Найти тему
Белорус и Я

Юру Башмета откармливали чёрной икрой

Оглавление

Дирижёр, руководитель сразу трёх творческих коллективов Юрий БАШМЕТ отметил 70-летие. Как сын железнодорожника стал великим музыкантом

Мистер альт

Юрий Башмет – не просто знаменитый на весь мир альтист-виртуоз и дирижёр, он музыкант титулованный: народный артист Советского Союза, Герой труда России, Лауреат Государственной премии СССР и четырёх Государственных премий Российской Федерации, а ещё – лауреат американской премии «Грэмми» и множества других международных и российских наград.

«Не собираюсь кокетничать: я позитивно отношусь к наградам и знакам внимания, – однажды признался Башмет. – У меня есть итальянские, французские, латвийские, белорусские награды, но особенно дороги – российские».

***

Юрий Башмет родился 24 января 1953 года в Ростове-на-Дону. В семье не было музыкантов. Его отец работал инженером железнодорожного транспорта, после окончания Ленинградского института путей сообщения получил распределение на Северный Кавказ. И уехал из холодного Питера в южный Ростов вместе с женой – выпускницей филологического факультета Ленинградского университета.

Старший брат Евгений (слева) и Юрий. Фото: www.classicalmusicnews.ru
Старший брат Евгений (слева) и Юрий. Фото: www.classicalmusicnews.ru

Их дом стоял на берегу Дона рядом с железнодорожным депо. В памяти Юрия Башмета сохранились яркие картинки ростовского детства: как он катается с мальчишками на медленно проходящих поездах, как он тащит огромную рыбину на тележке.

Семья жила скромно, как и большинство советских семей после войны. Однако на подоконнике в доме всегда стояла баночка чёрной икры, которая в середина 50-х свободно продавалась на Центральном городском рынке. Чёрная икра, хоть паюсная, хоть зернистая, стоила в то время копейки. Этот «отвратительный» продукт мама заставляли маленького Юру есть ежедневно – вместо витаминов.

В 1957 году Башметы переехали из Ростова во Львов, где жили родители отца. И там Абрам Борисович Башмет устроился в управление Львовской железной дороги.

Ну а мама, Майя Зеликовна, решила: их мальчик обязательно должен заниматься музыкой. Как и любой нормальный ребёнок, Юра предпочитал футбол или велосипед игре на скрипке и пианино. Несмотря на то что каждый день приходилось садиться за инструмент, ему это удавалось. Никакого диктата и родительского давления мама не оказывала.

Юрий Башмет в детстве. / Фото: www.24smi.org
Юрий Башмет в детстве. / Фото: www.24smi.org

Безусловным авторитетом у сына пользовалась, но воспитывала с учётом его интересов. И он отвечал ещё большим усердием в занятиях музыкой. Как позже сам говорил: для мамы ходил в музыкальную школу, играл на скрипочке и был там на хорошем счету. Ему это легко давалось.

Знаменитый советский скрипач-педагог, основатель первой в СССР музыкальной школы для одарённых детей, Пётр Соломонович Столярский говорил: «Мне не нужны талантливые дети, нужны талантливые мамы». Мама Юрия Башмета, которая со Столярским, конечно, не была знакома (он умер в 1944 году), всегда как будто бы знала эти слова. Она была как раз такой талантливой мамой. Даже сейчас, спустя много лет после её ухода, Юрий Абрамович говорит, что старается измерять свои поступки её меркой. И в сложных ситуациях мысленно обращается к ней за советом, задумываясь: что бы на это сказала мама?

Открытие новой сцены Мариинского театра в СанктПетербурге, 2013 год. С солисткой балета Екатериной Кондауровой
Открытие новой сцены Мариинского театра в СанктПетербурге, 2013 год. С солисткой балета Екатериной Кондауровой

Башмет нередко говорил, что его карьера музыканта, в общем-то, случайна. В юности, как и большинство его сверстников, он любил слушать The Beatles. Интересовался джазом, особенно американским джаз-роком. У него даже была своя группа. Молодые ребята-музыканты попытались скопировать американские группы Blood, Sweat&Tears, Chicago. Копия получилась так себе.

Но однажды объявили музыкальный конкурс в Киеве, посвящённый столетию Ленина. Юрий подготовился к этому конкурсу и неожиданно для себя победил. Тогда стало ясно, что нужно продолжать учиться. В 1971 году он окончил Львовскую среднюю специальную музыкальную школу. Уехал в Москву и поступил в Московскую консерваторию, которую через пять лет окончил. И дальше «поплыл по течению».

Североморск, 2007 год. Перед началом сольного концерта на борту атомного ракетного крейсера «Пётр Великий»
Североморск, 2007 год. Перед началом сольного концерта на борту атомного ракетного крейсера «Пётр Великий»

Когда учился, Юрий хорошо играл на фортепиано. И в музыкальной школе, и потом в консерватории преподаватели хвалили его за красивое звукоизвлечение. Но он остался верен альту. «Поскольку альт формально не считался сольным инструментом, с одной стороны, я его продвигал, с другой – он меня. Мы как-то параллельно подошли друг к другу», – говорит музыкант.

Где-то в начале 70-х он приобрёл альт миланского мастера Паоло Тесторе (1758 год), на котором играет и сейчас. Считается, что старинный итальянский инструмент обладает благородным тембром и звучанием.

«Альтушку на всю жизнь» помог ему подобрать Вадим Борисовский, преподаватель Башмета в консерватории.

Вадим Борисовский. / Фото: www.bakastra.sdf.org
Вадим Борисовский. / Фото: www.bakastra.sdf.org

– Борисовский сам играл на огромных инструментах и воевал с маленькими альтами, а мой альт как раз маленький, на полтора сантиметра меньше среднего размера, который принимал Борисовский, – рассказал маэстро. – Помню, как Борис Вадимович мне позвонил в общежитие, сказал: «Приезжай, твой итальяшка тебя ждет». Я тогда не очень оценил его выбор, а со временем оказалось, что это попадание в десятку. Он правда выбрал мне великолепный инструмент на всю жизнь.

Именно Башмет сделал альт солирующим инструментом. С 1976 года и до сегодняшнего дня он активно концертирует как альтист. Даёт по 200 концертов в год. Владеет всем альтовым репертуаром: от Баха, Моцарта, Паганини, Брамса до Шостаковича и Шнитке и многих-многих других великих композиторов.

Он стал «мотором» для композиторов Альфреда Шнитке, Софии Губайдулиной, Гии Канчели, Александра Чайковского: сыграл больше 50 концертов, посвящённых именно ему – Башмету. Но так было не всегда. По его словам, музыкальная карьера – это кровавый спорт и, конечно, везение. Бороться приходится не только с обстоятельствами, с предубеждениями, но и с самим собой.

Выступление скрипача Юрия Башмета на Международном конкурсе имени П.И. Чайковского, 1978 год
Выступление скрипача Юрия Башмета на Международном конкурсе имени П.И. Чайковского, 1978 год

Было время, когда он как Золушка обивал пороги различных советских учреждений с просьбой разрешить ему концертировать с сольной программой. На что получал ответ: альт – сольный инструмент? Это же нонсенс!

Благодаря настойчивости мастера в качестве эксперимента в течение сезона прошли его гастроли по СССР. Это был прорыв. В то время, в 70-е, его встречали либо никак, либо прохладно: «Вы посидите в гостинице, мы вам и так поставим печать, что вы играли, но играть концерт ни в коем случае не нужно». Иногда в зале сидели три или пять человек. Однажды его провожатые уже у трапа спросили: «Скажи, альт – это саксофон?»

«Но я играл и думал: ладно, подождём, – говорит Башмет. И дождался. Отношение к хорошим музыкантам в России изменилось кардинально. – Сейчас музыкантов принимают так, как будто они сошли с небес. Так встречают ещё только в Японии».

Клин, 2022 год. С пианистом-виртуозом Денисом Мацуевым на Международном фестивале искусств имени П.И. Чайковского
Клин, 2022 год. С пианистом-виртуозом Денисом Мацуевым на Международном фестивале искусств имени П.И. Чайковского

Для всего мира Юрий Башмет – это российский бренд. Хотя он давно звезда международного масштаба. Он выступает в лучших концертных залах Европы, США, Канады, Латинской Америки, Австралии, Новой Зеландии и Японии. Впервые в мировой исполнительской практике дал сольные альтовые концерты в Карнеги-холле (Нью-Йорк), в Барбикане (Лондон), в Берлинской филармонии, в Ла Скала (Милан), в Сантори-холле (Токио), в Тиволи (Копенгаген), в Большом зале Московской консерватории и Большом зале СанктПетербургской филармонии. Принимал участие во многих международных фестивалях.

В 1985 году начал дирижёрскую деятельность. Еще через год создал камерный ансамбль «Солисты Москвы». Он – основатель и председатель жюри первого и единственного в России Международного конкурса альтистов.

С артистками Малого театра в Москве после генеральной репетиции спектакля «Кроткая», 2022 год
С артистками Малого театра в Москве после генеральной репетиции спектакля «Кроткая», 2022 год

В 2012 году возглавил Всероссийский юношеский симфонический оркестр, в который входят юные музыканты из разных городов России. На вопрос, зачем ему это надо, он отвечает словами Сергея Михалкова: «Сегодня – дети, а завтра – народ». Он – профессор Московской консерватории. С 1980 года проводит мастер-классы в разных странах мира (Япония, Европа, Америка, Гонконг). Является артистическим директором Молодёжной музыкальной академии стран СНГ.

Башмет убеждён: чтобы молодые талантливые музыканты не упорхнули за границу, надо создавать условия дома, давать возможности для творческого роста. Он из России никогда не уезжал надолго и не собирается: «Здесь я дома, всю свою жизнь проживаю вместе со страной, со своим народом».

С 2002 года Юрий Башмет – художественный руководитель и главный дирижёр Государственного симфонического оркестра «Новая Россия». Нагрузка у него колоссальная. Он един во многих лицах: художественный руководитель, дирижёр, солист, педагог... Но в мире его по-прежнему называют «Мистер альт».

Симфонический оркестр «Новая Россия» и его дирижёр Юрий Башмет
Симфонический оркестр «Новая Россия» и его дирижёр Юрий Башмет

В качестве солиста и дирижёра Башмет выступает с лучшими симфоническими оркестрами мира. Является президентом, учредителем, членом жюри международных конкурсов альтистов. Организует международные фестивали, ведёт авторскую программу «Вокзал мечты» на телевидении.

С 2006 года совместно с белорусским пианистом Ростиславом Кримером проводит ежегодный Международный фестиваль Юрия Башмета в Минске.

Любопытные факты

♦ Дед по материнской линии Зелик Яковлевич Кричевер, уроженец Киева, заведовал отделом планирования Наркомата лёгкой промышленности, погиб в боях под Киевом в 1941 году. Родители Башмета похоронены на еврейском кладбище во Львове.

♦ Сын Александр работает экономистом. Дочь Ксения – пианистка и часто выступает с отцом.

-11

Анастасия ПЛЕШАКОВА, Москва

Фото: Иван МАКЕЕВ, ТАСС, РИА Новости

Материал дан в сокращении.

© "Союзное государство", № 12, 2014

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!

Другие материалы нашего портала на тему Культура Союзного государства смотрите здесь:

Культура Союзного государства

Топ-3