Старики воодушевленно расспрашивали гостей о больших городах, что нового появилось в них за последние десять-пятнадцать лет. Когда их вопросы закончились, Сева рассудил, что теперь и он может кое-что разузнать у старых курян.
—А вы всегда в Курильково жили? - спросил он, громко отпивая из кружки чай.
—Так и есть, с самого рождения мы с бабкой туточки! - закивал как болванчик дедушка Басандай.
—И не бывали вы никогда в других местах? - продолжил он допрос.
—За кого вы нас держите?! - криво усмехнулся хозяин дома. - Я в свое время где только не бывал. Я раньше на баркасе шкипером служил. Перегонял грузы, пока в руках сила не стала как сквозь пальцы утекать… Так и засели мы в этих четырех стенах. А старуха моя в институте тоже училася… Ученая бабка-то у меня, а потом в Турухине учителкой тридцать лет отработала! И девчата наши училися все. Но все равно в старости в родные края охота вернуться! Это нам почти две сотни годков на двоих, да и дочки наши старушки уже. В таком возрасте уже ничего не хочется, только покоя!
Сева увидел что старики охотно отвечают на любые вопросы, поэтому решил рискнуть и спросить о том, что на самом деле его интересует.
—И всегда здесь все… вот так было? - он специально задал такой размытый вопрос.
—Как "так"? - удивилась бабушка Енга.
—Ну, вот традиции ваши, окуривания, женитьба на черном человеке… Всегда это было? - Всеволод говорил это таким будничным тоном, что аж сам собой загордился, насколько искусно сыграл безразличие. Но не смотря на это, он чутко следил за тем, как отреагируют старики-куряне на эту провокацию. Станут ли тоже гнать его из дома… или наконец он получит желанный ответ?
Кукчи долго друг на друга смотрели, будто переговариваясь телепатически, решая ответить ли на опрос малознакомого парня, и через какое-то время хозяин дома все же заговорил.
—Всегда не всегда, а на моем веку было что снопов не курили совсем… Молоды были, слишком заняты собой, - он горестно отвернулся к малюсенькому окошку в выбеленной стене. Его поддержала жена.
—Да, помню хорошо то времья! Туго приходилось… Не до правил было, потом и поплатились мы, конечно… Хлебнули тогда горюшка полную чарку! Куряне как мухи дохли, пока не вспомнили о должном…
—А что же… стало причиной? - тяжело сглотнув, спросил Сева. Он не верил что наконец открыл этот ящик Пандоры и теперь немного побаивался того что из этого ящика на него может выплеснуться.
—Причина знамо кака! - нахмурился Басандай. - Черный человек приходил, табунами людей уводил. Мы засыпать боялись, но все равно как по волшебству спали все, а утром просыпались под воли и плачь тех кто раньше нас проснулся и обнаружил, что родные его того… за хозяином ушли!