В начале 19 века на смену аристократии постепенно приходит буржуазия, более прагматичная и настроенная на получение прибыли. Помпезность архитектуры и интерьеров, которые давали простор фантазии, а аллегории наводили на размышления ушли в прошлое, появился элегантный модерн. Первый вокзал Российской империи, построен в этом стиле (в 1904 году).
Если двигаться вдоль первого железнодорожного пути, именно сюда прибывал поезд с государем, то можно увидеть императорский павильон. Здание служило местом уединения самодержца, которому иной раз хотелось побыть в одиночестве и поразмышлять, например, о судьбе страны.
Павильон, Введенский канал и флигель Семеновского полка определили архитектуру нового вокзала. Архитектор С.А. Бржозовский и инженер С.И. Минсин блестяще справились со своей задачей.
Реставрационные работы Витебского вокзала начались лет пять назад. На ризалите здания увидела восстановленные гербы Петербурга и Витебска, - конечные пункты Витебской дороги на момент постройки вокзала.
На часовой башне свое место заняла летящая сова, - покровитель путешественников. Говорят, что здание Витебского вокзала по своей форме напоминает паровоз, башня с часами – трубы, главный вестибюль - будка машиниста, а входная группа в помещение вокзала – это котел.
При строительстве вокзала были использованы все технические новшества. Начиная от лифтов, освещения, вентиляции и заканчивая отдельными тоннелями для пассажиров, багажа и почты.
Николай II недолюбливал Петербург, предпочитая ему Царское Село, при необходимости садился в поезд и прибывал в столицу. Государю государево, а буржуа свое. Передвижение по железной дороге требовало пунктуальности, однако у солидных людей опоздание считалось хорошим тоном и подчеркивало значимость персоны.
Карманные часы прочно вошли в моду, но носили их, чтобы оттенить свое положение в обществе и редко пользовались по назначению. Первое время начальник вокзала часто выслушивал недовольных пассажиров: «…я, достойный человек приобрел билет, заплатил деньги, но приехав, обнаружил, что поезд уже ушел».
Постепенно люди привыкли, что вокзал – это точный механизм и массовые опоздания прекратились, тем не менее, на вокзале часы были и есть всюду, у входа, у касс, в залах ожидания, в ресторане, в буфете.
Кроме часов, у билетных касс всегда было окно с телеграфом, около которого постоянно стояла очередь. В то время телеграф был единственным средством быстрой передачи информации. Рядом обычно продавали газеты и журналы.
Все поезда отправлялись по петербургскому времени, и вместе с билетом пассажиру вручалась карточка, где было обозначено время прибытия поезда на каждую станцию. Исключением был Финляндский вокзал, который принадлежал великому княжеству Финляндскому, расхождение со столичным временем составляло 20 минут и поезда отправлялись по финскому расписанию.
Украшением Витебского вокзала является вестибюль с красивой парадной лестницей. Потолок в вестибюле высок, более 20 метров, лестница из серого ревельского мрамора декорирована благородными бронзовыми торшерами. На полу сохранилась плитка, рисунок которой затерся за столетие, но она родная.
Вестибюль наполнен светом со всех четырех сторон. Над входом большое витражное окно, слева на втором этаже окна зала ожидания 3 класса. Над фризом парит Меркурий – покровитель путешественников. Витебский вокзал сохранил почти все исторические интерьеры, и пребывание внутри доставляет немалое удовольствие.
Здесь одно помещение перетекает в другое, нет глухих стен и замкнутых пространств, все продумано до мелочей. Залы вокзала удобны и элегантны, поэтому вестибюль был занят под фотосессии, съемку роликов и репетицию танца.
Довелось увидеть восстановленное помещение ресторана, стойка которого якобы выполнена в той же мастерской, что и мебель для парижского ресторана «Максим».
Зал ожидания для пассажиров 1 и 2 класса получил название картинного, по периметру размещены полотна, позволяющие увидеть, как менялся облик вокзала со временем.
Арка, большие окна, ажурные светильники, создавали атмосферу приятного ожидания перед дорогой для пассажиров. В картинном зале, вероятно, стояли мягкие диваны, но их заменили на деревянные с резными спинками.
Из картинного зала мы прошли в световой зал, который напомнил фрагмент петербургской улицы. В конце пространства имитация стены классического здания, которая уходит вниз в узкий коридор. По изящной винтовой лестнице, можно спуститься на первый этаж.
Коридор первого этажа создает видимость городского канала, по второму этажу тянется легкая решетка похожая на ограждение набережной.
Справа за окнами размещался зал ожидания для дачников, сейчас здесь пригородные кассы и магазины. В конце пространства установлена скульптура Францу фон Герстнеру, в руках чешский и австрийский инженер держит модель паровоза «Проворный». На постаменте надпись: «Автор и строитель первой железной дороги в России Санкт-Петербург-Царское Село-Павловск. Открыта 30 октября 1837 года».
Из светового зала прошли на платформу, которая защищена дебаркадером, это сооружение часто называют Эйфелевой башней на боку. Железный каркас, - очередное торжество инженерной мысли, эстетично и функционально.
Арки, купола, шатровые навесы, все соединено при помощи клепки. В конце платформ дымка, впечатление, что сейчас начнут снимать кино или мы войдем в другое измерение. Не зря все-таки рельсы расположили на 2-м этаже.
Архитектором С.А. Бржозовским построен Рижский вокзал в Москве, ничего общего здания не имеют, но вокзал достоин внимания.
Спасибо, что прочитали!