— Ремонт для большинства людей ассоциируется со стрессом. И не зря! Постоянные затраты, пыль и грязь, затянутые сроки, конфликты с подрядчиком, ненадлежащее качество, обманутые ожидания – все это часто сопровождает ремонтные работы и превращает радость от обновления в негативные эмоции.Причем, частный ли это ремонт своей квартиры, или большой ремонт здания от организации – проблемы, как правило, бывают общие. Отличаются масштабом, разве что. В нашу организацию поступает много обращений по проблемам, связанным с ремонтом. Разберу наиболее частые из них и дам ряд полезных рекомендаций, — Дмитрий Журавлев, руководитель компании «Кировпромбезопасность»
1. Не устраивает качество работ (есть видимые дефекты).
2. В процессе эксплуатации появились повреждения и скрытые дефекты.
3. Подрядчик самовольно заменил материалы на более дешевые.
4. Подрядчик самовольно изменил объем работ.
5. Подрядчик предъявляет затраты сверх ранее оговоренной стоимости.
6. Подрядчик не предоставляет никакие документы, или предоставляет не полностью.
7. Подрядчик отказывается продолжать ремонт, перекладывая на заказчика часть ранее взятых обязательств.
Все эти случаи становятся проблемами, когда стороны не могут прийти к согласию путем обсуждения – начинается конфликт. И происходит это, чаще всего, из-за того, что до начала работ стороны не потрудились зафиксировать все нюансы работ в договоре. «Белые пятна» в договоренностях позволяют нерадивому подрядчику использовать их в свою сторону.
Дадим несколько простых, но важных советов по оформлению договоренностей с подрядчиком перед ремонтными работами:
1. Никогда не устанавливайте устных договоренностей!
Помните – все, что не зафиксировано и не согласовано на бумаге, может быть не сделано. И использовать устные договоренности в качестве аргументов в спорной ситуации не получится.
2. Фиксируйте письменно все изменения в ходе работ.
Любые изменения, влияющие на качество и стоимость, а они в ремонте бывают постоянно, оформляйте доп. соглашением к договору.
3. Фиксируйте в договоре детально перечень необходимых работ.
Часто встречаем, что в договорах работы прописаны формально, без указания их характеристик, объемов, указания материалов, и т.п. Например, «Устройство стяжки». Какой толщины, из какого материала, армированной, или нет? Такие размытые формулировки позволяют подрядчику выполнить работы на свое усмотрение – и не факт, что это не будет по минимуму в ущерб качеству.
4. Все расценки и цены должны быть прописаны и понятны.
Зачастую вместо сметы к договорам прикладывают калькуляцию – ведомость договорных цен. Многие расценки и объемы в ней формулируются так, что их нельзя фактически проверить, или вычислить расценку за единицу работ (например, за 1м2). В таких случаях, при спорах касательно объемов и стоимости фактически выполненных работ, практически невозможно объективно подтвердить расчетами реальную картину.
5. Прописывайте отдельно требования к качеству работ.
Чаще всего в договоре есть стандартная фраза – работы выполнить в соответствии с действующими СП, ГОСТ, ТУ и т.д. При этом, какие конкретно требования к качеству заложены в этих нормах (и каких именно) обычно не знает ни заказчик, ни подрядчик. Соответственно, подрядчик в таких случаях оценивает качество по своему усмотрению. Отдельная ситуация, когда в нормах не прописаны конкретные требования к качеству, или указаны очень поверхностно. Что также вносит субъективизм.
6. Не экономьте на проектной документации.
Перед ремонтом разработайте основные проектные решения, обосновывающие все необходимые виды работ, подтверждающие объемы и материалы. Это позволит избежать необоснованного завышения объемов и видов работ подрядчиком.
7. Вносите в договор пункт о праве проведения независимой оценки выполненных работ.
В случае возникновения спорных ситуаций, требующих специальных познаний, вы будете вправе перед приемкой работ обратиться в специализированную экспертную организацию для объективной экспертизы. Если выявятся недостатки работ – подрядчик будет обязан их устранить.
8. Обеспечьте технический надзор.
При сложных и объемных ремонтах специалисты проконтроллируют проводимые работы (в т.ч. скрытые) и обеспечат соблюдение качества.
Вы всегда можете обратиться в нашу организацию как до начала ремонтных работ (для оценки договора, технического задания, проектного решения, сметы, калькуляции), так и по окончании работ (для их приемки). И, конечно, в случае появления любых разногласий и спорных ситуаций!