Скандал разгорелся в школе № 79 Нижнего Новгорода. Ученики выложили видео, как учитель хватает семиклассника за одежду, вытаскивает из-за парты, пытается стукнуть. Запись мгновенно разлетелась по Сети: учительница избила ученика! Однако за педагога вступились коллеги и представители общественности. Мы попытались разобраться, что же произошло.
Под дружеское ржание
Конфликт случился на уроке немецкого языка.
«За что меня-то?! – выкрикивает на видео ученик, которого учительница тянет обеими руками за кофту. – Зачем вы мне рвёте одежду? Я ничего не сделал!»
Учительница стукает его ладонью, чем-то бросает в него со словами:
«Ещё так сделаешь!..»
Казалось бы, всё однозначно: педагог поднял руку на ученика. Но выяснилось, что не всё попало в кадр. Перед тем как кто-то включил камеру телефона, ситуация накалялась. А началось всё с того, что семиклассники… стали бросать в учителя крабовыми палочками.
История вызвала поток комментариев в Сети. Нижегородцы разделились на два лагеря. «Насколько же сильно она оттолкнула детей от своего предмета, что они так себя ведут? Если им беспрестанно тыкать, переходить на личности и выяснять отношения вместо того, чтобы как следует подготовиться к уроку, то и получишь то же», – пишут одни. «Школьники бы лучше сняли, как выводили учителя, как издевались систематически, как уроки срывали. Вывели человека из равновесия и скорее телефоны достали!» – негодуют другие.
К слову, на видео учеников происходящее явно веселит: они хохочут и нецензурно комментируют происходящее.
Учитель написала объяснительную: кидались посторонними предметами, на замечания не реагировали.
«Мы живые люди!»
В школе начали внутреннее расследование. Подключилась областная прокуратура.
«Будет дана оценка исполнению законодательства о качестве оказания образовательных услуг, при наличии оснований – рассмотрен вопрос о принятии мер реагирования», – прокомментировали в надзорном ведомстве.
Между тем представители педагогического сообщества считают, что данная ситуация стала наглядным отражением отношения в обществе к учителям, а также общего уровня воспитания сегодняшних учеников.
«Для меня рукоприкладство недопустимо, – сказала нам учитель одной из школ с 39-летним стажем. – Думаю, что этой ситуации можно было избежать. На моих уроках дисциплину не нарушали, но моей знакомой, учителю истории, не раз приходилось подобное переживать. Она сразу выходит в коридор, делает несколько глубоких вдохов, считает до 10 и возвращается в класс. С другой стороны, дети в этой истории однозначно не правы. Это невоспитанность. А идёт это прежде всего из семьи. Да, можно предположить, что им не нравится предмет, не нравится учитель. Но мы опять же не знаем, может, родители дома говорят: «Сынок, да тебе этот немецкий вообще не нужен! А уж эта учительница…». И что-нибудь неприятное про учителя. Всё это формирует у ребёнка отношение. И ещё добавлю. После многих лет преподавания я вижу: дети стали другими. Главное изменение –очень у многих из них нет доброты».
А вот что сказала нам молодая учительница иностранного языка:
«Высказать мнение сложно, меня там не было. Но могу сказать одно: дети – зеркало нашего воспитания. Я каждый день нахожусь среди них и вижу поведение детей, их родителей, которые по малейшему поводу бегут в школу с претензией. Мы, учителя, не имеем права поставить двойку, не имеем права давать самостоятельную работу без предупреждения всех детей и родителей, не имеем права оставить на второй год, не имеем права выставить за дверь, когда ученик чем-то кидается, когда опаздывает на 20 минут и вламывается на урок. Понятно, что нужно держать себя в руках. Но есть накопительный эффект. Мы живые люди. И опять же вопрос: а что нам делать в этой ситуации? Где решение? Нужна совместная работа детей, социального педагога, семьи. И снова семья! Если ребёнок может кидаться палочками, мандаринами, значит, ему это дозволено вне школы, это его манера общения, если что-то не нравится».
Ещё новости по теме
Мининской университет проведет курсы повышения квалификации для учителей школ
Учитель года рассказала, как привить школьникам любовь к литературе
Законопроект о защите чести и достоинства учителей внесли в Госдуму
Жестокое шоу
Примечательно, что на сторону учительницы встали и родители.
«Это наш классный руководитель, – говорит нижегородка Валентина. – Разговаривает всегда тихо и спокойно. Чтоб довести её до такого, нужно постараться. По видео видно даже, что её движения не жёсткие и не грубые. Но встречаются такие дети-провокаторы, которым лишь бы засветиться в соцсетях. И никакой управы на таких учеников!»
Сам семиклассник, отбиваясь от осуждающих комментариев в Сети, высказался так: «Люди, поймите, видео неполное. Учитель начала меня бить за то, что я посмеялся, потому что мой одноклассник кинул кусок чего-то в учителя. Вот вроде взрослые люди, а такие тупые». Кроме того, ученик сообщил, что так и быть, не станет писать на учительницу заявление.
Полиция всё же выясняет детали.
«В присутствии матери мальчик был опрошен сотрудниками ПДН. Претензий к педагогу нет, – сообщили в пресс-службе областного ГУ МВД. – Проводится проверка, устанавливаются все обстоятельства произошедшего».
Тем временем
Резонансные конфликты в нижегородских школах случались не раз. В прошлом году в Дзержинске учитель математики, отправляя ученика к директору, несколько раз толкнул его. Школьник упал на пол. После огласки инцидента учитель уволился. А месяц назад в нижегородской школе № 126 директор грубо высказалась относительно внешнего вида учениц. Те сняли это на телефон и выложили. Директор потом перед ними извинялась.
Какие последствия будут для учительницы школы № 79, пока неясно. Но за неё уже вступился заместитель губернатора Давид Мелик-Гусейнов. Он напомнил, что в прежние времена вообще использовались розги.
«Сейчас время другое. Любое прикосновение к ребёнку может быть истолковано насилием. А если ещё видео сопроводить нужными словами, то образ учителя, которая не стала терпеть унижения, превращается сразу в демонический», – прокомментировал заместитель губернатора.
Он также предположил, что урок в этой истории усвоила только учительница, а «сам подросток и его друзья, не стеснявшиеся в кадре сопровождать этот эпизод вульгарной бранью, смеющиеся над происходящим, так ничего и не поняли».
Давид Мелик-Гусейнов выразил надежду, что родители поймут учителя, «а если не поймут, то тогда это самое плохое в этой ситуации».