Второго августа 1986 года на очередном параде, посвященном Дню рождения Воздушно-десантных войск, Василий Филиппович Маргелов, которого принято считать создателем ВДВ, произнес перед строем поздравительную речь шепотом. Чтобы слова отца были слышны всем, их громко дублировал полковник Александр Васильевич Маргелов – сын «Бати».
Есть в этой истории свои нюансы. Например: то, что Маргелов создал ВДВ и был первым десантником – это не совсем правда. Все забывают про Леонида Григорьевича Минова, памятник которому установлен в городе Воронеже.
Кроме того, тот парад 1986 года был «домашним». В нем участвовало всего-то около 200 человек из ВДВ. Вернее – не «домашним», а «больничным», потому что Василий Филиппович находился в это время в госпитале.
Подробнее о том случае – читайте далее.
Маргелов не любил лечиться
Василий Филиппович был тем человеком, который прошел Великую Отечественную войну, был несколько раз ранен. Сколько точно – сложно сказать. В основном, сходятся во мнении, что у Маргелова было 8 ранений. И всегда Василий Филиппович относился к ним довольно легко, без лишних переживаний: «Ерунда, царапина!».
А лежать в госпитале Маргелов просто ненавидел. На него наводили тоску больничные стены. И не только больничные.
«Батя», как написали в книге «Десантник № 1» Александр и Василий Маргеловы, любил ездить на охоту и рыбалку. Он часто мотался в Белоруссию, под Псков, в Тулу, в Каунас.
Однажды, в годы Великой Отечественной войны, Василий Филиппович получил осколочное ранение в ногу, но продолжал командовать своими бойцами.
Дело было на реке Миус (тогда – Украина). Маргелов занимал должность заместителя командира дивизии и вел бойцов в атаку. Немцы начали вести огонь из минометов. Один из осколков попал в ногу Василию Филипповичу, но тот продолжил командовать солдатами.
А однажды Маргелов получил ранение в руку. Из-за этого у него перестал сгибаться один палец. Он постоянно был оттопырен. И это можно было сразу заметить, когда Василий Филиппович прикладывал руку к голове, чтобы выполнить воинское приветствие (а не «отдать честь», как пишут некоторые).
Но самым серьезным ранением было повреждение горла. Маргелова оно беспокоило до середины 80-х.
С 1941 года рядом с «Батей» была Анна Александровна Куракина, которая стала Маргеловой уже после войны.
Василий Филиппович познакомился с этой женщиной, как раз, в госпитале. Она была медиком. Встречались, строили отношения. А расписались после Великой Отечественной.
Анна Александровна внимательно следила за состоянием здоровья супруга. Постоянно говорила ему, что нужно сделать операцию – чтобы горло больше не беспокоило.
Но в 80-х Анне Александровне было уже за 70 лет. Мужа она не так сильно дергала. Надавили сыновья, которых Маргелов послушался и согласился на операцию. Её делали в госпитале им. Бурденко в Москве.
Операция и восстановление
Сама операция прошла успешно, однако случилось так, что Василий Филиппович потерял голос – почти. Он мог говорить только шепотом. А тут – 56-я годовщина создания Воздушно-десантных войск.
Решили отмечать.
В палате у Василия Филипповича собрались все близкие и родные люди. Даже успели накрыть стол. Наверное, он не ломился от закусок, но выглядел празднично.
Собрались уже выпить и закусить. Но тут кто-то доложил Маргелову, что на территории госпиталя собрались десантники, чтобы поздравить «Батю». Это были рядовые, сержанты – ни одного офицера. Впрочем, мне кажется, это ложная информация. Какие-то командиры должны были присутствовать. Либо же это были те, кто уже демобилизовался.
Маргелов, узнав, о прибытии личного состава, не без помощи сына Александра вышел на улицу и решил поздравить десантников с праздником.
Василий Филиппович говорил очень тихо. Некоторых это шокировало. Бойцы ранее слышали, как командовал Маргелов – довольно громко, четко. А тут – шепот.
Александр Васильевич Маргелов нашел выход из положения. Он громко дублировал слова отца.
От волнения голос сына Маргелова стал хриплым – очень похожим на голос самого «Бати». Бойцам казалось, что Василий Филиппович стал говорить громко.
Потом «дядя Вася» лично поздоровался со многими бойцами, поговорил с ними, спросил, как добывались медали, красовавшиеся на груди у десантников. В общем, встреча была очень теплой.
Василий Филиппович Маргелов прожил еще около 4-х лет. В 1990-м он ушел из жизни. Что сказать?! Это был самый настоящий «отец солдатам».