Перед тем, как начать, пожалуйста, ознакомьтесь с основной информацией о занятиях с ребёнком дома по моим планам.
Для занятия понадобится:
1) Игрушка мишка. Если такой нет, можно вырезать её из бумаги, картона;
2) Свечка с зажигалкой или фонарик;
3) Коробка. Можете оформить её ярко и красиво. Используется на каждом занятии. Я свою коробку обклеила самоклеящейся белой бумагой и мы с детьми раскрасили её при помощи губок.
4) Карточки с простыми для произношения изображениями (слова в 2-3 слога). У меня карточки из набора "Умница. Говорим";
5) Два-три стаканчика;
6) Красный или розовый пластилин. (Используйте обычный пластилин. Не тесто. Он должен быть в меру твёрдый, чтобы ребёнок тренировал моторику);
7) Небольшой кусочек пупырчатой плёнки;
8) Жёлтая гуашь;
9) Кисточка;
10) Стаканчик для воды;
11) Распечатанные шаблоны для творческой части (банку можно предварительно вырезать).
12) Массажный мячик «Су-джок» с колечками внутри. Продаются в аптеке, стоят от 50 до 150 рублей.
13) Карточки для раскрашивания водой многоразовые. Брала в Fix Price разные наборы и стараюсь выбирать по 5 карточек на занятие, которые будут подходить теме.
14) Ортопедические коврики (если есть), что-то для сооружения тоннеля. Этот пункт очень индивидуален. У меня используется мат от спортивного уголка. Кладу его поверх двух табуреток, чтобы ребёнок проползал под ним.
15) Музыка - Готовый плейлист в ВК (перечень композиций см. в конце публикации).
Краткий план занятия
1) Приветственный стишок;
2) Приветствие гостя — Мишки;
3) Игра на запуск речи с карточками и стаканчиками;
4) Творческая часть — Делаем банку с мёдом;
5) Музыкальная пауза;
6) Массажные мячики;
7) Малина из пластилина;
8) Красим водные многоразовые карточки;
9) Физминутка;
10) Завершающий стишок.
Подробный план занятия
1. Приветственная часть. Берёмся с ребёнком за ручки и произносим стишок:
«Фонарик наш огонь зажёг и собрались мы все в кружок.
Друг другу руки дать спешим и поздороваться хотим».
Затем зажигаем свечку и просим ребёнка задуть её. Обращаемся по имени и произносим действие, которое нужно совершить: «Ваня, дуй!» Так тренируется разговорный выдох, деткам очень нравится сам процесс задувания свечи. Если вы не хотите использовать свечку, можно заменить её на фонарик.
2. Показываем подготовленную игрушку. Спрашиваем у ребёнка, кто к нам пришёл. Если малыш ответил, то говорим, что правильно и повторяем чётко слово, которое было названо (миша, мишка). Если не ответил, то говорим сами, прохлопывая каждый слог "МИ-ША"
3. Игра на запуск речи. Подготавливаем карточки, на которых изображены животные или предметы с короткими названиями (2-3 слога). Количество - 3-5 шт (в зависимости от усидчивости ребёнка). Подготавливаем стаканчики. Их должно быть столько же, сколько и слогов в слове на карточке. Складываем их в подготовленную коробочку.
Показываем ребёнку коробку (желательно сделать её яркой и красивой и использовать на каждом занятии). Говорим: «Миша нам что-то принёс, давай послушаем». Просим малыша быть тихим, трясём немного коробку. Спрашиваем: «Громко или тихо?» Если малыш отвечает правильно, подтверждаем его ответ. Если неправильно или не отвечает, говорим сами, что тихо. Это пробуждает дополнительный интерес у ребёнка, а также способствует развитию фонематического слуха. Открываем и достаём содержимое.
Показываем картинку, называем слово, параллельно нажимаем пальцем на первый стакан (как на кнопку) на первый слог, затем на второй стакан, произнося второй слог. То есть, например, говорим: "КИ" - палец на стакан, сразу же говорим: "СА" - палец к следующему стакану. Ребёнку, скорее всего, понравится и он сразу захочет повторить. А если нет, то всё равно выполняем эти действия самостоятельно, побуждая интерес.
Стаканчики можно использовать любые.
4. Творческая часть — Делаем банку с мёдом. Спрашиваем "Что любит кушать мишка?". Если малыш отвечает правильно, подтверждаем его ответ. Если неправильно или не отвечает, говорим сами, что больше всего мишка любит мёд. Предлагаем ребёнку накормить нашего гостя мёдом и идём за стол.
Стол предварительно лучше застелить. Даём подготовленный кусочек пупырчатой плёнки и говорим закрасить его жёлтой краской. Предварительно, если необходимо, сами показываем, как именно это нужно сделать. Дальше берём шаблон и предлагаем малышу отпечатать там плёнку. Не нужно каждый раз красить снова. Только по необходимости. Но в нашем случае хватило на всю банку.
Во время выполнения включаем песню - Соня Селезнёва "Песня Маши про мёд"
5) Музыкальная пауза - включаем песню "Малышарики - Разминка". Даём ребёнку возможность потанцевать, побегать, попрыгать.
6) Массажные мячики. Даём ребёнку мячик «Су-Джок» с колечком внутри. Я оставила одно колечко, второе убрала на запас. Включаем песню Железновых «Катится колючий ёжик» и катаем его согласно тексту песни. Когда песня закончится, открываем мячики и достаём колечко. Включаем песню ещё раз. Одеваем малышу колечко на каждый пальчик или даём ему сделать это самостоятельно. Делаем пока звучит мелодия или пока ребёнку не надоест.
7) Малина из пластилина. Показываем ребёнку листочек с кустиком. И спрашиваем, чего здесь не хватает. Если малыш отвечает правильно, подтверждаем и хвалим. Если неверно или совсем не отвечает, говорим, что нет ягод. Рассказываем, что мишка очень любит малину и предлагаем дополнить картинку яркими ягодками.
Даём пластилин и просим разминать его в ручках. Использовать лучше классический пластилин, а не тесто для лепки, которое сразу очень мягкое. Ребёнок должен хорошо поработать пальчиками, разминая и разогревая полученный кусочек.
Затем показываем ему пример - отрываем небольшой кусочек, катаем из него маленький шарик и приклеиваем, надавливая, на место, где должна быть ягодка. Просим малыша повторить и делать также.
В это время включаем песню - Малышарики "Ягоды"
8) Красим водные многоразовые карточки. Этот этап не обязателен, можете придумать что-то своё, что не занимает много времени и очень увлекает малыша. Для нас это уже превратилось в ритуал в конце занятия. Я выбираю 5 карточек, по возможности чтобы они относились к теме занятия. Совет: используйте кисточки с водой, а не входящие в комплект водные фломастеры. Так покрытие не царапается и процесс проходит более динамично. Фоном включаем музыку — Малышарики «Рисование», Дети поют «Я рисую».
9) Физминутка. Здесь на ваше усмотрение. Что-то подвижное, весёлое. Я раскладываю в линию ортопедические коврики, после которых идёт самодельный «тоннель». Ребёнок пробегает по коврикам, затем проползает по тоннелю. Ему очень нравится. Фоновая музыка — Фиксики «Барабан», «Винтик», Волшебники двора «Хорошее настроение».
10) Завершение. Нам, как и в начале, понадобится свечка или фонарик. Садимся, берёмся за руки и проговариваем стишок:
«Огонь в фонарике погас, пора прощаться нам сейчас. Мы ручками помашем и до свидания скажем!»
Дальше задуваем свечку. Мы в конце всегда дуем по два раза.
Список музыки
🎵 Соня Селизнёва - Песня Маши про мёд
🎵 Малышарики — Разминка;
🎵 Железновы — Катится колючий ёжик;
🎵 Малышарики — Ягоды;
🎵 Малышарики — Рисование;
🎵 Дети поют — Я рисую;
🎵 Фиксики — Барабан;
🎵 Фиксики — Винтик;
🎵 Волшебники двора — Хорошее настроение;