Сейчас довольно востребованы статьи, предоставляющие возможность перемыть косточки "ну тупым" иностранцам из числа рядовых зрителей, что не в силах понять и оценить "золотую коллекцию" советского кино по достоинству. Я к подобному поветрию отношусь скептически: даже с учётом бытовавшей, а зачастую сохранившейся "там" предвзятости к нашему кинематографу, нельзя требовать от жителей других стран идентичного восприятия того, что теперь не всегда и нашей молодёжи понятно по части советских реалий и культурных кодов. Поэтому лично мне интересней знакомить своих читателей не только со стародавними рецензиями западных киножурналистов, но и с "аутентичными", то есть соответствующими своей эпохе, отзывами отечественных киноведов и газетчиков о премьерах фильмов 1930-1980-х (из тех, что популярны или памятны до сих пор).
Самое же лакомое - находить отклики про то или иное кино в зрительских письмах, печатавшихся в центральной периодике вроде "Советской культуры". Хотя сомнения по поводу их подлинности, бывает, что и терзают (не творчество ли это редколлегии?). Так или иначе, всё это позволяет сравнить восприятие наше нынешнее и "наших предков". Как в случае с опубликованными "по горячим следам" - в июне 1973 года - мнениями о "Большой перемене", впервые вышедшей на экраны телевизоров почти полвека назад (29 апреля):
* * *
Это очень правдивый фильм. Он заставляет о многом думать. О том, например, как много внимания уделяет наша страна воспитанию и образованию советских людей. Прекрасно сыграна в «Большой перемене» роль молодого учителя, приятно было вновь встретиться на экране с нашей любимой актрисой Л. Касаткиной (директор школы).
В. КОВАЛЁВ, старший контролёр автостоянки, Сухуми.
* * *
Телефильм «Большая перемена», поставленный на «Мосфильме», показался мне очень поучительным. Он критикует некоторых нерадивых (ещё встречающихся в жизни) педагогов и тех великовозрастных учеников, кто не хочет учиться.
Такие фильмы нам нужны. И в лёгкой комедийной форме можно говорить о вещах серьёзных и значительных.
Г. ЮЗБАШЕВ, Грозный.
* * *
Фильм очень понравился всему нашему 9-му классу. И мы полюбили тот — экранный — «прекрасный, сумасшедший 9-а». Ещё нам очень полюбилась песня, которую в фильме поёт Нелли Леднёва.
До свидания, с горячим приветом
9-й класс: Саморукова, Патрикеева, Бурлаков, Дугина, Лешева и другие.
Ивановка, Раменский район, Московская область
* * *
Пишу вам под впечатлением от просмотра нового многосерийного телефильма «Большая перемена». Возможно, случается в жизни так, что молодой учитель запутавшись в своих личных делах, спит на уроке, мечтает о добрых намерениях, но на деле оказывается не в состоянии осуществить их. Возможно, такое бывает. Но стоило ли в кинокартине превращать учителя в эдакого чудака, который ничего не умеет и, как мальчишка, реагирует на все «шалости» своих учеников? А они над ним просто издеваются: один пьяным влезает в окно классной комнаты, другой неистово орёт, а третий уходит с урока... Жаль, что всё это в «отработанном под юмор» виде вынесено на экран.
Н. ПОЛТОРАКОВ, ветеран Великой Отечественной войны, Москва.
* * *
Просмотрела все четыре серии «Большой перемены». И подумала: зачем авторам фильма было прибегать к таким сценам, когда учитель засыпает на уроках или бросается в реку (от несчастной любви)? Могут сказать: таковы, мол, особенности жанра комедии. Но ситуации-то эти вовсе и не комедийные, а просто абсурдные. А в жизни школы бывают случаи и поострее, и посмешнее.
Я не учитель. Сейчас нахожусь на профсоюзной работе районного звена. Но 30 лет занималась комсомольской и партийной работой, знаю внутреннюю жизнь учительских коллективов и на селе, и в городе на примере нескольких областей. Многое в фильме (даже с учётом «специфики жанра») показалось мне довольно далёким от жизни.
К. ТЕЛУШКИНА. Сокол, Вологодская область
* * *
Появления на телеэкране многосерийной ленты ждал с большим интересом.
Думалось: какой благодатный материал для весёлый умной комедии - молодой неопытный педагог и класс великовозрастных учеников, хороших производственников, дружных и добрых ребят и девушек, ведущих себя иногда в этой школе, как мальчишки и девчонки.
Но прошла последняя, четвёртая серия. И выяснилось: нет в кинофильме настоящий рабочей молодёжи, и тяги к знаниям нет. Есть хулиганистый парень Ганжа, «дёргающий» нервы всем педагогам, есть рабочий, пришедший учиться в ожидании, что ему за это будут платить, есть заядлый танцор не собирающийся учиться и освободившийся от вечерней смены ради танцев, есть, наконец, учащийся, в котором бушует буря ревности, этакий Отелло. И есть пожилой рабочий, весьма туго воспринимающий учёбу и постоянно попадающий в нескладные ситуации. Под стать ученикам в фильме и педагоги. Судите сами. Одна из педагогических дам радуется тому, что среди них появляется мужчина: у него будут спички, а она курит. Все приходят в умиление от того, что новый педагог Нестор Северов пропускает всех вперёд, выходя последним. Даже избитый «классический треугольник» выглядит удивительно беспомощно: он (Северов), она (Полина) и некто третий, ревнивый учащийся школы. Он думал, что она жена этого третьего, а тот считал её мужем Северова. Полина любит Северова, а Северов — это всему классу известно — любит Полину. И всё, естественно, благополучно устраивается «под занавес».
Стало досадно за великолепных комедийных актёров (как всегда, неподражаем Е. Леонов), вынужденный растрачивать свой талант.
Ю. КОЛОМЗИН, научный работник НИИ, Горький.
(с) ОСR текста писем из газеты "Советская культура" и пролог - Albert Magnus, специально для kin0guru
Использованы кадры из т/ф "Большая перемена" в свободном интернет-доступе
А с кем из авторов представленных писем Вы согласны?