Для советского ребенка существовало три столпа мультипликации: «Ну, погоди», «Приключения кота Леопольда» и, разумеется «Трое из Простоквашино». Какими бы ни были хорошими другие мультфильмы, продолжения именно этих серий юные зрители ждали с нетерпением. Расскажем, как создавали новогоднее «Простоквашино».
Началась история похождений в начале 70-х годов, когда Эдуард Успенский написал повесть «Дядя Федор, пес и кот», годом позже появился первый мультфильм, который, надо сказать, к привычной нам серии никого отношения не имел, был довольно плохо нарисован и зрителям не полюбился. Когда вышла новая версия, герои так полюбились зрителям, что о первоначальном мультфильме никто и не вспоминал.
Так получилась трилогия: «Трое из Простоквашино», «Каникулы в Простоквашино» и «Зима в Простоквашино». Последний мультфильм был единственным, сюжета которого не было в книгах Успенского. Однако взялась она не с потолка.
Если помните, по сюжету Шарик ссорится с Матроскиным из-за того, что купил кеды вместо валенок. Печкин пытается их помирить, и, поскольку они друг с другом не разговаривают, предлагает отправить им телеграммы. История имела под собой реальную почву.
Успенский как-то снимал дом в старинном селе Троицкое, Переславском районе Ярославской области, дружил с местными, и однажды стал третейским судьей в ссоре двух жительниц, которые так же, как герои мультфильма, не разговаривали друг с другом. Одна из них заглянула к писателю на огонек, чтобы пожаловаться на вторую, но та уже сидела у Успенского в гостях. Женщины отказались общаться, но и уходить не хотели, и тогда Успенский предложил написать друг другу письмо. А когда они и от этого отказались, он сам взялся за ручку. Из всего вышел рассказ «В селе Троицком под Переславлем-Залесским», а затем и сценарий мультфильма.
Простоквашино было списано с натуры под Звенигородом. Именно туда ездили режиссер Владимир Попов и художник-постановщик Левон Хачатрян, рисовавший фоны, когда готовились к работе над первым мультфильмом – «Трое из Простоквашино». А вот Матроскина могли звать по-другому.
Прототипом Матроскина был вовсе не Олег Табаков, а друг Успенского Анатолий Тараскин. Он работал редактором в киножурнале «Фитиль», писал сценарии мультфильмов. Именно он придумал утенка, который не умел играть в футбол. Тараскину категорически не нравилось, что какого-то там кота списали с него, и он попросил Успенского «не позорить его». Так Успенский поменял Тараскина на Матроскина, о чем реальный Тараскин в итоге очень пожалел.
Зрители, не только дети, но и взрослые, запомнили «Зиму в Простоквашино» еще и замечательными песнями, которые пошли в народ. Одну — «Кабы не было зимы» – исполнила Валентина Толкунова (многие считают, что она и озвучила Маму, однако голос персонажу подарила Валентина Талызина), другую – «Песню кота Матроскина» – спел Олег Табаков. Причем песня Матроскина стала настоящей застольной взрослой песней. Записали ее так:
В начале зимы 1984 года, когда работа над мультфильмом уже была почти закончена, на студию приехал Олег Табаков, разделся, подошел к микрофону и запел. Песню записали с первого дубля. В песне, к слову сказать, было 4 куплета. Успенский написал длинную историю перемен с Матроскиным, который даже докатился до покупки копилки в виде кошки, но вместить все куплеты не позволил хронометраж мультфильма, как и записать полную версию песни Мамы, в исполнении Толкуновой. Валентина Толкунова, кстати, очень любила эту песню и с удовольствием пела ее на концертах.
Позже «Простоквашино» обросло рядом скандалов. Успенскому пришлось долго судиться, доказывая авторские права на собственных персонажей, мультфильм получил многосерийное продолжение, которое зрители приняли неоднозначно. Но это совсем другая история.
А вам нравится старая версия «Простоквашино» или новая? Подпишитесь на наш Дзен, и мы расскажем вам о других новогодних фильмах и мультфильмах. Например, здесь мы рассказали о новогоднем «Ну, погоди!».