Найти тему
Архивариус Кот

«Тебе так легко, хорошо живётся на свете»

О.Н.Андровская в роли Смельской
О.Н.Андровская в роли Смельской

(«Таланты и поклонники»)

Нина Васильевна Смельская («актриса, постарше Негиной») – одна из «талантов», заявленных в пьесе. Мне всегда было интересно амплуа этой актрисы.

Из диалога Негиной с князем мы узнаём, что Саша «в последний раз играла» в «Уриеле Акосте» К.Гуцкова. В экранизации пьесы обычно вводят сцены из спектаклей, где она участвует. В фильме 1955 года Негина играет в «Гамлете», в фильме 1973 года – в «Уриэле Акосте» (в полном соответствии с Островским) и «Эмилии Галотти». Исходя из всего этого, можно предположить, что Негина была в театре на амплуа молодой героини.

А что Смельская? Из многочисленных пьес, составлявших тогда репертуар театров, Островский называет ещё одну.

В экранизации 1973 года есть сцена, где Смельская (её, по-моему, блистательно играет Н.Н.Терентьева, которую, кстати, я на сцене видела и в роли Коринкиной) выступает в каким-то водевиле. Канкан исполняет и Т.И.Алёшина в более раннем фильме. Но водевильная ли актриса Смельская? Негина пожалуется, что антрепренёр «назначает "Фру-фру" со Смельской». Звучит, конечно, очень по-водевильному (кто-то, возможно, ещё вспомнит несчастную лошадь Вронского), но попробуем разобраться.

Саму пьесу я найти не смогла, почерпнула лишь кое-какие сведения. Пьеса «Фру-Фру» («Frou-Frou») написала А.Мельяком и Л.Галеви, больше известными как либреттисты (им принадлежат, в частности, либретто «Кармен» Ж.Бизе и многих оперетт Ж.Оффенбаха). Из Википедии, которой не очень доверяю (но что делать, если других источников нет?), узнала, что это «серьёзная комедия» о светской женщине, изменяющей мужу и умирающей в финале. Приведены там и слова Э.Золя: «Пьеса представляла собой пленительную картинку одного из уголков нашего общества; в особенности первые акты содержали точно наблюдённые, правдивые детали; конец мне меньше понравился — он отдавал слезливостью. Бедная Фру-фру терпела чересчур уж суровое наказание, — у зрителя слишком горестно сжималось сердце; цикл жизненно достоверных парижских эпизодов завершался банальной картинкой, призванной исторгнуть слёзы у чувствительной публики». Нашлось, кстати, и толкование названия пьесы: «Французское frou – frou - это нечто непереводимое, шуршание и шелест на ходу нижнего белья и юбок из тафты... Шла элегантная дама, а её юбки издали (фру-фру, фру-фру) извещали об её приближении… "Фру-фру" назывался стиль в дамской одежде во второй половине XIX века».

Так что, скорее всего, Смельская – не водевильная артистка, а то, что в те годы называлось «гранд-кокет». Играет и имеет успех у публики, во всяком случае, Негина скажет: «Устраивают ей овации накануне моего бенефиса, подносят букеты».

Н.Н.Терентьева в роли Смельской
Н.Н.Терентьева в роли Смельской

А что же она за человек? Я бы сказала, что на фоне, например, той же Коринкиной очень даже неплохой. Судя по указанным пьесам, с Негиной они в разных амплуа, а потому не соперничают (скажет же она: «Да, Саша, твое положение очень неприятное; я понимаю; только я тут ни в чём не виновата»). Более того, в какой-то момент Смельская даже помогает Саше: приезжает к ней, чтобы дать совет о нужном для бенефиса платье, а обсуждает, видимо, не только наряд. Во всяком случае, мне кажется, что их «разговор шёпотом», прерываемый отдельными репликами («Вот что, Нина…» - «Неужели?» - «Да. Не знаю, что и делать». – «Как же быть-то? Да ты бы…»), - о приезде и изгнании князя. А затем, вынеся окончательное решение о платье («Всё это, душа моя, не годится»), Смельская уедет, но вернётся с подарком Великатова: «Вот, Саша, на! Это Иван Семеныч купил нам по платью. Это тебе, а это мне». А услышав: «Именно то, что мне нужно, Нина. Ах, как мило!» - с гордостью скажет: «Ведь я выбирала; уж я знаю, что тебе требуется».

Т.И.Ленникова и Т.И.Алёшина в ролях Негиной и Смельской
Т.И.Ленникова и Т.И.Алёшина в ролях Негиной и Смельской

Сейчас Смельская пользуется расположением Великатова. Его лошади, которыми она пользуется, вызывают восхищение Негиной («Как покатили! Что за прелесть! Счастливая эта Нина; вот характер завидный») – не случайно после этого объятья Мелузова ей покажутся «медвежьими». При этом Нина Васильевна уверена в себе: «Вы не ревновать ли вздумали? Так успокойтесь, он через день уезжает, да и я не уступлю его Саше». Это заявление вызовет оторопь Мелузова: «"Не уступлю". Вы меня извините, я таких отношений между мужчинами и женщинами не понимаю». И последует отповедь: «Да где же ещё вам понимать! Ведь вы жизни совсем не знаете. А вот поживите между нами, так научитесь всё понимать».

Да, она и «пожила», и «поняла»… Сначала и сама будет «в большом затруднении», выбирая между поклонниками: «За мной очень ухаживает князь… но мне и Великатова не хочется упустить». Но ей, возможно, первой станет понятно, кого выбрал Великатов. Она сначала будет иронизировать, хотя и слегка: «Предлагаете коляску и себя, конечно, в провожатые?» И, думаю, сразу увидит истинное положение вещей, а потому… Недаром же она резко отреагировала на предложение посоветоваться с Мелузовым о своём «затруднении»: «Он будет городить свою философию; нужно очень… Философия-то хороша в книжках; а он поживи-ка попробуй на нашем месте! Уж есть ли что хуже нашего женского положения!» Она достаточно твёрдо стоит на ногах, а потому сразу же попытается заполучить другого почитателя:

«Негина (Великатову). Вы такой благородный человек, такой деликатный… Я вам так благодарна, я не знаю, как и выразить… Я вас поцелую завтра.

Великатов. Очень буду счастлив.

Смельская. Завтра? Это долго ждать. (Дулебову.) Князь, а я вас поцелую сегодня, сейчас.

Дулебов. Готов служить, моя прелесть. Распоряжайтесь мной как угодно!»

Да, конечно, Великатов ей «гораздо больше нравится», но делать трагедии из случившегося она не будет.

С.А.Пелиховская и Н.Н.Терентьева в ролях Негиной и Смельской
С.А.Пелиховская и Н.Н.Терентьева в ролях Негиной и Смельской

Она придёт провожать Негину, станет расспрашивать:

«Смельская. Как ты скоро собралась, Саша, и никому ничего не сказала.

Негина. Когда же мне было! Я сегодня получила телеграмму и сейчас же стала собираться.

Смельская. Если б мы с князем не заехали на вокзал, так бы ты и уехала, не простясь.

Негина. Мне некогда было: я ни с кем не простилась, я собралась вдруг и хотела написать вам из Москвы.

Смельская. Так ты в Москву едешь?

Негина. Да.

Смельская. На каких условиях?

Негина. Предлагают очень хорошие, но я ещё не решилась, я тебе оттуда напишу».

Отметим это «мы с князем»: она уже нашла себе покровителя, поэтому уже и не слишком завидует… Поинтересуется, кстати, и Мелузовым: «А как же Петр Егорыч?.. Ты ему сказала?»

Она, в отличие от других, не станет злословить во время тоста Нарокова и комментировать его речь. А когда выяснится, что уехала Негина с Великатовым, позлословит, конечно: «Это очень заметно было; я сейчас догадалась. Разве Негина может ехать в семейном вагоне? Из каких доходов? Ей с маменькой место в третьем классе, прижавшись в уголку», - однако не уподобится брызгающему злобой Бакину и даже разъяснит ему, почему всё до последнего мгновения держалось в тайне: «Чтоб избежать разговоров; скажи он, что едет вместе с ними, сейчас бы пошли насмешки, остроты; да вы первые бы начали. А он стыдится, что ли, или просто не любит таких разговоров, я уж не знаю. Он сделал очень умно».

Ей не приходится особенно расстраиваться: в театре она осталась, видимо, единственной примой - «выпишет» ли князь обещанную артистку, ещё никому не ведомо, возможно, и не нужно это ему, раз Смельская позволяет свою нежность проявлять. А то, что князь стар… Можно найти и кого-то ещё, недаром же она уже готова «строить глазки» Мелузову: «Ах, какой милый! (Посылает рукой поцелуй)». Если не он (трудно представить себе, чтобы он так быстро забыл о Саше), то и другой может подвернуться…

«Тебе так легко, хорошо живётся на свете», - скажет ей Негина. Да, действительно, «характер завидный» помогает ей одолевать всё. Долго ли будет так? Кто знает…

Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Навигатор по всему каналу здесь

"Путеводитель" по пьесам Островского - здесь