Раньше при оформлении договора, лизинговая компания всегда спрашивала, на чьём балансе клиент хочет отражать имущество на балансе лизингодателя или на балансе лизингополучателя, не стану углубляться в муки этого выбора, так как актуально этого вопроса пропала, сейчас весь интернет завален информацией, что с 2022 года согласно Федеральным стандартам бухгалтерского учета 25/2018 «бухгалтерский учет аренды» имущество, приобретённое в лизинг безальтернативно, отражается только на балансе лизингополучателя.
Застав переходный период, когда новые договоры лизинга оформляли только с отражением на балансе лизингополучателя, не предлагая выбора, а особо «исполнительные» лизинговые компании даже предлагали рассмотреть вариант заключения дополнительного соглашения по старым договорам, у меня не возникало сомнений в корректности данной информации.
Я уже описывал ситуацию, в которой имущество, приобретённое в лизинг, оказалось заложено в банке по кредиту лизинговой компании, что не позволило своевременно осуществить передачу имущества после выкупа. И, честно говоря, после 2022 года уже думал, что повторение такого невозможно.
Затем я задумался, ведь лизинговые компании откуда-то берут деньги, с учётом того, как «просто» получить необеспеченный кредит, неужели все ушли в облигации или заполучили новые источники финансирования? Что тогда с банковскими кредитами, при отсутствии существенной залоговой массы, их объём должен был существенно сократиться. Но, пообщавшись с представителями нескольких Российских банков, я понял, что лизинговые компании, как приходили к ним за кредитами, так и продолжают это делать и поныне.
Что же тогда они предоставляют в залог? Неужели им достаточно собственного имущества для этих целей? Или у них столько собственных средств, что кредиты им нужны только, как вспомогательный инструмент на случай кассовых разрывов.
Так вот, согласно комментариям Контура, в дебете активного счёта организация (лизингополучатель) отражает не само имущество (спецтехнику, оборудование), а право пользования активом (ППА), на которое начисляется амортизация. В кредите пассивного счета указывается обязательство по аренде, которое будет погашаться. Право пользования активом учитывают на счёте, соответствующем сущности предмета аренды: чаще всего это счёт 01 «Основные средства», но может быть счёт 08 «Вложения во внеоборотные активы» или иной балансовый счет, поэтому при беглом взгляде на отчётность, может возникнуть ощущение, что это актив, принадлежащий организации, а не просто право пользования.
В итоге получается, что право собственности на Предмет лизинга в течение всего срока действия договора лизинга принадлежит Лизингодателю, а право пользования и владения Предметом лизинга принадлежит Лизингополучателю.
А раз право собственности принадлежит лизингодателю, то на основании этих данных можно сделать вывод, что лизинговые компании имеют возможность заложить имущество, которым Вы пользуетесь в банках по собственным кредитам. А это уже дополнительные для Вас риски, связанные, прежде всего, с платёжной дисциплиной лизинговой компании.
Договоры лизинговых компаний, в теории, могут содержать информацию о том, что имущество может быть заложено, так же эта информация может быть отражена в правилах пользования лизингом, с которыми все соглашаются при заключении договора. Конечно с этим можно попробовать побороться, постаравшись внести изменения в типовой договор, но не все лизинговые компании на это пойдут, а можно просто принять, как данность, такую возможность, но знать, что риск существует.