Когда речь идет о самом знаменитом соборе Парижа, то мы сразу же вспоминаем Нотр Дам , благодаря стараниям Виктора Гюго по большей части. Если бы не его знаменитый роман, окруженный ореолом славы, я думаю, что Сен-Шапель была бы лицом церковной архитектуры Франции. Но я ни в коем случае не хочу сказать, что Нотр Дам де Пари чем то хуже, кончено нет, это прекрасный собор с богатейшим прошлым и как нет Рима без Колизея, так нет Парижа без Нотр Дам. И на этой хвалебной ноте я медленно отхожу от первой по посещаемости церкви французской столицы, к третьей в этом списке…
Начну я с истории Сен- Шапель, которая началась в XIII веке благодаря королю Людовику IX. В это самое время крестоносцы разграбили Константинополь, в городе хранилось очень много христианских реликвий, которые стали трофеями для рыцарей, главными из них были - Венец Иисуса Христа и фрагмент креста на котором он был распят. Но Людовик, будучи очень набожным человеком захотел выкупить у крестоносцев их трофеи. Кроме венца и креста , монарху достались гвозди, которыми Спасителя прибивали к кресту. После их покупки было организованно торжественное внесение святых реликвий в Париж, на процессию вышел весь город чтобы встретить святыни, которые лично нес в руках сам король. Надо сказать, что мгновенно возник большой вопрос о хранении столь ценных вещей, сначала они были переданы для сохранности в Собор Парижской Богоматери, но дальновидный Людовик, понимая уязвимость этого места, отдал приказ о возведении часовни, столь роскошной и величественной, какой Париж еще не знал. Только такое место хорошо подходило бы для хранения Тернового венца.
Строительство здания продолжалось три года, лучшие мастера трудились над этим проектом. В то же время у церкви появляется название Сен- Шапель, что переводится с французского как святая капелла. Не трудно догадаться почему ее называли святой, если учесть что в ней хранились главные святыни христианского мира.
Годы Великой французской революции обошлись с Сен- Шапель жестоко, по приказу Конвента ее должны были снести и даже начали это делать, но к большому счастью указ выполнили не до конца. Долгое время она находилась в полуразрушенном состояние и через какое-то время парижане начали восстанавливать свою достопримечательность по старым чертежом сохранившимся с тринадцатого века.
Внутри здания имеется два этажа. Изначально первый этаж предназначался для слуг короля , второй - для членов его семьи, из чего следует, что второй этаж более богато украшен чем первый. Высота потолков на нем достигает двадцать метров, а стены почти полностью состоят из изящных витражей, на которых можно увидеть сюжеты из Библии. Кстати, количество изображений впечатляет, общий счет их - около тысячи, причем больше половины из них являются подлинными, то есть созданными мастерами XIII века.
В убранстве Сен-Шапель использовано много изображений лилий, считающихся символом Франции.
На синем полотне потолка в унисон горят золотые звёзды, создавая впечатление чертога сказочного короля из средневековой сказки. Центральная линия сюжета ветражей посвящена Христу. Но есть один витраж, который изображает историю Тернового венца.
Увлекшись рассказом о Святой капелле я совершенно отвлекая от тех вещей, для чего она построена…
Священные реликвии не хранятся в часовне еще со времен французской революции. Сейчас эти сокровища находятся в Нотр Дам де Пари. В первую пятницу каждого месяца, а также в Страстную Пятницу Великого поста Терновый венец вместе с частицей Креста Господня и Гвоздем от него выносятся для поклонения верующим. И мне посчастливилось их увидеть еще во время моего первого путешествия в Париж в 2013 году.
У меня как и у любого другого человека от Сен- Шапель остались только хорошие впечатления , изысканность ее витражей не знает себе равных. Я завидую белой завистью тем кому еще предстоит поездка во Францию, тем кто еще не видел Париж. Сколько же впечатлений им предстоит испытать когда они переступят порог этой замечательной капеллы.