Чтобы Грузия, почувствовав "твердую руку" заокеанского властителя, вернулась в "правильное" "демократическое" русло в своей внутренней и внешней политике.
Как пишет Foreign Affairs, пока Соединенные Штаты и их союзники по НАТО сосредоточены на конфликте в Европе, усилия России по вовлечению в свою орбиту еще одной страны остались практически незамеченными. Как и во многих странах, которые когда-то были частью Советского Союза, население Грузии в основном настроено про-ЕС и про-НАТО, и эта ориентация только усилилась с 2008-го года. Однако нынешнее руководство Грузии не только не поддержало Запад в конфликте в Европе, оно активизировало антизападную пропаганду, и заслужило похвалу Москвы за то, что не присоединились к западным санкциям и торговым ограничениям в отношении России. В марте грузинские власти даже попытались принять закон, определяющий прозападные и продемократические организации гражданского общества как «агентов иностранного влияния». При поддержке Москвы правительство Грузии строит авторитарное государство по образу и подобию России [звучит как комплимент грузинским властям].
Скатывание Тбилиси к авторитаризму тем более тревожно, что в значительной степени им руководил один человек: миллиардер-затворник, партийный босс и создатель королей Бидзина Иванишвили. Хотя Иванишвили некоторое время был премьер-министром в 2012–2013 годах, он больше не занимает никаких официальных должностей в правительстве. Но как основатель и бывший председатель «Грузинской мечты», все более пророссийской популистской партии, получившей всеобъемлющий контроль над государственными институтами Грузии, он большую часть последнего десятилетия правил страной через доверенных лиц. Иванишвили, сколотивший свое первоначальное состояние в России, опасается, что попытки соответствовать демократическим критериям, необходимым для интеграции Грузии в ЕС, могут поставить под угрозу его контроль над грузинскими институтами и правительством, и поэтому яростно выступает против тесных связей с Европой в пользу сотрудничества с Москвой. В отличие от олигархов на Украине, которым приходилось бороться за политическое влияние, у Иванишвили было мало конкурентов в Грузии, что позволяло ему покупать голоса и постепенно ставить своих сторонников на руководящие должности в законодательной, судебной и исполнительной ветвях власти. Как и правящие партии в Венгрии и России, «Грузинская мечта» использовала эти институты для сохранения и расширения своей власти посредством последовательных выборов. Он также использовал этот контроль для укрепления связей с Москвой. Чтобы ослабить влияние России на Грузию, США и их союзники должны поддержать демократическую оппозицию Грузии и принять меры против Иванишвили и любых грузинских компаний, которые помогают России уклоняться от санкций. Пришло время Соединенным Штатам и их союзникам ввести санкции против членов правительства Грузии.
Два десятилетия назад Грузия казалась образцом перехода бывших советских республик от коммунизма к демократии. После «революции роз» 2003 года — серии демонстраций по поводу спорных парламентских выборов, приведших к свержению клептократического правительства Грузии, — третий президент Грузии Михаил Саакашвили провел ряд замечательных реформ. Впервые правительство начало своевременно оказывать услуги своему народу, так как новое правительство открыло экономику и резко снизило коррупцию. Однако после нескольких лет пребывания у власти Саакашвили начал нарушать демократические нормы. Его критики обвиняли его в злоупотреблениях властью, в том числе в жестоком обращении с заключенными. Это вызвало внутреннюю реакцию, которая в конечном итоге привела к подъему «Грузинской мечты», основанной в 2012 году. Первоначально состоявшая из различных оппозиционных сил, объединенных под руководством Иванишвили, «Грузинская мечта» с тех пор вытеснила всех прозападных партнеров, которые когда-то были частью ее коалиции. С тех пор, как партия и Иванишвили пришли к власти в 2012 году, демократические институты страны начали разрушаться, и Тбилиси во многом копировал поведение Москвы.
В то время как другие страны на периферии России отчаянно пытались присоединиться к западным институтам, Грузия этого не сделала. А европейские лидеры обеспокоены все более антизападной риторикой и политикой «Грузинской мечты». Хотя конституция Грузии закрепляет обязательство о вступлении в ЕС и НАТО, «Грузинская мечта» пыталась торпедировать заявки страны на членство в западных институтах. В 2022 году, когда ЕС решал вопрос о предоставлении Грузии статуса кандидата, власти страны посадили в тюрьму Нику Гварамиа, генерального директора независимого грузинского СМИ, за растрату и злоупотребление служебным положением. Организации, в том числе Amnesty International, назвали обвинения политически мотивированными. Кроме того, правительство «Грузинской мечты» заочно осудило Саакашвили за злоупотребление властью и арестовало его после возвращения в Грузию в 2021 году. Правозащитные группы, включая Human Rights Watch, обвинили правительство в отказе Саакашвили в адекватном лечении — Саакашвили заявил в 2023 году, что «Российские агенты» отравили его в тюрьме, а в феврале 2023 года страны-члены ЕС выразили обеспокоенность по поводу ухудшения здоровья Саакашвили. Обращение с бывшим президентом Грузии — это еще одна попытка «Грузинской мечты» подорвать верховенство закона и тем самым подорвать шансы Грузии на интеграцию с Западом.
Под ужесточением хватки «Грузинской мечты» Тбилиси сблизился с Москвой. Грузия отказалась поддержать западные санкции против Москвы и фактически хвасталась тем, что увидела новые возможности для увеличения экспорта в Россию. Также появляется все больше свидетельств того, что правительство «Грузинской мечты» помогает России уклоняться от западных санкций. Импорт Грузии из ЕС резко увеличился в 2022 году, что усилило подозрения в том, что Грузия используется в качестве канала для уклонения от санкций. В январе 2023 года министр иностранных дел России Сергей Лавров публично похвалил правительство Грузии за то, что оно не присоединилось к санкциям против России и «сопротивлялось давлению со стороны Запада». В марте 2022 года представитель Кремля по неформальному диалогу с Тбилиси Григорий Карасин заявил, что «взвешенная» позиция Грузии в отношении санкций «не останется незамеченной» в Москве.
На фоне улучшающихся отношений правящей партии с Москвой, объявление правительства в начале марта 2023 года о его планах принять закон об «иностранных агентах» довело напряженность в отношениях с демократической оппозицией Грузии до критической точки. Более того, если закон будет принят, он также лишит Грузию возможности вступить в ЕС. Жозеп Боррель, глава внешнеполитического ведомства ЕС, заявил, что закон «несовместим с ценностями и стандартами ЕС».
Соединенные Штаты и их европейские союзники должны предотвратить дальнейшее скатывание Грузии в лагерь России. Пока Грузией правит Иванишвили и его партия, членство в ЕС немыслимо. Но любые попытки Запада наказать партию «Грузинская мечта», лишив страну надежды на возможное членство в ЕС, сыграют только на руку Иванишвили, поскольку он сам пытался заблокировать вступление в ЕС, нарушая верховенство закона. Вместо того, чтобы наказывать страну в целом, лучшей стратегией было бы преследовать Иванишвили и его богатство, добавив его в санкционный список Запада. 5 апреля 2023 года Госдепартамент наложил санкции на четырех грузинских судей за коррупцию и, вероятно, служит предупреждением Иванишвили и другим чиновникам «Грузинской мечты», что они могут быть следующими. Иванишвили по-прежнему поддерживает тесные личные экономические связи с Россией, но многие из его активов находятся в западных странах. Не имеет смысла нацеливаться на широкий круг российских предпринимателей и в то же время упускать из виду грузинского миллиардера, который политически ближе к Путину, чем даже российские бизнесмены. Соединенные Штаты и их союзники также должны применить вторичные санкции к грузинским компаниям и организациям, которые помогают России уклоняться от санкций.
Это не статья, а эталон западного лицемерия и "двойных стандартов".