Найти в Дзене

Четвертый кризис либерализма

Либерализм как идеология возник в эпоху модерна, во времена телеграфа, нефтеперегонных заводов и текстильных мануфактур.

За долгую свою историю он переживал триумфы и падения, но в итоге вышел победителем в цивилизационной гонке, последовательно разгромив всех конкурентов: империализм, фашизм и коммунизм. Однако по ходу борьбы не раз оказывался на грани поражения.

Так, в начале прошлого века, вера в колонии и «большие пространства» оказалась сильнее веры во взаимовыгодное сотрудничество. Для того, чтобы понять неадекватность империализма новейшим временам понадобился ад Первой мировой.

Затем видение истории как борьбы наций возобладало над идеей прогресса как нарастающей свободы, что привело к формированию в Европе целого ряда антилиберальных фашистских режимов и вызвало еще более страшную Вторую мировую войну.

В послевоенные годы представление о борьбе классов, как о движущей силе истории серьезно потеснило позиции либерализма, и к середине 70-х годов прошлого века было совершенно не ясно, к чему в итоге склонятся симпатии большинства человечества.

Здесь к счастью обошлось без Третьей мировой, уже ядерной. Либерализм своевременно осознал важность социальных гарантий как условия доступа всего населения к декларируемым политическим свободам и включил это понятие в свои «святцы».

Так либерализм прошел через все испытания и приобрёл своё современное обличие.

Современный либерализм базируется на следующих основных принципах:

Способность гибко реагировать на критику, перенимать и адаптировать лучшее, что есть у конкурентов и постоянное идеологическое творчество в итоге привели к фактической безальтернативности либерализма для современного индустриального общества.

Так откуда же наблюдаемый сегодня явный кризис недоверия как к отдельным постулатам либерализма, так и к либеральной идеологии в целом?

То, что либерализм, мягко говоря, «не здоров» доказывать надо?

Ладно, благо это сделал за меня израильский историк и политолог Юваль Ной Харари:

«В 2016 году, отмеченном голосованием по Брекзиту и избранием президентом США Дональда Трампа, волна разочарования достигла столпов либерализма — стран Западной Европы и Северной Америки. Если несколькими годами ранее американцы и европейцы еще пытались под прицелом оружия внедрить либеральные принципы в Ираке и Ливии, то сегодня многие жители Кентукки и Йоркшира считают либеральные идеи вредными или неосуществимыми.

Для создания иллюстраций использовались материалы из сервиса Яндекс.Картинки.
Для создания иллюстраций использовались материалы из сервиса Яндекс.Картинки.
Некоторые из них вдруг вспомнили, что им по душе старый иерархический мир, и не желают отказываться от своих расовых, национальных или гендерных привилегий. Другие пришли к выводу (справедливому или нет), что либерализация и глобализация — это масштабная афера, дающая преимущества крайне немногочисленной элите за счет всех остальных»

Если все идеологии умерли, то кто атакует либерализм по всем фронтам и на всех континентах?

Чем порождены все эти путины, орбаны, эрдоганы и трампы?

И почему атаки достигают цели?

Как правильно отметил Тимоти Снайдер, либерализм подводит самонадеянность. Политика предопределенности ослабила иммунитет западного общества, а следующие один за другим (начиная с 1998 года) экономические кризисы усугубили ситуацию.

Беда же обрушилась на головы либералов оттуда, откуда не ждали. В своё время либерализм использовал дозированный нигилизм (особенно в культурной области) как оружие против идеократий. Теперь он уже в виде «полного отрицалова» как бумеранг прилетел обратно.

По сути дела, сегодняшние антилибералы атакуют не столько сам либерализм, сколько сам факт способности человека сформулировать некие универсальные принципы. Даже больше – отрицается сама возможность существования системы взглядов, подходящих для всего человечества.

Собственно вот он, многополярный мир Путина: свой, уникальный для каждой страны набор ценностей, который следует ревностно защищать от внешних посягательств.

Взгляд, конечно, примитивный. Но очень притягательный для расслабленного мозгом одномерного человека.

Ведь даже самый поверхностный анализ откроет последствия утверждения такой международный системы. И первое из них - Bellum omnium contra omnes.

Война всех против всех.

Согласитесь, в ядерный век это дурная затея.

Что до либерализма, «переварит» он и эту напасть. Если, конечно, вовремя вспомнит о первоначальной цели всех своих свобод – возвышении Человека. Возвышении, а не сведении к примитивному производителю-потребителю массовых товаров и услуг.

А если нет, то стоит задуматься над вопросом того же Харари:

«А не пришло ли время окончательно порвать с прошлым и создать абсолютно новый проект, который не только выйдет за пределы старых религиозных доктрин и государств, но и не будет ограничиваться ценностями свободы и равенства?»