Найти тему
Знакомьтесь, Вадик!

Строительство железных дорог на Вятке

Приветствую гостей и подписчиков!

Сегодня немного расскажу об истории строительства железнодорожных линий на территории нынешней Кировской области и прилегающих регионов.*

Станция Киров-Котласский до постройки участка Киров - Санкт-Петербург была основной в Вятке. В 1906 году от станции Вятка-1 на СПб было пущено движение, и станция Киров-Котласский (Киров-2) стала второстепенной. Фото из архива автора.
Станция Киров-Котласский до постройки участка Киров - Санкт-Петербург была основной в Вятке. В 1906 году от станции Вятка-1 на СПб было пущено движение, и станция Киров-Котласский (Киров-2) стала второстепенной. Фото из архива автора.

13 мая 1895 года Император Николай II подписал указ "О сооружении железнодорожных линий от Перми через Вятку до пристани Котлас на реке Северная Двина." Линии предназначались в основном для вывоза сибирского хлеба в Европу. Она была пущена в 1899 году и вошла в состав Пермь-Котласской железной дороги.

В 1901 году было принято решение о строительстве железной дороги Вятка - Санкт-Петербург через Котельнич, Вологду и Череповец, регулярное движение по ней было открыто в 1906 году. В 20-е годы встала необходимость прямого выхода с Урала на Нижний Новгород и Москву. Этим было обусловлено строительство линии Котельнич - Нижний Новгород, которая вошла в строй в 1927 году, а через 5 лет был построен 179-километровый путь Яр - Верхнекамская, история создания которой не менее интересна.

В годы ВОв движение поездов было переведено на особый график - литер "А", который был введен уже через 3 дня после начала войны. График отдавал предпочтение военным эшелонам перед всеми другими. Это было связано с тем, что на Кировском узле сходились грузопотоки с 3-х дорог.

Кировские железнодорожники собрали средства на постройку бронепоезда "Киров" и боевого самолета "Кировец", за что получили благодарственную телеграмму Госкомобороны. Мурашинское отделение получило благодарность лично от Сталина за постройку танковой колонны "Железнодорожник Северо-Печерский". В годы войны Кировское отделение дважды награждалось переходящим Красным знаменем Госкомобороны - высшей награды того времени за трудовые подвиги.

После войны началась модернизация Кировского отделения железной дороги, появились новые локомотивы и вагоны, обновилось путевое хозяйство. На важнейших участках укладывались вторые пути с рельсами тяжелого типа, совершенствовалась система управления движением поездов, развивалась социально-культурная сфера.

В 1963 году началась электрификация Кировского отделения ГЖД. В этом году первый электровоз прошел по участку Киров - Шахунья под управлением машиниста Никитина Леонида Николаевича. В 1964 году была полностью завершена электрификация главного хода отделения. В том же году первый электровоз прошел по участку Киров - Балезино под управлением машиниста Деришева Василия Федоровича.

В последующие годы был осуществлен переход от ручного управления стрелками к централизованному. Внедрена автоматическая система управления перевозками грузов с использованием современной вычислительной техники. Это дало возможность доставлять пассажиров и грузы в кратчайшие сроки.

После 1991 года на ГЖД шла масштабная модернизация многих участков: был уложен второй путь на участке Киров-Лянгасово, модернизация сортировочной станции Лянгасово, где были внедрены технические новинки, кардинально изменившие их работу, созданы парки с удлиненными путями.

В 2012 году в честь 175-летия железных дорог России некоторым локомотивам были присвоены имена выдающихся руководителей железнодорожных предприятий. Электровозу ЧС4т-277 ТЧЭ Киров было присвоено имя Мазунина Вячеслава Сафроновича. Электровоз ВЛ80с-2494 ТЧЭ Лянгасово получил имя Баташова Ивана Яковлевича.

Паровоз Л-0564, установленный на ст. Лянгасово. В свое время этот старичок трудился на линии Яр-Верхнекамская и был приписан к существовавшему тогда депо ТЧ-2 Шлаковая (ныне пункт подмены лок. бригад Шлаковая локомотивного депо Киров). Фото из архива автора.
Паровоз Л-0564, установленный на ст. Лянгасово. В свое время этот старичок трудился на линии Яр-Верхнекамская и был приписан к существовавшему тогда депо ТЧ-2 Шлаковая (ныне пункт подмены лок. бригад Шлаковая локомотивного депо Киров). Фото из архива автора.

*Материал взят с ознакомительного стенда в Музее истории Горьковской железной дороги г. Нижний Новгород

--------------------------------

Буду рад вашему лайку и подписочке – это стимулирует продвижение канала и вдохновляет меня на создание новых постов! 🤗