На Байкал мы с сестрой и детьми ездили в марте 2023 года. Он оказался именно таким, каким я его и представляла - кристально чистым, удивительным, впечатляющим. А ещё он реально голубой. Это не фотошоп. И везде разный. Поэтому каждый раз, когда Константин (мой средний племянник) задавал вопрос: "А что мы смотрим завтра?", ответ был неизменным: "Лёд!".
Больше всего хотелось увидеть "пузырьки". На них мы ездили смотреть в Багульдейку. Они оказались мельче, чем я ожидала. Гирлянды шариков, скованных льдом. Где-то более крупных, где-то совсем небольших. Эдакие фейерверки под ногами. Очень красиво.
Крупные пузыри я потом тоже увидела на "Малом море". Но это уже были не гирлянды, а скорее небольшие пирамиды, похожие на те, что люди складывают из камней. Только эти из воздуха и созданы самой природой. Некоторые пузыри принимали причудливые формы. Можно было разглядеть шутливую рожицу или смайлик.
Забавным оказалось то, что трепетное чувства страха посещало именно там, где лед чист и отполирован ветром. Ты видишь его толщу и мозгом осознаешь - тут точно не провалиться. Но тебе не по себе. А вот там, где снег - не страшно. Пока он под тобой не захрустит.
Где действительно стоит опасаться тонкого льда, так это на свежих становых трещинах. Движение ледяного покрова тут - обычное дело. Лёд постоянно трещит. Правда "услышать Байкал" можно не всегда и не везде. Народу много - шумно.
Самый опасный вид транспорта - авто. Если появится трещина, пеший успеет отойти, хивус (судно на воздушной подушке) и вовсе не провалится. Машина на льду, на хорошей скорости.....Как повезет! Но мы ездили именно на колесах - у нашего гида был джип. Удобно и комфортно. Можно пощекотать нервы, организовать управляемый (или не очень) занос.
Многие туристы передвигаются на буханках. Тепло, бюджетно и бездорожье им нестрашно. А дорог тут в общем-то нет. Сто метров асфальта посреди ольхонской степи - насмешка над жителями и туристами от местной администрации.
Ещё один вид транспорта - собачья упряжка. Годится только в холод, когда температура падает прилично ниже нуля. Иначе собакам жарко и они бегут медленно, без удовольствия. Дочери больше понравилось гулять с хаски, чем кататься. Это очень контактные животные. Щенята и вовсе сплошная милота.
Коньки. Полагаю, местные к ним тоже прибегают, как к одному из видов транспорта. Но по мне, по Байкалу на лезвии кататься неудобно - довольно много мелких трещин. Но пробовать надо. Странно писать про лёд "необычайно скользкий", но это и вправду так. С московским не идёт ни в какое сравнение.
К слову сказать, мелкие трещины - совсем не мелкие. Они пронизывают несколько метров льда в глубину и тянутся на километры, создавая причудливую паутину ледяных дорог.
Наш народ сумасшедше - бесстрашный. Мало кого останавливает риск разбить в дребезги фейс, приложившись им к ледяным скалам. Провалиться, если лёд становой трещины окажется недостаточно крепким. Или попросту отморозить попЕц, пока фотографируешься практически нагишом посреди ледяной сказки.
Мы не настолько отчаянны, у нас фото скромнее.)
Был у нас и пикник на льду. Богдан (так звали нашего гида) заботливо приготовил нам ароматную уху из свежего омуля, организовал стол, горячий чай и аперитив. Неожиданным оказалось то, что многие повара не используют газовые горелки или мангал, а жгут костры прямо в ледяной толще. Оказывается так тоже можно!
В поисках удивительных пещер мы заходили в ледяные гроты. С опаской любовались на ледяные сталактиты над головой. Мальчики бесстрашно заползали в самые узкие щели. Порой, когда один из них подлезал под край наледи, внутри он мог стоять в полный рост. Мы видели только ноги и надеялись, что этот айсберг не рухнет, пока братья внутри.
Туалетов в местах скопления ледяных достопримечательностей ожидаемо нет. Из развлечений на острове бани, рестораны, катание на собачьей упряжке, баги и фантастически красивые закаты на горе Шаманка.
Мы ходили провожать солнце в день приезда. Сутки почти без сна. Но этого того стоило. Удивительно красивое зрелище! Бирюзовое небо озаряется золотом, и его отблески отражаются в ледяных дорогах. Морозная сказка!
Три дня на острове достаточно, чтобы увидеть все зимние достопримечательности Ольхона. Поэтому остаток наших длинных выходных мы решили провести в горах, на горячих источниках в поселке Аршан - об этом будет отдельный пост. В Иркутск возвращались оттуда.
Итоги.
Зимний Байкал удивителен! Надо ехать и надо смотреть!
Посадка будет жестковата, это вам не Шереметьево. Не ссать!)
Перелёт 6 часов, до острова еще столько же, это тяжело и на отдых в эти дни стоит запланировать дополнительное время.
Омуль- это рыбка на любителя.
Зимой нерпу не увидеть, поэтому летом Байкал тоже стоит посетить!)
А ещё наш гид рассказал, что у местного пилота традиция падать на воду в конце каждого летнего сезона. Поэтому любителям острых ощущений, желающих иметь в личных мемуарах запись "пережил авиакатастрофу", стоит лететь на Байкал в конце лета до Улан-Уде. А оттуда на Ольхон местным крылатым транспортом. О пострадавших в этом приключении не сообщалось, так что можно считать, что это условно безопасно.
Если вам понравилась моя статья, не забудьте лайк и подписаться на канал 😉
#Байкал #Иркутск #ледбайкала #ольхон #путешествие