Найти в Дзене
Строительный мир

Железную дорогу, призванную в будущем соединить Транссиб и СевСиб, достроят в ближайшее время

Оглавление

В скором времени линия Карабула – Ярки, которую начали строить в Нижнем Приангарье четырнадцать лет назад, наконец, может быть закончена. Ее наличие поспособствует дальнейшему развитию региона, дав толчок к созданию новых промышленных предприятий. К тому же железная дорога свяжет удаленные территории Красноярского края со столицей региона и Транссибом.

© yandex.ru/map-constructor (Построенный участок дороги на карте)
© yandex.ru/map-constructor (Построенный участок дороги на карте)

Михаил Белоусов, основатель ГК «Маршал» и «Академии логистики»:

«В перспективе линию можно продлить на север через р. Ангара для добычи и вывоза полезных ископаемых, строительства новых месторождений и освоения территорий. Среднесибирское плоскогорье богато лесами, минералами и нефтегазовыми месторождениями. Единственный маршрут, по которому сегодня можно осуществлять движение — проезд вдоль нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий Океан, который имеет ограниченную пропускную способность, длительный срок согласования и оформления пропусков. Получение последних к тому же стоит недешево. Поэтому строительство железной дороги за Богучаны, дальше на север — давно назревшая необходимость».

Старт проекта

В перспективе стальная магистраль пересечет Ангару и пройдет в северном направлении примерно на 20 км от реки. По задумке, ветка, тянущаяся от ст. Решоты, в будущем должна стать частью перемычки между Транссибом и планируемой Северо-Сибирской магистралью (СевСиб). Проект последней разрабатывался в нескольких вариантах еще при СССР. В позапрошлом десятилетии, когда Росжелдор предварительно одобрил проект, попавший позднее в Стратегию РЖД, приоритет отдавался направлению Нижневартовск – Колпашево – Белый Яр – Лесосибирск – Усть-Илимск (около 2 тыс. км).

© ОАО "РЖД" (Фрагмент карты из Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года, опубликованной в 2008 г.)
© ОАО "РЖД" (Фрагмент карты из Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года, опубликованной в 2008 г.)

Стальную магистраль длиной порядка 250 км до ст. Карабула (п. Таежный) протянули к 1977 году. Сегодня по ней ежедневно курсирует пассажирский состав до Красноярска. Примечательно, что на этом направлении с 1930-х действовала узкоколейка для вывоза леса, протяженность которой от Транссиба в направлении Ангары некогда составляла свыше 500 км (с учетом ответвлений).

Дальше, в сторону с. Богучаны строительство ветки продолжили только в 2009-м — за год до этого ОАО «РЖДСтрой» заключило соответствующий контракт стоимостью 5 млрд руб. Правда, кампанию практически с самого начала сопровождали разного рода трудности, включая некоторые проблемы с субподрядчиком, завершившиеся возбуждением уголовного дела против компании «Трансмост».

Незавершенный объект

Тем не менее первую очередь закончили довольно быстро (к концу 2010-го). Реализацию второй доверили ООО «Илан». К началу осени 2011-го земляное полотно было готово уже на всем протяжении трассы (43,6 км), а верхнее строение уложено на 50%; было возведено 16 железнодорожных мостов и введена технологическая автодорога. Оставалось лишь смонтировать на оставшемся участке рельсошпальную решетку и построить сопутствующую инфраструктуру.

© MikSed / CC BY-SA 4.0 (Ст. Решоты, 2021 г.)
© MikSed / CC BY-SA 4.0 (Ст. Решоты, 2021 г.)

Но дело стало продвигаться все медленнее, а в 2014-м подрядчик и вовсе обанкротился. На следующий год с ним разорвали договор. Тогда же сообщалось, что проект завершит другая компания, с которой уже подписаны документы. Однако позднее, не уточняя деталей, было объявлено, что стройку заморозят ввиду отсутствия средств (требовалось не менее 2 млрд руб.). До того, как в 2016-м на линии появилась охрана, кое-какое имущество успели растащить, так как объект по факту был брошен.

Экологам на радость

Вопрос о достройке линии на некоторое время попросту повис в воздухе. Подобный расклад радовал разве что экологов, выступавших против проекта, полагая, что эксплуатация линии в богатом ресурсами Нижнем Приангарье окажет негативное воздействие на природу региона. Лишь в 2021-м тема снова стала активно обсуждаться, и летом того же года власти сообщили, что специалисты приступили к подготовке необходимой документации, и ветку планируется довести до створа моста через Ангару в 2024-м.

© wikimapia.org / CC BY-SA 3.0 (Мостовой переход через Ангару)
© wikimapia.org / CC BY-SA 3.0 (Мостовой переход через Ангару)

Что касается перехода через водную преграду (1,6 км), то его открыли в 2011-м — тогда было запущено автомобильное движение. Опоры же сделали с расчетом на строительство в будущем и пролетов для железнодорожной его части.

Разморозка проекта

В апреле 2023-го Главгосэкспертиза РФ сообщила о выдаче в рамках проекта по завершению строительства ветки Карабула – Ярки положительного заключения на реконструкцию ст. Богучаны, где строительная длина пути составит 7,6 км, и разъезда Шингачеть. На сайте профильного учреждения отмечается, что будут построены производственные и вспомогательные здания и сооружения, размещено трансформаторное оборудование, насосные станции пожаротушения и другие объекты. Застройщиком выступает крупное госпредприятие Красноярского края — «Центр транспортной логистики».

Эмиль Ахундов, руководитель проекта «Фабрика лидеров мнений» в рамках НИИ Развития Народного Образования:

«Завершение строительства железнодорожной ветки Карабула – Ярки и реконструкция станции Богучаны и разъезда Шингачеть имеют огромное значение для развития Нижнего Приангарья и Красноярского края в целом. Эта линия является одной из ключевых транспортных развязок региона, позволяющей организовать эффективную доставку грузов и пассажиров. Она также даст возможность развивать туризм в регионе, в том числе благодаря появлению новых возможностей для путешествий на экскурсионных поездах. Кроме того, завершение строительства этой железнодорожной линии повысит экономический потенциал региона и поможет решить задачи по развитию социальной инфраструктуры».
В обмен на ресурсы: Китай готов построить железную дорогу до Магадана
Строительный мир18 марта 2023