Существует целая гора инструментов для оптимизации вашего сайта. Существуют инструменты поисковой оптимизации (SEO), инструменты оптимизации изображений, инструменты скорости работы сайта, инструменты кибербезопасности, системы управления контентом и многое другое, но лишь немногие из них более полезны для маркетинга, чем инструменты аналитики сайта. Если вы ищете аналитическую платформу для своего сайта, вы наверняка миллион раз слышали «используйте Google Search Console» или «используйте Google Analytics».
Эти инструменты, управляемые компанией Google, на первый взгляд могут показаться похожими. Но так ли это? Короткий ответ — «нет», но «почему» немного сложнее. Чтобы помочь вам сориентироваться в обоих инструментах, в этой статье мы рассмотрим Google Search Console и Google Analytics и объясним, что они собой представляют, что делают и чем отличаются друг от друга. Вперед!
Обзор Google Search Console
Компания Google впервые запустила инструмент, известный нам сегодня как «Google Search Console», в 2006 году. Первоначально он был известен как «Инструменты для веб-мастеров Google» и предлагал ряд функций, помогающих пользователям понять, как поисковые системы взаимодействуют с их сайтами.
В 2015 году компания Google провела ребрендинг инструмента до «Google Search Console». В анонсе Майкл Финк, менеджер по продуктам Google Search Console, описал аудиторию инструмента как «всех, кому важен поиск», включая «любителей, владельцев малого бизнеса, SEO-экспертов, маркетологов, программистов, дизайнеров, разработчиков приложений и, конечно, веб-мастеров».
Эти люди и сегодня являются аудиторией Google Search Console.
В январе 2018 года Google заменил старую версию Google Search Console на новую. В сентябре 2019 года Google полностью вывел старую версию из эксплуатации, и теперь вы можете использовать только новый инструмент.
В настоящее время Google Search Console предлагает множество функций, в том числе:
- Мониторинг скорости обхода: Скорость обхода — это количество запросов к вашему сайту, выполняемых краулерами Google в секунду.
- Список внутренних и внешних ссылок для домена:
- Отчеты по основным веб-показателям: Эта функция показывает, как работают ваши страницы, основываясь на реальных данных.
- Мониторинг проблем безопасности: Эта функция позволяет выявить недостатки сайта, уязвимые для вредоносных программ или хакеров.
- Отчеты о скорости веб-сайта: Эта функция поможет вам ускорить работу вашего сайта (что крайне важно для поддержания трафика, поскольку исследование Google, проведенное среди 3700 мобильных интернет-сессий, показало, что 53% посетителей покидают сайт, если он не загружается в течение трех секунд).
Обзор Google Analytics
Идея создания Google Analytics первоначально возникла из двух программных продуктов: Urchin on Demand и Measure Map. В 2005 году компания Google приобрела владельца Urchin on Demand — Urchin Software Corp, а в 2006 году — владельца Measure Map — Adaptive Path.
Google Analytics стала общедоступной с августа 2006 года (до этого Google развернул ее в небольшой сети, но она оказалась немасштабируемой). В 2011 году Google внес серьезные изменения в платформу, а в 2012 году выпустил еще одну ее версию («Universal Analytics»). В дальнейшем Google выпустил еще несколько версий, включая Google Analytics 360 в 2016 году. С 2020 года пользователи используют Google Analytics 4 (иногда прозванный «GA4»).
Вот некоторые из наиболее заметных функций Google Analytics:
- Пользовательские отчеты: Google Analytics позволяет создавать отчеты для каждого маркетингового канала, чтобы вы могли следить за важными для вас показателями.
- Визуализации: Они помогут вам следить за тенденциями.
- Мониторинг целей: Вы можете использовать эту функцию для постановки целей и отслеживания прогресса в их достижении.
- Мониторинг аудитории: Google Analytics может показать вам информацию о ваших посетителях, включая их местоположение, пол и возраст.
У Google Analytics есть много конкурентов, которые предлагают похожие функции.
Как Google Search Console и Google Analytics работают вместе?
Хотя эти два инструмента могут показаться конкурентами, многие используют Google Search Console и Google Analytics вместе. В частности, они добавляют данные из Google Search Console в качестве источника для Google Analytics.
Это позволяет получить более подробную информацию о вашем цифровом маркетинге, что поможет вам привлечь трафик на ваш сайт и улучшить ваши SEO-усилия. Это также упрощает отчетность по маркетинговым данным, поскольку позволяет создавать отчеты и визуализации на основе данных Google Search Console.
Подключить эти два инструмента довольно просто. Для этого достаточно:
- Войдите в Google Analytics.
- Нажмите «Приобретение», а затем «Search Console». Выберите любой из четырех перечисленных вариантов («Посадочные страницы», «Страны», «Устройства» и «Запросы»).
- Нажмите «Настроить обмен данными Search Console». Введите свои настройки и нажмите «Сохранить». Вы увидите заметку с надписью «Успех».
Основные различия между Google Search Console и Google Analytics
На данный момент вы понимаете историю, сходство и основные варианты использования Google Search Console и Google Analytics. Принимая во внимание все это, давайте погрузимся в сравнение различий между этими двумя инструментами.
Данные/измерения
Первая важная точка сравнения — это данные, которые каждая платформа собирает для вас. Google Analytics отслеживает десятки показателей, хотя большинство людей используют лишь небольшое количество. Наиболее заметные показатели включают:
- Показатель отказов: Ваш показатель отказов — это процент посетителей сайта, которые «уходят» с вашего сайта, не переходя на другую страницу.
- Уникальные просмотры страниц: Google Analytics определяет обычный просмотр страницы как любой просмотр на вашем сайте. Уникальный просмотр страницы — это количество просмотров страницы за вычетом всех просмотров от людей, которые посетили страницу несколько раз за один сеанс (например, перезагрузив страницу).
- Средняя продолжительность сеанса: Это средняя продолжительность просмотра посетителями вашего контента. Google Analytics получает этот показатель путем деления количества сеансов на общую продолжительность всех сеансов в секундах.
- Конверсии: Google Analytics определяет «конверсию» как все, что «важно для успеха вашего бизнеса». Сюда входят макроконверсии, например, покупка чего-либо, и микроконверсии, например, подписка на рассылку по электронной почте.
- Демографические характеристики аудитории: Google Analytics классифицирует пользователей по возрасту, полу, категориям родства, сегментам на рынке и другим категориям. Вот как Google Analytics определяет каждую из них:
Метрики, которые отслеживает Google Search Console, относятся больше к вашему сайту, чем к вашей аудитории. К заметным метрикам и измерениям относятся:
- Впечатления: Количество людей, увидевших вашу ссылку в Google.
- Клики: Число людей, перешедших по вашей ссылке.
- Коэффициент прохождения кликов (CTR): CTR — это скорость, с которой пользователи Интернета видят ваш сайт в результатах поисковой системы и переходят по нему. Google рассчитывает его путем деления количества «кликов» на количество «показов».
- Запросы по ключевым словам: Эта метрика охватывает ключевые слова, по которым ранжируются ваши страницы (и что люди ищут, чтобы попасть на вашу страницу).
- Удобство использования для мобильных устройств: Это то, насколько хорошо ваш сайт работает на мобильных устройствах.
- Средняя позиция: Это среднее место, которое вы занимаете на страницах результатов поисковых систем (SERP). В идеале вы хотите занимать хорошие позиции, поскольку 55,2% пользователей Google нажимают на один из первых трех результатов.
Глядя на этот список, вы можете заметить, что все эти метрики помогают владельцам сайтов и маркетологам оценить свои сайты и маркетинговые усилия. Поэтому, хотя Google Search Console и Google Analytics имеют разные сценарии использования, вам, вероятно, будет полезно использовать оба этих инструмента для получения нужных вам показателей.
Клики и сеансы
Google использует стандартные определения некоторых терминов (например, «местоположение») в Google Analytics и Google Search Console. «Клики» и «сеансы» не являются двумя такими терминами — таким образом, они представляют собой ключевую точку различия между двумя платформами.
Google Search Console определяет «клик» как любой переход на страницу, независимо от того, сколько раз пользователь нажимает на ссылку в рамках одного сеанса просмотра. В свою очередь, Google Analytics учитывает только один клик (или, как мы уже говорили в разделе 1. Данные/измерения, «уникальный просмотр страницы») за сессию.
Чтобы привести пример из реальной жизни, представьте, что кто-то переходит на ваш сайт, перезагружает страницу, выходит и снова нажимает на ссылку. Google Search Console посчитает три клика, а Google Analytics — только один.
Как вы можете себе представить, эта логика распространяется и на сессии. Google Search Console определяет сессию как все, что человек делает в течение одного клика из поисковой системы. Google Analytics определяет сессию как все, что человек делает в течение 30 минут после посещения сайта.
Таким образом, в контексте приведенного выше примера Google Search Console будет регистрировать две сессии, в то время как Google Analytics — только одну. Интересно, что еще одно отличие попадает под зонтик 2. Клики и сеансы — это не-HTML страницы, такие как PDF. Google Search Console не учитывает не-HTML-просмотры, а Google Analytics учитывает.
Процесс верификации
Google Search Console и Google Analytics требуют верификации домена или источника данных, прежде чем они начнут предоставлять вам данные. Однако этот процесс происходит несколько по-разному.
В Google Search Console вы можете зарегистрироваться, войдя в свой аккаунт Google и перейдя по этой ссылке. Затем выполните следующие шаги, чтобы добавить свой сайт и проверить домен:
- Выберите тип вашей недвижимости. У вас есть два варианта: «Домен» или «Префикс URL». Если вы выберете «Домен», Google Search Console будет работать со всеми вашими поддоменами и префиксами протоколов (поэтому мы рекомендуем именно этот вариант). Если же вы выберете «Префикс URL», Google Search Console будет проверять трафик только для вашего точного домена.
- Теперь вам необходимо убедиться, что вы являетесь владельцем своего домена. Если вы выбрали «Префикс URL», проверьте свой сайт с помощью HTML-тега, HTML-файла, Google Analytics или Google Tag Manager. Или, если вы выбрали «Домен», выберите своего DNS-провайдера, скопируйте предоставленный текст и добавьте его на экран с надписью «DNS».
- Нажмите «Проверить». Проверка вашего сайта может занять до 72 часов.
Для Google Analytics вы можете начать работу, войдя в свой аккаунт Google и перейдя по этой ссылке. Затем вам нужно будет следовать подсказкам для подключения каждого из ваших источников данных по отдельности (включая аккаунты в социальных сетях, веб-сайт и другие маркетинговые каналы). Если вы хотите использовать Google Analytics в WordPress, вы также можете загрузить плагин Site Kit by Google или GA Google Analytics.
Аудитория и целевое использование
Google Analytics и Google Search Console — фантастические инструменты для владельцев сайтов, авторов контента и веб-разработчиков. Однако Google Search Console не предоставляет ничего ценного для людей, которые не владеют и не управляют веб-сайтом.
Фокус каждого инструмента также немного отличается. Google Search Console фокусируется на SEO и технических элементах, обеспечивающих успех сайта в SERP. Да, Google Analytics фокусируется на веб-сайтах, а также на социальных сетях, маркетинге электронной почты и рекламных кампаниях. По сути: Google Search Console = веб-сайты, а Google Analytics = весь цифровой маркетинг.
Отчетность
Существует несколько различий между способами обработки данных в Google Search Console и Google Analytics, которые относятся к отчетности. Во-первых, один аккаунт Google Search Console может предоставлять данные только для одного домена. Поэтому, если вы владеете несколькими доменами, вам понадобится учетная запись для каждого из них (если у вас нет субдоменов).
В отличие от этого, один аккаунт Google Analytics может предоставлять данные для нескольких доменов (хотя если вы добавите Google Search Console в качестве источника данных, вы получите данные только для домена, привязанного к аккаунту).
Во-вторых, Google Analytics может предоставлять данные по перенаправленным URL-адресам. Этого нельзя сказать о Google Search Console. Если он встречает перенаправленную ссылку, то сообщает о трафике как о каноническом URL. Канонический URL — это URL, который, по мнению Google, лучше всего отражает перенаправленную ссылку.
Наконец, панель отчетов по умолчанию в каждом инструменте работает по-разному. Вот как выглядит страница «Обзор» в Google Search Console:
А вот как выглядит страница «Главная» для Google Analytics:
Мониторинг ошибок
Google Search Console предоставляет подробную информацию об ошибках, которые мешают посетителям сайта правильно взаимодействовать с вашим сайтом. Например, он может сказать, имеют ли посетители вашей страницы «хорошее восприятие страницы», в том числе работает ли сайт на мобильных устройствах и использует ли он HTTPS.
В нем также есть вкладка «Вопросы безопасности», которая сканирует ваш сайт на наличие трех вещей:
- Признаки социальной инженерии
Google Analytics имеет менее надежные инструменты отчетности об ошибках. Однако он может выявлять ошибки проверки данных, ошибки JavaScript, страницы с ошибкой 404 и другие проблемы пользователей.
Ежедневные записи и лимит запросов
В настоящее время Google Analytics ежедневно сообщает о неограниченном количестве URL-адресов — поэтому, если у вас 1500 записей в блоге, он будет собирать данные по каждой записи. Google Search Console использует другой подход. Ежедневный лимит записей составляет 1 000 URL-адресов для каждого сайта.
Что касается запросов, Google Analytics ограничивает вас 50 000 запросов в день на проект и десятью запросами в секунду (QPS) на IP-адрес.
Google Search Console также ограничивает количество запросов, которые вы можете сделать за один раз. Ограничения нагрузки в Google Search Console рассчитываются в QPS, запросах в минуту (QPM) и запросах в день (QPD). Ограничения составляют:
- 50 QPS и 1 200 QPM для одного веб-сайта
- 50 QPS и 1 200 QPM на пользователя
- 100 000 000 QPD на проект (Google определяет проект как «вызовы, сделанные с использованием одного и того же ключа Developer Console»)
Google Search Console также смотрит на «нагрузку», которая, по словам Google, «представляет собой внутренние ресурсы, потребляемые запросом». Если вы превысили квоту нагрузки, вам просто нужно подождать несколько минут и повторить попытку. Если вы обычный пользователь, эти ограничения не повлияют на вас, но все же полезно знать, что они существуют.
Видео
В этой статье мы уже рассмотрели, как каждый инструмент обрабатывает данные, но есть еще один важный момент: как каждый инструмент обрабатывает видео.
Проще говоря, Google Search Console показывает веб-данные и данные о видео отдельно, а Google Analytics — нет. Google внедрил это изменение в 2018 году, чтобы создатели видео могли видеть, как видео ранжируются в Google. Вы можете найти вкладку «Видео» под опцией «Улучшения».
Интеграции
Google Search Console и Google Analytics интегрируются с другими инструментами, чтобы вы могли обмениваться данными между платформами. По состоянию на начало 2022 года, к числу популярных интеграций Google Analytics относятся:
- Google Ads, Google Ad Manager, Google Cloud и Google Play
- Zendesk
- Marketo
- WordPress
Google Search Console интегрируется с Google Analytics (как описано в статье «Как Google Search Console и Google Analytics работают вместе?»). Он также предоставляет API для тех, кто хочет получить программный доступ.
Ценообразование
В настоящее время Google Search Console бесплатна — хотя у нее есть ограничения по использованию. Google Analytics также бесплатен для большинства пользователей, но если вам нужны дополнительные функции, вам придется приобрести Analytics360. Analytics360 предлагает премиум-функции, такие как прогнозный анализ данных с помощью машинного обучения (ML), подробные сведения и инструмент, который может ответить на вопросы о ваших данных. Analytics360 предназначен для крупных компаний и тех, кому необходимо обрабатывать большие объемы данных. Google использует для него индивидуальное ценообразование.
Активность ботов
Когда ваша аналитическая программа начинает регистрировать активность ботов, это может сбить все остальные показатели — процент отказов, демографические данные аудитории, данные о ключевых словах и т. д. Как же Google Analytics и Google Search Console работают с ботами? В Google Analytics есть опция «Фильтрация ботов», которая ищет активность, не имитирующую нормальное поведение пользователей. Если вы заметили подозрительную активность ботов с заданными шаблонами (например, местоположение), вы также можете отфильтровать ее вручную. Google Search Console отфильтровывает активность ботов автоматически.
Трафик из Google Мой бизнес
Предприятиям, имеющим листинг Google Мой бизнес, часто трудно отделить обычный трафик поисковых систем от трафика людей, нажимающих кнопку «Веб-сайт» на листинге. К счастью, вы можете отличить одно от другого, пометив объявление меткой Urchin Tracking Module (UTM). Вы можете отслеживать данные UTM в Google Analytics и Google Search Console, хотя они будут обрабатывать их несколько по-разному. Google Analytics будет считать это как обычный клик, в то время как Google Search Console поместит его в корзину трафика «Google».
JavaScript и блокировщики рекламы
Если не вдаваться в технические подробности, Google Analytics работает на JavaScript. В результате Google Analytics не может собирать данные от пользователей, отключивших JavaScript в своем браузере. Некоторые плагины также позволяют пользователям отказаться от сбора данных Google Analytics, включая блокировщики рекламы. Google Search Console собирает данные без JavaScript. Поэтому, если вы используете обе программы, ваши данные могут немного отличаться.
Часовой пояс по умолчанию
Наконец, обе программы по-разному обрабатывают часовые пояса. Google Analytics использует ваш часовой пояс, в то время как Google Search Console использует тихоокеанское летнее время (UTC — 08:00). Люди, использующие обе программы, должны следить за этим, поскольку если программы используют разные часовые пояса, ваши ежедневные показатели трафика могут не совпадать. К сожалению, в настоящее время не существует способа изменить часовой пояс Google Search Console, поэтому вам просто придется учитывать его при составлении отчетов.
Заключение
Google Search Console и Google Analytics часто путают, поскольку они оба являются маркетинговыми инструментами Google для владельцев сайтов, обладающих данными.
Однако, несмотря на сходство, это не одно и то же. Google Search Console помогает отслеживать работу сайта в целом и в результатах поисковых систем. Google Analytics помогает узнать больше о ваших пользователях, в том числе о том, кто они, как они вас нашли и как взаимодействуют с вашим сайтом. Сфера действия Google Analytics распространяется не только на ваш сайт, но и на рекламу и социальные сети.
Эти два инструмента также отличаются друг от друга:
- Метрики, которые они оценивают
- Как они измеряют активность
- Как они обрабатывают данные
- Как вы можете их использовать