому, что у них не было микрофонов и усилителей звука :). И им приходилось использовать природные ресурсы, которые делали голос сильным и властным.

Тем не менее, у мастеров инженерной мысли прошлого были свои секреты влиять на голосовые качества, основанные на тонком знании акустических законов. Со времен египетских фараонов до наших дней сохранились (хоть и обрывочно) сведения об особом строении каменных тронов, которые передавали вибрацию через пол, усиливая до мистичности эффект громогласности и внушая ужас подданным, стоящим у его подножия.

С именем Николая II также связана одна интересная история царственного звучания голоса монарха. В Государственном Академическом Большом театре, крупнейшем в России, есть царская ложа, из которой смотрели спектакли государь и члены его семьи. Об этом хорошо известно. Но не каждый знает, что путь в эту ложу лежит через отдельное закрытое фойе, где имели право находиться только члены императорской семьи, а также приближенные из царской свиты. Там также устраивались приемы и балы. Малое императорское фойе (так именно оно называется) имеет круглую форму и удивительную акустику. Если встать на определенное место зала, то любой звук многократно усиливается за счет резонанса и кажется летящим отовсюду. Это производит довольно сильное впечатление, и, даже если Ваш собеседник находится прямо перед Вами, невольно хочется оглядеться вокруг, чтобы убедиться, что Вы действительно слышите голос, обращенный к Вам. Этим приемом пользовался Николай II, когда нужно было произнести речь или торжественно обратиться к гостям.

Возможно, у Вас возникнет вопрос, а как же поступали участники царских приемов, когда нужно было что-то произнести шепотом? Ведь это сразу стало бы слышно окружающим. Но удивительная форма фойе в виде ротонды предполагала наличие и этого эффекта в некоторых местах зала, который, бесспорно, знали опытные царедворцы.

Такие штрихи и открытия из далекого прошлого невольно подталкивают задуматься не только о наследии нашей культуры и науки, но и о великих тайнах, которые являет собой непостижимая Природа. Человеческий голос, его звучание в пространстве, - одна из самых изумительных тайн и даров, которые могут быть открыты ищущему и обретающему.

С любовью и глубоким уважением к Вам и Вашему голосу,

Евгения Володина.

  • Я во ВКонтакте: https://vk.com/evgenia_fedyasheva
  • Канал о развитии голоса: https://t.me/voicehunters
  • Дзен: https://dzen.ru/voice_hunters

    #бизнес_леди_рф #предприниматели #ресурс #переговоры #русский_язык #бизнес #большойтеатр #николайвторой #голос #предпринимательство #театр #государь #царь #император #парад #тайна #развитие #культура #акустика #наука #экологияголоса #крастота #искусство #природа #ораторскоемастерство #фараон #дарыприроды #дар