Найти в Дзене

Как писать ретроспекцию?

Writers Forum, 2017, Barbara Dynes

Барбара Дайнес объясняет, почему обращение к прошлому часто может

раздражать читателей вашей истории - и предлагает упражнение

(Ретроспекти́ва, ретроспекция, флэшбэк: литературный прием, означает взгляд в прошлое.)

Предположим, вы пишете рассказ. Вот его начало:

"Обильно потея, Том наблюдал, как оба его попутчика выскочили из машины и бросились через дорогу. Это не с ним происходит! Зря он согласился участвовать в этом ограблении. Он, должно быть с ума сошел. «Заткнись - все, что тебе нужно делать, это вести машину», - пробормотал он вслух. Он вспомнил свою встречу с Бобом в пабе.

'Это будет легко, - пообещал Боб, когда он инструктировал Тома. 'Ты...'

Рассказ продолжается в прошлом, рассказывая о том, что произошло ранее. Надеюсь, вы зацепили читателя этой начальной сценой, показав ее с точки зрения Тома. Теперь вы решили вернуться в прошлое, чтобы объяснить его неохотное участие в деле. Другими другими словами, вы хотите использовать флэшбэк.

Но остановитесь и подумайте, прежде чем продолжить. Будет ли флэшбэк работать? Мы находимся в самом начале истории. Читатели ничего не знают о Томе – о его характере, его прошлом и т.д. На этом этапе, важно ли им, что произошло до начала истории? Гораздо лучше сначала обрисовать своего персонажа, чтобы чтобы читатели узнали его и, что важно, переживали за него.

Есть ли у вас способ получше, как рассказать о прошлом? Может быть, это стоит сделать через диалог, или вставить информацию подальше?

Любое использование ретроспекции всегда должно ставится под сомнение. Это вам действительно необходимо?

Потому что когда вы возвращаетесь назад, вы задерживаете реальную историю. Флэшбэк - это статичная информация – вам приходится прерывать более важные события, чтобы передать прошлую историю. И читатели будут с нетерпением ждать возвращения к главным событиям.

Тем не менее, возвращение назад часто неизбежно для того, чтобы прояснить некоторые вещи. Но делайте это как можно короче и помните, что флэшбэк будет гораздо эффективнее, если он появится после того, как читатель начинает интересоваться персонажем.

Если рассказ короткий

Короткие истории обычно работают лучше когда они рассказываются прямо, без всяких отступлений. У вас нет времени или места, чтобы углубляться в предыдущие события - у вас едва достаточно слов, чтобы рассказать основную историю.

Поэтому вводите необходимую информацию постепенно – через диалог, действие или краткие мысли - все это работает гораздо лучше, чем добавление больших кусков прошлого и задержка действия.

Совет: если вы обнаружите, что что вам приходится делать флэшбэк, чтобы объяснить что-то в рассказе в 1000 слов, возможно, вы начали с не с того места? Может быть, вам стоит начать немного дальше во времени, обеспечив плавный ход событий вперед, при этом все будет происходить сейчас и не будет необходимости в возвращении назад?

Как сделать флэшбэк

Использование флэшбэка (относящегося к прошлому вашей истории) неизменно означает использование прошедшего времени. Это будет грамматически правильно, но может раздражать читателя. Вот еще один пример текста, ведущего к флэшбэку:

«Ким стояла с бокалом в руке, безучастно наблюдая за людьми. В другом конце комнаты высокий, уверенный мужчина громко говорил что-то внимающей ему группе. Она моргнула, затем ахнула. Нил Уилсон! Ее сердце замерло, и она хотела убежать, но ее ноги не слушались.»

А теперь - ретроспектива, объясняющяя, откуда она знает Нила:

«Ким внезапно перенеслась в тот мрачный декабрьский день годы назад, когда они попрощались. Она помнила каждое слово. Она пыталась вести себя непринужденно, смеялась и шутила, но в душе она чувствовала себя ужасно.»

Вот, нам нужны эти «шутила» и «помнила», чтобы дать понять, что мы сейчас в прошлом. Но по мере того, как флэшбэк продолжается и читатель уже освоился в истории, лучше отказаться от них. Другими словами, показать эпизод так, как будто он происходит сейчас:

"Ну, вот и все, Нил. Как ты думаешь, мы когда-нибудь встретимся снова?" - сказала она, стараясь, чтобы ее голос звучал спокойно.

- Может быть, кто знает? - рассмеялся он.

Она повернулась и заставила себя идти.

- Будь счастлива, Ким! Береги себя! – бросил Нил ей в спину.

Как он мог быть таким равнодушным, когда они были так близки...»

Флэшбэк может продолжаться, показывая, что пошло не так, но рассказывая об этом так, как будто это происходит сейчас, без "было". Но будьте особенно четки, когда вы возвращаетесь к настоящей истории:

«Теперь, потягивая свой напиток, она быстро пришла в себя и отвернулась. Теперь все было по другому. Ей не нужны были люди вроде Нила Уилсона в ее жизни.»

Ссылка на напиток, который был упомянут до начала флэшбэка, делает возвращение к настоящему времени вдвойне очевидным.

Этот пример также наглядно показывает, когда следует использовать флэшбэк. Он должен появляться естественно. В данном случае случае, когда Ким увидела Нила, она естественно вспомнила сцену прощания.

Если в своем романе вы сочтете необходимым использовать довольно много флэшбэков, постарайтесь зацепить читателя сначала в основной сюжетной линии, возможно, преподнеся сюрприз или создав интригующую или захватывающую сцену непосредственно перед тем, как вы перейдете к флэшбэку. Тогда он или она захочет остаться с вами, пока вы рассказываете статичную, но необходимую информацию.

Еще один совет: если ваш флэшбэк длится целую вечность, и вы не видите способа сократить его, попробуйте разбить объяснение на части, время от времени кратко возвращаясь к основной истории, даже на одно предложенияе: «Нил все еще оставался в комнате". Это напоминает читателю о том, что на самом деле происходит в настоящем, пока вы возвращаетесь в прошлое.

Путешествие во времени

В настоящее время, похоже, существует определенная тенденция в некоторых жанрах. Автор рассказывает историю, перемещаясь назад и вперед во времени (не всегда в хронологическом порядке) по мере развития сюжета.

Один из примеров - "Вот это место" Мэгги О'Фаррелл. Это означает, что большая часть романа эффективно рассказана в своего рода мгновенном флэшбэке, и читатели должны "следить за временем" в процессе чтения.

В зависимости от сюжета, этот прием может работать хорошо, если только четко определено, где мы находимся во времени и по месту. У вас как автора обычно есть веская причина, чтобы писать таким образом, но это должно быть умело сделано, иначе читатель может раздражаться, перепрыгивая с одной точки зрения во времени на другую, а затем снова возвращаясь обратно.

В целом, если ваша сюжетная линия не требует этого, постарайтесь свести ретроспективу к минимуму. Если вы пишете короткий рассказ, и вы не можете вернуться в прошлое одним или парой эффектных предложений, найдите другой способ раскрыть прошлое.

Главная история - вот что важнее всего.