Найти тему
Виктор Калинин

Особенности социоментальных групп людей со схожим чувством юмора

Согласно семиосоциопсихологической концепции социальной коммуникации, разработанной советским ученым, доктором психологических наук, профессором социологии Тамарой Моисеевной Дридзе (1930 – 2000), под социоментальными группами подразумевается дифференциация аудитории по уровню развития коммуникативных (интерпретационных) навыков. Традиционно аудитория дифференцируется (различается) по следующим социально-демографическим характеристикам: пол; возраст; место жительства; род занятий; образование. Используются и такие социально-психологические характеристики, как направленность интересов, эмоциональные и поведенческие реакции людей. В некоторых исследованиях аудиторию различают также по уровню жизни, политическим взглядам, семейному статусу, хобби и т. д. Все перечисленные виды дифференциации и их сочетания позволяют получать ценный исследовательский материал. Но при этом остаются аутсайдерами  немало принципиально важных ситуаций, например, случаев неоднозначного восприятия и реагирования на ту или иную информацию при абсолютно одинаковых социально-демографических или социально-психологических характеристиках или, наоборот, сходного восприятия и реагирования при диаметрально противоположных характеристиках людей.  

Ярким примером таких случаев является разное понимание чувства юмора у отдельно взятых людей и определенных социальных групп. Благодаря этому чувству (юмора), субъект (индивид) подмечает противоречивые стороны в окружающем мире, исходя из интеллектуального, морально-этического уровня, а также уровня воспитания и образования. Юмор имеет различные оттенки и качества – он может быть как  с низким уровнем контекста так и с высоким, «черным», «плоским»,  направленным на себя или на другого и т.д. Дридзе Т.М. под текстом подразумевает: «сложный знак и целостную единицу общения как некоторую систему смысловых элементов, функционально объединенных в единую замкнутую иерархическую коммуникативно-познавательную структуру общей концепцией или замыслом (коммуникативным намерением) субъектов общения». Исходя из этого, юмор (в частности шутка) представляет собой текстовой артефакт, служащий средством, как психологической разгрузки, так и уникальным маркером социальной ментальности людей и тех групп, в которые они условно включены. Юмор отдельно взятой группы людей (близкие друзья, родственники, коллеги по работе) также входит в систему смысловых элементов общения и может являться коммуникативным намерением субъектов общения. Шутка представляет собой «стрелу» попадающей прямо в «психическое» индивида, вызывая сильную эмоциональную (положительную) реакцию, что на физическом уровне проявляется в форме искреннего смеха. Чем слабее «стрела долетает» до сознания индивида тем, слабее реакция либо и вовсе отсутствие таковой. Так например, шутка одного индивида может вызывать сильную эмоциональную положительную реакцию (смех до слез) у другого, что является признаком ментального сходства между тем, кто транслировал шутку и тем у кого возникла сильная реакция особенно это проявляется в случае взаимообмена шутками между двумя индивидами. И наоборот – ментального различия, несмотря на сходство социально-демографических характеристик когда вовсе отсутствует реакция на шутку либо шутка вызывает условную (уважительную) улыбку. Следовательно юмор может быть как  внутренним (юмор, который понимают несколько людей например в отдельно взятой семье) и юмор внешний (распространяется за пределы одной конкретной группы). При первичном наблюдении удалось обнаружить, что молодым людям комфортнее выстраивать дружеские связи с теми, с кем у них  схожее чувство юмора, независимо от социально-демографических характеристик. Качество юмора зависит от того, в какой социоментальной группе находится человек. Юмор людей, находящихся в группе с неадекватным или частично адекватным восприятием (средним или низким уровнем коммуникативных навыков) как правило лишен контекста, интенциональности и смысловых доминант (т.н. «плоские шутки»). В свою очередь юмор людей с адекватным восприятием (высокий уровень коммуникативных навыков) имеет интенциональный и контекстуальный стержень («тонкий» (интеллектуальный) юмор). Плоский юмор как стрела не долетает до людей с высоким уровнем коммуникативных навыков, что выражается в отсутствии смеха либо изумлением, несмотря на то, что смысл шутки улавливается. Людям с низким или средним уровнем довольно сложно уловить в свою очередь тонкий интеллектуальный юмор, сарказм, иронию – стрела пролетает мимо сознания и тогда возникает обида от недопонимания. Часто людям с высоким уровнем адекватности приходиться объяснять шутку (самостоятельно втыкать стрелу в «психическое» человека), но ответная реакция в форме искреннего смеха не наступает. Однако юмор сам по себе очень широк и разнообразен и распределить его по социоментальным группам будет не вполне рациональным решением. Скажем, «внутренний» юмор специалистов в области IT-технологий будет доступен только тем, кто трудится в этой области независимо от коммуникативных навыков и уровня адекватности восприятия, и тем не менее это уже сформированная отдельная ментальная группа. Признаком сформированных на схожем чувстве юмора социоментальных групп молодежи является обмен готовыми артефактами («свои приколы/шутки»), авторская интенциональность и контекст которых в полном объеме доступна индивидам этой группы, независимо от уровня коммуникативных навыков и адекватности восприятия, т. е. в «одной лодке» могут быть люди с разными коммуникативными навыками, при этом верно улавливающими смысл шуток. Включиться в такую группу может любой индивид со схожим чувством юмора, верно интерпретирующий контекст и улавливающий авторскую интенциональность шуток группы. В случае если с сформированной социоментальной группой соприкасается индивид из другой группы и начинает обмен текстовыми артефактами (шутками), тогда возникает отношение к нему как  «у него другое чувство юмора» или «странный юмор», а реакция на текстовые артефакты (шутки) либо слабая либо вовсе отсутствует.  

В век цифровизации и информатизации когда молодой человек погружен все больше в виртуальную среду, а смысловой и эмоциональный контакт при общении может быть  нарушен (например когда люди старшего поколения не понимают повседневную речь (т.н. мемы, термины из компьютерных игр) младшего поколения – одним из немногих способов восстановления (или возникновения) коммуникационной связи, может послужить схожее чувство юмора либо возможность уловить его в современной молодежной среде - делает исследование актуальным.