Найти тему
mr_partyzan

Секретные языки неба: Расшифровка стандартных кодов международной гражданской авиации"

Международная гражданская авиация - одно из самых безопасных видов транспорта, и это частично благодаря использованию стандартных кодов и языковых обозначений, которые пилоты и контролеры используют на каждом этапе полета. Но что означают эти коды и как они помогают обеспечить безопасность полетов? В этой статье мы рассмотрим основные стандартные коды, используемые в международной гражданской авиации в соответствии с Международной конвенцией гражданской авиации (ИКАО), и расшифруем их значение.

Стандартные коды ИКАО
Стандартные коды ИКАО

Коды расположены по степени серьезности, но важность каждого кода зависит от конкретной ситуации, и каждый код может иметь свою важность в различных контекстах.

Код "
Mayday" (произносится три раза "Mayday, Mayday, Mayday") - это фраза-код, которая сообщает воздушному контролю, что воздушное судно находится в неминуемой опасности и требует немедленной помощи. Она используется в крайних случаях, когда безопасность и жизни находятся в опасности, и является наиболее серьезной ситуацией, которую может объявить экипаж.

Обычно код "
Mayday" используется для сообщения о чрезвычайных ситуациях на борту воздушного судна, таких как:
-Технические проблемы, которые не могут быть устранены и представляют угрозу для безопасности полета;
-Пожар на борту или в двигателе;
-Гибель или серьезная травма члена экипажа или пассажира;
-Проблемы с ограниченностью горючего или иными ресурсами, которые могут привести к катастрофе.
Код "
Mayday" должен использоваться только в крайних случаях, когда безопасность и жизни находятся в опасности, и требует немедленной реакции со стороны воздушного контроля и других служб.

Код "
Pan-Pan" - это фраза-код, которая сообщает об экстренной ситуации, но не такой критической, как при использовании кода "Mayday". Этот код обычно используется, когда на борту воздушного судна возникли проблемы, которые могут потребовать помощи, но не требуют немедленной реакции.

"
Pan-Pan" (произносится три раза "Pan-Pan, Pan-Pan, Pan-Pan") и обычно используется для сообщения воздушному контролю о проблемах на борту, таких как медицинские чрезвычайные ситуации, проблемы с оборудованием или технические проблемы, которые не требуют немедленного вмешательства.

7500 означает "захват самолета" и используется, когда летательный аппарат подвергается угрозе захвата пассажирами или другими лицами на борту. Этот код является сигналом для немедленного реагирования и принятия мер безопасности.

7600 означает "потеря связи" и используется, когда летательный аппарат не может связаться с контролирующим центром или другими воздушными судами. Это может произойти из-за различных причин, таких как технические неполадки или проблемы с радиосвязью.

7700 (Emergency): код, сообщающий о появлении аварийной ситуации на борту, которая может угрожать безопасности полета и требует немедленного реагирования.

7600 код, сообщающий о потере радиосвязи с бортом, иногда также называется "неразборчивый сигнал" (unruly signal) или "слепой сигнал" (blind transmission). Может быть серьезной проблемой, так как это мешает коммуникации между экипажем и диспетчером и может потенциально угрожать безопасности полета.

Cleared for takeoff (разрешение на взлет) - пилот получает разрешение на начало взлета;

Cleared to land (разрешение на посадку) - пилот получает разрешение на посадку на конкретной взлетно-посадочной полосе;

Go-around (прерывание посадки) - указание прервать посадку и повторить ее снова;

Hold short (остановка перед полосой) - указание остановиться перед началом взлетно-посадочной полосы;

Obstruction clearance (очистка полетного маршрута от препятствий) - пилот получает указание очистить полетный маршрут от препятствий;

Abort takeoff (отмена взлета) - указание отменить взлет;

Cancel landing clearance (отмена разрешения на посадку) - указание отменить разрешение на посадку на конкретной взлетно-посадочной полосе;

Cancel takeoff clearance (отмена разрешения на взлет) - указание отменить разрешение на взлет.

Emergency descent: Код, используемый для обозначения срочного понижения высоты во время полета из-за возможной угрозы безопасности, например, из-за возникновения пожара на борту или сбоев в системе давления воздуха.

Emergency evacuation: Код, используемый для обозначения срочной эвакуации пассажиров и экипажа, как правило, из-за возникшей аварийной ситуации на борту самолета, такой как пожар или потеря контроля над самолетом.

Fuel emergency: Код, используемый для обозначения нехватки топлива на борту самолета, что может потенциально привести к аварийной ситуации во время полета.

Traffic alert: Код, используемый для запроса информации о других воздушных судах, которые находятся поблизости и могут потенциально представлять угрозу для безопасности полета.

Missed approach: Код, используемый для обозначения ситуации, когда самолет не может приземлиться на взлетно-посадочной полосе по каким-либо причинам и должен выполнить второй заход на посадку.

Minimum fuel: Код, используемый для обозначения критически низкого уровня топлива на борту самолета, когда необходимо выполнить дополнительные меры по экономии топлива для завершения полета.

Ditching: Код, используемый для обозначения ситуации, когда самолет должен совершить посадку на воду в случае, если необходимо аварийно покинуть воздушное судно во время полета над водой.

Unlawful interference: Код, используемый для обозначения возможного акта незаконного вмешательства на борту самолета, например, угрозы террористической атаки.

Unlawful interference: код, используемый для сообщения о незаконном вмешательстве в работу самолета, таком как угроза террористической атаки или попытка похищения.

Ground proximity warning system (GPWS): код, используемый для сообщения о предупреждении о сближении с землей, например, если самолет находится на слишком низкой высоте или если он слишком быстро снижается.

Terrain avoidance warning system (TAWS): код, используемый для сообщения о системе предупреждения о столкновении с землей, которая используется для предотвращения аварий из-за столкновения с горами, холмами или другими препятствиями на земле.

Weather deviation: код, используемый для сообщения о изменении маршрута из-за погодных условий, таких как грозы, турбулентность, туман или сильный ветер.

Bird strike: код, используемый для сообщения о столкновении самолета с птицей во время полета, что может привести к повреждению двигателя или другим проблемам с самолетом.

Medical emergency: код, используемый для сообщения о медицинской ситуации на борту самолета, такой как сердечный приступ, инсульт или другое серьезное заболевание.

Smoke or fire: код, используемый для сообщения о появлении дыма или возгорания на борту самолета, что может потребовать экстренной посадки или эвакуации.

Landing gear problem: проблемы с шасси самолета.

Engine failure: отказ двигателя(ей).

Loss of communication: потеря связи с диспетчером и/или другими самолетами.

Radio failure: отказ радиосвязи.

Navigation failure: проблемы с навигационным оборудованием.

Pressurization problem: проблемы с давлением внутри кабины.

Hydraulic failure: отказ системы гидравлики.

Electrical failure: отказ электрической системы.

Fuel leak: утечка топлива.

Cargo smoke or fumes: задымление или запахи в грузовом отсеке.

Severe turbulence: сильная турбулентность.

Wingtip collision: столкновение кончика крыла с другим объектом.

Mid-air collision: столкновение в воздухе.

Runway incursion: нарушение области полосы взлета/посадки другим самолетом, транспортным средством или человеком.

Taxiway incursion: нарушение области таксирующих путей другим самолетом, транспортным средством или человеком.

Collision with terrain: столкновение с землей или горой.

In-flight structural failure: отказ элемента или системы самолета во время полета.

Uncontained engine failure: разрушение двигателя с выходом осколков за его пределы.

Windshear: резкое изменение скорости и направления ветра на небольшом пространстве, что может привести к потере контроля над самолетом.

Microburst: резкий и кратковременный ветер, который может вызвать опасную турбулентность на низких высотах.

Icing: обледенение поверхности самолета, что может привести к потере аэродинамических качеств и возможности управления самолетом.

Fire in the cabin: возгорание на борту самолета в кабине пассажиров.

Pilot incapacitation: непособность пилота управлять самолетом из-за болезненного состояния или других причин.

1400 (Engine failure): код, сообщающий о выходе из строя одного или нескольких двигателей, является серьезной проблемой, но существует возможность продолжения полета на оставшихся двигателях.

7777 (Military interception) (военное перехватывание). Этот код используется, когда воздушное судно перехватывают военные и они хотят установить радиосвязь с экипажем.

2200 (Technical fault): код указывает на техническую неисправность на борту, которая может быть серьезной, но не является аварийной.

5010 (Compulsory reporting point): код, сообщающий о прохождении обязательной точки маршрута, не является аварийным.

0100 (Flight plan): код, сообщающий о подаче плана полета, не является аварийным.

1000 (Air traffic control unit): код, сообщающий о контроле воздушного движения, не является аварийным.лбез радарной идентификации.


Еще раз напомню произношение кодов:

"
Mayday" произносится как [мэйдэй], "Pan-Pan" - как [пэ, "Fire" - как [файр] и "Smoke" - как [смоук]. Важно произносить эти коды четко и громко, чтобы они могли быть легко услышаны и поняты другими пилотами и контролерами воздушного движения.

В отличие от кода "
Mayday", использование кодов "Fire" и "Smoke" не требует повторения, поскольку они уже являются достаточно четкими и понятными в своем значении.

Коды 7500, 7600 и 7700 являются международными стандартами, принятыми Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) и используются в авиации во всем мире. Коды используются для передачи сообщений по радиосвязи между летательными аппаратами и контролирующим центром или другими воздушными судами, чтобы сообщить о критических ситуациях или проблемах, которые могут повлиять на безопасность полетов.
Произношение кодов:
Коды 7500, 7600 и 7700 произносятся как "семь пять нуль ноль", "семь шесть нуль ноль" и "семь семь нуль ноль" соответственно. В авиации используется стандартная фонетическая азбука, чтобы избежать ошибок при передаче сообщений по радиосвязи. Поэтому для передачи этих кодов на радио связи могут использоваться следующие фразы:
Код 7500: "
Seven five zero zero" или "Seven five, hijack"
Код 7600: "
Seven six zero zero" или "Seven six, radio failure"
Код 7700: "
Seven seven zero zero" или "Seven seven, emergency"

-2

Другие коды:
Описания фонетических кодов для букв в авиации, приведенные в вашем сообщении, верны:

"
Alpha Bravo" - коды букв А и В, используемые для передачи информации об отдельных пунктах маршрута.
"
Charlie" - код буквы C, используемый для передачи информации об опасных ситуациях.
"
Delta" - код буквы D, используемый для указания на изменения в планах полета.
"
Echo" - код буквы E, используемый для передачи информации о надежности связи.
"
Foxtrot" - код буквы F, используемый для указания на необходимость топлива.
"
Golf" - код буквы G, используемый для передачи информации о готовности к посадке.
"
Hotel" - код буквы H, используемый для указания на наличие опасных грузов на борту самолета.
"
India" - код буквы I, используемый для указания на отсутствие информации о погоде на аэродроме назначения.
"
Juliet" - код буквы J, используемый для передачи информации о времени прибытия.
"
Kilo" - код буквы K, используемый для указания на необходимость получения разрешения на полет в зону ограниченного доступа.
"
Lima" - код буквы L, используемый для передачи информации о ситуации на борту самолета, требующей медицинской помощи.
"
Mike" - код буквы M, используемый для указания на необходимость взлета и посадки с помощью инструментов посадки.
"
November" - код буквы N, используемый для передачи информации о навигационных ограничениях.
"
Oscar" - код буквы O, используемый для указания на отсутствие масла на борту самолета.
"
Papa" - код буквы P, используемый для передачи информации о технических проблемах.
"
Quebec" - код буквы Q, используемый для указания на необходимость получения срочной медицинской помощи на борту.
"
Romeo" - код буквы R, используемый для передачи информации о нарушениях в работе двигателя.
"
Sierra" - код буквы S, используемый для указания на безопасность полета и требование соответствующих мер предосторожности.
"
Tango" - код буквы T для передачи информации о времени вылета.
"
Uniform" - код буквы U для указания на необходимость посадки на ближайшем аэродроме.
"
Victor" - код буквы V для передачи информации о скорости и направлении ветра.
"
Whiskey" - код буквы W для указания на наличие погодных условий, которые могут повлиять на безопасность полета.
"
X-ray" - код буквы X для передачи информации о радиолокационных помехах.
"
Yankee" - код буквы Y для указания на необходимость получения информации о погодных условиях на маршруте.
"
Zulu" - код буквы Z для передачи информации о времени в зоне UTC.