В очередной раз столкнулась с шаблонной речью у детей с эхолалией у одного из блогеров. Подобное нарушение свойственно не только малышам с диагнозом аутизм, но и взрослым перенесшим инсульт и получившим поражения речевых зон мозга.
Беда в том, что детям восстановить речевую функцию намного сложнее, чем взрослым. У них нет базы активной речи и словарь нужно нарабатывать полностью, а помимо словаря умение строить предложения и связную речь, использовать ее в собственной речи.
То, что здоровым детям дается легко и свободно, малышам с поражением мозга нужно вносить искусственно.
Мой сын заговорил в 3.5 года. До этого он долгое время молчал. В 1.5 месяца у него произошло 2 обширных инсульта, которые вылились в бульбарные нарушения глотания, а следом в глубокое мышечное поражение речевого аппарата. Убрать проблему удалось только после 3х лет. Сын получил возможность говорить, как только недоработанная точка в горле была найдена и мышца восстановила свой тонус. Вот только речь ушла в мгновенную эхолалию.
Я сама была психологи и дефектологом для своего сына, поэтому четко представляла объем его знаний и возможностей. Тот пассив, который я наработала с немым ребенком теперь помогал мне запускать и адаптировать активную речь. Я запретила сыну талдыченье и внедрила осмысленный ответ да-нет, на известном ему материале. По сути, заставила думать над сказанной речью, и это привело к прорыву и появлению собственной развернутой речи, из созданного мной пассивного словаря. Вот только опыта диалога и монолога у сына, к сожалению, не было, а создать его искусственно у молчащего ребенка возможности нет. Для данных видов речевой деятельности нужна речевая практика. Мгновенная эхолалия превратилась в отсроченную. Нужно было расширить объем речевых оборотов, научить ребенка использовать речь, накопить шаблоны для развернутого диалога. Теперь эхолалию я не запрещала, а наоборот поощряла ее, попутно убирая выявленные обороты непонимания речи и наполняя ее объем. Нужно было увеличить слышимую нагрузку фраз для осмысления, понимания и введения в речь.
Когда Ваш ребенок говорит фразами из мультиков, по сути, он использует тот же принцип. Только шаблонов для разговора у него крайне мало, и ограничены они исключительно мультяшными диалогами. Дабы убрать недуг, нужно было дать ребенку больше информации. Так я подсадила сына на аудио версии книг. Читать необходимый для его восстановления объем информации я просто не могла физически, сын проводит за сказками несколько часов ежедневно, поэтому аудио книги стали для нас спасением. Параллельно я запускала сыну через логику, с использованием чтения и счета шаблонные представления диалога, описательного монолога, ориентировки в пространстве и времени, составления логической последовательности событий. Их эхолалии сын полностью вышел к 5 годам.
Выйти вышел, а аудио книги до сих пор любимейшее его развлечение. Он живет под аудио сопровождение. Он рисует, играет в конструктор, отдыхает, даже ходит гулять, слушая книги. На улице это смотрится странно, он может сидеть на лавочке, а из приемника доносится какой-нибудь Волшебник изумрудного города, или серия рассказов Носова и Драгунского. При этом он спокойно слушает свои сказки и отдыхает. По идее стоило бы надеть на него наушники, но он пока мал для них, и слушает сказки так.
Если в начале на выходе их эхолалии в речи его появлялись четкие книжные шаблоны. Например, если сын слушал былины, то и в речи могли проскакивать архаизмы, то сейчас этого нет. Речь совершенно нормальная и развернутая, если он и использует речевые шаблоны из книг, то делает это кусками, а не целыми фразами и к месту. Наоборот, он кажется начитанным парнем с художественным стилем мышления.
Проблема в том, что даже современная интернет индустрия не покрывает объемы его потребления. Слушать книгу быстрее чем читать ее, а детских сказок и книг не так и много. Все массовые произведения он давно выучил наизусть. Теперь я ищу наиболее неизвестных авторов, чтобы заполнить его информационный голод, но и их в аудио варианте не так много. Купила колонку с Алисой, но, к сожалению, она тоже выдает далеко не весь круг его запросов. У сына есть мешочек с флешками, там записан огромный объем сказок, и он почти все знает чуть ли не наизусть. Когда удается скачать ему что-то новое, он очень радуется.
Приемник его самое любимое развлечение. Как-то в санатории его колонка сломалась. Сколько было слез. Как же теперь жить в скуке смертной. Пришлось срочно заказывать новый прибор в незнакомом городе.
Может кто-то подскажет хорошие сайты на которых можно скачать не избитую детскую литературу в аудио варианте? Или малоизвестных авторов для ребенка 8 лет, которые можно поискать на книжных полках. Еще буду рада сайтам с детскими аудио энциклопедиями, он очень любит канал дискавери и нэшанэл географик, иногда я заглядываю в комнату и поражаюсь что он там смотрит. То теория струн, то электромагнитные волны, думаю понимает он пока не все, я сама не все в этом понимаю, но ему это очень интересно.
Что меня удивляет, то это его полная всеядность. Так как книги у него в дефиците он любит совершенно разные произведения. От рассказов какого-нибудь сонного охотника из зимнего леса, до старинных сказок в русско-народном стиле. Порой мне кажется единственный критерий его прослушиваний: «Пока не особо надоело, а если надоело, то все равно нового нет и приходится выбирать из того, что есть». Вот так и живем.
Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.