Недавно ознакомился еще с одним делом, хранящимся в архиве Вологодской области, конца XIX века по "прошению крестьянина деревни Окуловской Клещина Александра Григорьевича, жалующегося на приговор сельского схода о неправильном отводе ему земли". Это дело во многом показывает жизнь и устои крестьян Выйских деревень того времени.
Письмо Александра Григорьевича Клещина в Вологодское губернское правление:
"Его Превосходительству Господину Вологодскому Губернатору.
Покорнейшее прошение.
В прошлом 1897 году марта 30 дня состоялся сельский сход и был поставлен вопрос по обмеру и распределению между нами пахотной и сенокосной земли, а 4 мая того же года по приговору сельского схода избраны были добросовестные крестьяне для означенного обмера и распределения между нами земельного надела, что было и произведено поименованными лицами и записано в землеразводную книгу, какова представлена была 22 июня прошлого года добросовестными крестьянами для поверки сельскому сходу, как предписывало Вологодское и Сельское начальство. Всем домохозяевам книга была неоднократно прочитана. После чего волостной старшина и сельский староста опрашивали: "Все ли довольны?", и никто из нас претензий не заявил.
После сего 24 июня того же года бывший волостной старшина Лаврентий Дунаев вызвал меня в волостное правление и объявил акт об отказе пахотной земли по деревне Степановской на 1 1/2 души, которая состояла и теперь состоит за мной с незапамятных времен и которая отведена была добросовестными крестьянами и все записано в землеразводную книгу...".
Далее текст плохо читаемый, но суть его такая, что взамен земли в деревне Степановской волостной старшина наделил его землей в деревне Окуловской. В конце письма Александр Клещин пишет:
"По вышеизложенным обстоятельствам я обращался с просьбой к чиновнику по Крестьянским Делам Сольвычегодского уезда, но мне ничего не объявлено, и по сему я подавал вторично, но тоже никакого ответа не получил. А по сему, Ваше Превосходительство, всепокорнейше прошу принять сие мое прошение и предписать кому следует по вышеизложенным обстоятельствам. Рассмотреть мое ходатайство в мою пользу.".
Письмо чиновника по Крестьянским Делам Сольвычегодского уезда в Волгодское правление по этому вопросу:
"Во исполнение предложения от 31 прошлого августа за №3670, с возвращением прошения крестьянина Гавриловской волости деревни Окуловской Александра Григорьевича Клещина, имею честь Губернскому Присутствию представить: крестьяне Гавриловской волости деревни Окуловской Андрей Замятин и Ермолай Клещин с товарищами, в том числе и настоящий проситель, обращались ко мне с жалобами на действие местного волостного старшины об отказе им от пользования по деревне Степановской. По собранным сведениям выяснилось: по 5 п. приговора 30 марта 1897 года за №4, крестьяне каждой деревни должны получить земельный надел каждый по своей деревне, а за недостатком выезжать в те деревни, где таковой окажется излишек, почему крестьяне деревни Окуловской и должны были получить землю не по деревне Степановской, в коей излишка не имеется, а по деревне, где есть излишек; землеразводчики же избранные приговором 4 мая за №5, наделив просителей землею по деревне Степановской и занеся их в землеразводную книгу, поступили не правильно и вопреки 5 п. приговора от 30 марта 1897 года за №4; вследствие чего волостной старшина при приведении приговора по разделу земли в исполнение и отказал просителям пользоваться земельным наделом на 1/2 души по деревне Степановской, а представил им земельный надел по деревне Холмовской(?), куда выезжали и крестьяне деревни Степановской за недостатком земли по своей деревне, что было сделано правильно и согласно приговоров сельского схода. Приговором от 22 июня 1897 года за №4 были подтверждены только действия землеразводчиков в том, сколько каждому домохозяину было назначено земельного надела, по каким именно деревням. За недостатком земли они должны наделять их дополнительным наделом. На основании 127 ст. общ. пол. и 25 ст. пол. об учр. кр. от 21 прошлого августа за №1351 переписка по настоящему делу, мною была препровождена на рассмотрение Съезда по крестьянским делам, по постановлению которого, состоявшемуся 18 ноября 1898 года, действия в этом деле волостного старшины признаны правильными, а жалоба просителей, как необоснованная оставлена без последствий.
Чиновник по крестьянским делам Хомутинников."
Дело было рассмотрено "Вологодским губернским присутствием" и оставило жалобу Александра Григорьевича Клещина без удовлетворения. Дело также было рассмотрено и правительственным сенатом, который посчитал решение "Вологодского губернского присутствия" об оставлении жалобы Александра Клещина без удовлетворения вполне правильным и обоснованным. Ответ о решении Вологодского правления был выслан Александру Клещину с просьбой написать расписку о получении и ознакомлении с этим решением, что было им и сделано.