А что? Всё может быть. Новичок - штука такая, он как кот Шредингера: вроде его и нет, а как пивнёшь что-нибудь или схватишь... 4-)
Воскресенская летопись:
Как говорится: кто эти люди?
Отец Ивана Вельяминова - Василий Васильевич - до своей смерти в 1374 году был весьма значимой фигурой в Москве. БСЭ сообщает, что фактически он был московским градоначальником. Но после смерти Василия Васильевича князь Дмитрий не передал должность тысяцкого сыну Василия - Ивану, за что, конечно же, Иван мог сильно обидеться на князя. Но что должно было произойти, чтобы Ивану Вельяминову нужно было бежать из Москвы в Тверь? Родной брат Ивана - Микула - был соратником князя Дмитрия Ивановича и командовал Коломенским полком в Куликовской битве, где и погиб. Дядя Ивана - Тимофей Вельяминов - был окольничим князя Дмитрия, вместе с серпуховским князем привёл из Москвы к Дону запоздавшие войска и тоже участвовал в Куликовской битве. При желании Иван вполне мог получить должность, обеспечившую бы ему и власть, и деньги. Не захотел, так обиделся, что кушать не мог? Пусть так, но на что рассчитывал? В прошедший раз ярлык, выданный Мамаем тверскому князю, вообще не сыграл никакой роли: московского князя поддержали практически все остальные русские князья, почему в этот раз всё должно было поменяться? Почему сторонники Вельяминовых должны были поддержать Ивана в очень рискованном “свержении” сильного великого князя Владимирского, вместо того, чтобы продолжать безопасно получать “плюшки” через его брата и дядю, пользовавшихся расположением Дмитрия? - Очень, очень сомнительно. Но, в целом, понятно: мог, что называется, “закусить”. А вот фигура Некомата Сурожанина гораздо, гораздо более интересна.
Сурожане. Во многих местах я прочитал, что это была группа купцов, торговавших с крымским городом Сурожем (он же - Сугдея, он же - Солдайя, он же - нынешний Судак). Кое-где уточнялось: группа московских купцов. Хм… Точно московских, в смысле местных московских? Первый по хронологии раз сурожане мельком упоминаются в Ипатьевской летописи за 1289 (6797) год, затем - в 1356/1357 году в двух летописях.
Рогожский летописец, 6865 (1357):
То бишь, ордынский посол Ирыньчей приходил именно на сурожан - чем-то те татарам насолили. И сурожане - местные. Но в несколько более поздней Никоновской летописи, 6864 (1356):
Здесь сурожане явно обозначены как “гости”, то есть - пришлые, иностранцы, и пришли они на Русь с татарским послом Ирынчеем.
Довольно странно: переписчик Рогожского летописца ошибся, попутал предлоги “с” и “на”? Но и по написанию, и по смыслу предлоги сильно отличаются. Составитель Никоновской летописи пользовался источником иным, чем автор Рогожского летописца, и в том протографе было указано именно “с послом”? - Возможно, возможно. Но не очевидно.
Тут нужно забежать несколько вперёд, но это, по-моему, будет весьма полезно для расследования.
Занятную роль сурожане сыграли в Куликовской битве - в Вологодско-Пермской летописи в части Побоище великому князю Дмитрею Ивановичю на Дону с Момаем сказано:
Как я понял, взяты были гости-сурожане для обеспечения связи с Москвой: если что случится тайное, то они быстро об этом в Москву сообщат. Правда, в большинстве работ по этому вопросу другое мнение: Дмитрий взял сурожан в качестве этакого “журналистского пула”: мол, когда он одержит победу, то сурожане разнесут весть по всему миру. Это почти наверняка исходит из Никоновской летописи, поскольку в ней указано:
И получается, что Рогожский летописец и Никоновская летопись описывают эпизоды противоположно по причинно-следственным связям.
По Никоновской летописи сурожане пришли в Москву под защитой Иринчея. Зачем Дмитрий Иванович взял бы представителей сурожан с собой на Дон в 1380 году - непонятно: а ну как проиграл бы битву? Какой смысл сообщать об этом довольно локальном событии “в далных землях”, кому это будет там интересно? Кому надо, тот и без сурожан узнал всё быстро. А вот в качестве свидетелей… Не зря в летописи упоминаются Орда и Фрязи.
В то время у Мамая были большие проблемы в Орде: к 1380 году Тохтамыш отобрал у Мамая всё, кроме родовых владений того. По сути Мамай, претендуя на власть в улусе и не будучи чингизидом, являлся бунтовщиком, а потому иметь свидетелей в сражении с бунтовщиком перед законным царём улуса - будущим ханом Орды Тохтамышем было для князя Дмитрия Ивановича совсем нелишним. Таким же нелишним было иметь хорошие отношения и с влиятельной купеческой корпорацией. А уж когда генуэзцы засвидетельствуют перед Тохтамышем усердие князя в борьбе с бунтовщиком Мамаем, тут уж… Высший пилотаж.
По Рогожскому летописцу Иринчей приходит в Москву, чтобы решить проблемы с сурожанами, от чего они вряд ли были в большом восторге. И хоть сколько понятно становится, почему князь Дмитрий Иванович взял с собой сурожан на Куликово поле в качестве связников и, возможно, проводников-разведчиков. Как купцы, сурожане должны были хорошо знать все пути в Крым. Естественно, они имели широкие связи в Крыму. По сути сурожане были высокоразвитой агентурной сетью. Упустить её, не постараться взять её в свои руки - очень, очень недальновидно.
Что тут обращает на себя внимание, если так оно и было? - Все эти десять сурожан - более доверенные лица великого князя, чем его непосредственное окружение. Для сообщения с Москвой достаточно было обычных княжеских гонцов, людей, в общем-то, тоже надёжных и доверенных, но для сообщения тайных известий князь взял сурожан. Естественно, что в Москве гонец-сурожанин должен был передать известие тоже человеку князя надёжнейшему из надёжнейших. Хм… тоже как-то… сомнительно.
Вернусь обратно. Выходит, что и в том, и в другом случае сурожане, как группа, возможно имели прямой и непосредственный выход на великого князя Дмитрия Ивановича - обстоятельство весьма важное в дальнейшем разбирательстве.
Важное, но довольно необычное: Сурож-Солдайя в то время управлялся генуэзцами - теми самыми фрязинами. И сурожским торговцам не было никакого смысла серьёзно ссориться с беклярбеком, властителем Крыма - себе дороже вышло бы. Да и московским сурожанам ссориться с великим князем резона не было: при необходимости он моментально перекрыл бы им торговлю мехами, воском, пенькой и прочим весьма востребованным в Европе товаром.
А ещё нужно указать, что был в Солдайе товар, прибыль от которого крыла все остальные товары, как бык стадо овец: работорговля. И кто был главным поставщиком товара на этот рынок, а? И кем были в подавляющем большинстве эти рабы, а? - Вот. Генуэзским работорговцам жизненно необходимо было знать, как там всё между Мамаем и великим русским князем, поскольку именно от этого зависели перспективы их бизнеса. А через кого они могли получить наиболее полные и достоверные сведения, как не от своих представителей в Москве - гостей-сурожан? И ещё: работорговцы-генуэзцы никак не были заинтересованы в сильной и единой Руси, чем, собственно, и занимался князь московский Дмитрий Иванович, а исключительно наоборот. И как проще всего генуэзцы могли повлиять на эту ситуацию, как не через своих московских сурожан?
Я это к тому, что получаются две группы сурожских купцов с почти противоположными интересами: работорговцы были заинтересованы в раздробленной и слабоорганизованной Руси, как источнике их основного высокорентабельного товара, а условно назвать “московские сурожане”, ориентированные на обычную торговлю, наоборот, были заинтересованы в твёрдых и устойчивых экономических условиях, которые не могли быть без централизованной и сильной власти, обеспечивавшейся им князем Дмитрием Ивановичем Московским. Естественно эти группы не имели организационного разделения и вполне были взаимопроницаемы.
И вот, что ещё примечательно: в Суроже, кажется, с 11-го века была большая армянская община. Почему примечательно? - Вот тут нужно вернуться к личности Некомата Сурожанина. Как выяснил А. Осипян (Alexandr Osipian. Who was Nekomat Surozhanin? An Armenian Merchant in Big Politics in Eastern Europe in 1375 – 1383), Некомат Сурожанин с большой долей вероятности был армянином: Осипян в городских записях Львова конца 14 века нашел интересную запись о сделке, совершенной 14 ноября 1386 года, в которой упоминается некий «Авача, сын мертвого Некомафа» (Awachaw filius quondam Necomath). Далее Осипян пишет:
“Городской магистрат Львова состоял исключительно из бюргеров-католиков, в основном немецкого происхождения. Городские писцы неоднократно искажали экзотические иностранные имена, меняя их в записях. Я уверен, что «Аваша» - это не что иное, как искаженная версия армянского имени Авак / Аваг, что в переводе с армянского означает «старейшина». Также следует учитывать, что имена многих армян во Львове имели флексию «scha» (ша) или «цза» (ча), такие как Agopscha, Wartanscha, Kokcza и т. д. Имя одного и того же человека, которое было экзотическим для немецких писцов, можно найти в городских записях в различных искаженных формах, например как Awak / Awachaw / Awacscha.“
Кроме того, Л.С. Хачикян в своей работе “Армяне в древней Москве и на путях, ведущих в Москву” указывает:
“Во многих регионах Армении и в армянских колониях имя Некомат было очень популярным. Это имя произошло от персидского, в котором оно означает «тот, кто пришел с удачей», то есть «приветствуется» («удачливый человек»)”
Кстати, тот же Хачикян проанализировал имена тех сурожан, которых взял с собой московский князь Дмитрий Иванович на Куликово поле, и показал, что большинство из них были греки и армяне.
И вот, какая получается из всего этого картина маслом:
- Великий князь Владимирский и князь Московский Дмитрий Иванович подминает под себя всех русских князей, до которых может дотянуться. Власть и деньги, а значит и военная сила, объективно начинают сосредотачиваться в одних руках. Русь начинает формироваться как государство, никоим образом не заинтересованное в уменьшении своей налогооблагаемой базы - податного населения.
- Соперником в части власти и денег князю Дмитрию Ивановичу выступает князь Тверской Михаил Александрович, давний неприятель московского князя и по факту - ярый отстаиватель своих удельных вольностей.
- Централизация власти и укрепление государственности Руси (замечу: вокруг любого - любого! - центра) в будущем явно способно нанести ущерб генуэзской работорговле в Суроже-Солдайе.
- Московские гости-сурожане могли иметь прямой выход на князя Московского Дмитрия Ивановича.
Таким образом, работорговцы-генуэзцы имели и причины, и возможности ликвидировать князя Дмитрия Ивановича Московского.
Мог ли поп Ивана Васильевича Вельяминова сам собой проникнуть в святую святых - кухню великого князя, чтобы подсыпать тому в пищу-питьё лютого зелья? Да ну не смешите: его бы изловили прямо на подлёте. Каким бы ни был значимым Иван Васильевич, к моменту битвы на Воже он явно потерял всякое влияние, будучи в бегах в мамаевской Орде, которая, к тому же, именно в это время имела большие проблемы от будущего хана Орды - Тохтамыша. Так что со стороны несостоявшегося тысяцкого поп-отравитель не мог иметь каких-либо значимых ресурсов для исполнения задания. А вот со стороны генуэзцев…
Светиться им явно никакого резона не было: если Мамай выиграет, то по сути ничего не изменится, а ну как Мамай проиграет, что в дальнейшем и случилось, и что дальше тогда делать? В этом случае могла накрыться предметом вся сурожская торговля в Москве. Проще всего можно было попытаться решить вопрос традиционным и безопасным способом - административным. Что они и сделали, организовав доставку ещё одного ярлыка на великое княжение князю Тверскому Михаилу Александровичу как раз через Некомата Сурожанина, имевшего. видимо, связь теснее с Сурожем, чем с Москвой. Однако, это не помогло.
Прошло два года. Наступил 6886 год, он же - 1377-1378. Где это время был Некомат, неизвестно. Вряд ли всё это время он был в Твери - что ему там делать, а уж в Москве ему никак нельзя было появляться. Вывод: или он вернулся в Сурож, что более вероятно на мой взгляд, либо вёл дела в Орде, хотя там из-за войны Мамая с Тохтамышем было весьма неспокойно. А вот Вельяминов Иван Васильевич - так тому попросту не было куда ещё деться. Разве что в Литву, да поди ж, доберись до неё через московские земли.
Поход Мамая на Русь был хорошей возможностью генуэзцев-работорговцев вернуть положение “как было”. Однако, оценивая действительные военные возможности беклярбека (какие там сотни тысяч воинов с генуэзской пехотой 6-), нужно было иметь и запасной план по устранению князя Дмитрия. Нужен был сторонний исполнитель, и поп опального вельможи-москвича подошёл наилучшим образом: напрямую с генуэзцами он никак не был связан. И цепочка генуэзцы - Некомат Сурожанин - Иван Вельяминов - поп-отравитель это гарантировала. Но… “А есть ли у вас план, мистер Фикс?” И впрямь: как технически планировалось устранить князя Дмитрия Ивановича?
Если в задачу попа было проникнуть на территорию Руси, с помощью сурожских связей подобраться к князю и его отравить, то худший способ - пробираться по полю свежего боя: могли грохнуть и те, и другие. Намного проще и безопаснее - “перейти границу у реки”, тем более, что границы, как таковой, и не было: иди, где хочешь. Подготовь выполнение задания, как следует, и по сигналу “Алекс-Юстасу” выполни его - разумно? - Разумно. Нет: всё случилось на Воже.
А как, опять же, технически поймали попа? “Смотри-ка, Сёмка, поп Ивана Васильевича по полю бежит! Имай его, хлопцы!” - Ну бред же? Какова вероятность, что поп на поле боя столкнётся с кем-то, кто его знает в лицо? - практически нулевая. Но ведь отловили же? Значит, или что-то случилось, или одно из двух 4-).
- Ты чего, отче, тут делаешь?
- Так это, страждущим помогаю, то-сё, раны целю…
- Пойдём, отче, с нами - согреем тебя, накормим…
- Не, не хочу, мне - страждущим, раны…
- Так и у нас страждущие, и раны.
- Да не хочу я, не пойду!
- Странный ты, отче… Дай-коть мешочек посмотреть… А ну-ка, хлопцы, ведите-ка его к воеводе!
- Ба! Отче! Как поживает Иван Васильевич?
Могло быть так? - В принципе, могло. А могло и не так.
Поначалу войска Руси и татар стояли по сторонам реки Вожи. Рогожский летописец:
“Не по мнози же днех Татарове переехаша на сю сторону и удариша в кони свои и скочиша вборзе, и нюкнуша гласы своими и поидоша на грунах и ткнуша на наших, и удари на них с одну сторону Тимофей окольничий, а с другую сторону князь Данилей Пронский, а князь великий удари в лице.”
А, каков язык? Кстати, упомянутый окольничий Тимофей - это родной дядя Ивана Васильевича и он попа того вполне мог знать именно что в лицо. Замечу, что в Лицевом летописном своде вместо окольничего Тимофея указан князь Андрей Полоцкий - с чего бы?
Удара татары не выдержали и побежали, а наши “после за ними бьючи их, секучи и колючи и убиваша их множьство, а инии в реце истопоша” - раскатали, как бабка тесто. Наступил вечер, солнце зашло, и преследование татар прекратилось.
Утром следующего дня, по-видимому, была лютая непогодь, поскольку “бысть мгла велми велика”, и преследование татар продолжилось только перед обедом, когда, видимо, несколько прояснилось. Русские достигли становища татар, захватили добычу, и князь Дмитрий оттуда направился в Москву. Спрашивается: когда в таком случае могли изловить попа-отравителя? - Правильно: во время ночёвки. Режим безопасности в походных условиях, понятно дело, был слабее, плюс темнота - поп вполне мог попытаться что-нибудь подсунуть в вечернюю княжескую еду. Но… “Уважаемый, а что это вы тут делаете?” И кино для попа кончилось 6-).
Примечательно. что в таком раскладе попу совершенно необязательно было перебегать со стороны татар, да и когда и как он мог это сделать? Он вместе с атакующими частями участвовал в атаке, а потом сгинул в сторону и затаился? - Да ну на.. Представляете: ордынское воинское подразделение перед атакой, а в его рядах - русский поп. Вообще зачем попу участвовать в конной атаке? - Бред. Разве что наткнулись на попа в кустах во время преследования, а там: “Веди к воеводе. - Ба! Отче! Как поживает Иван Васильевич?” Могло так быть? - В принципе - могло, но как-то… Ну кто во время конной погони смотрит, а не шастает ли некто по кустам? Могли, конечно, догнать во время погони, но русский поп, ускакивающий от русских войск на татарской лошади, - стопроцентно подозрительно и с непременным последующим пристальным разбирательством. Гораздо безопаснее, конечно же, в кусты.
Есть ещё один вариант, безопасный и эффективный: поп мог прибыть к Воже в составе сопровождения русских войск. Дядя Тимофей мог ведь и не знать в лицо попа своего племянника Ивана, а наличие в русском войске попов не было чем-то непривычным. Наличие у попа мешка с травами тоже не могло вызвать особого подозрения: шли же на бой, а молитвой и травами в деле врачевания ран можно сделать гораздо больше, чем только молитвой. К тому же на привале, так сказать, легальному попу было гораздо легче подобраться к повару Пу… князя (4-). А там… “А что это вы, отче, в супик кладёте? Афродизиак, говорите? Давайте-ка разберёмся.” Кому как, а мне, дилетанту, вариант с афродизиаком кажется наиболее правдоподобным. Уж не взыщите.
Итак, обобщу свою, повторюсь, дилетантскую версию эпизода с попом Ивана Васильевича:
- Укрепление князем Московским Дмитрием Ивановичем Руси, как единого протогосударственного образования, в худшую сторону повлияло на прибыльность генуэзской работорговли в Крыму.
- Генуэзцы предприняли попытку передачи великого княжения Владимирского от Дмитрия Ивановича тверскому князю Михаилу Александровичу через посредство своего агента - Некомата Сурожанина, использовавшего личного врага князя Дмитрия - сына московского тысяцкого, Ивана Васильевича Вельяминова, но попытка кончилась неудачей.
- Зная о походе татарских войск беклярбека Мамая под командованием Бегича на Русь в 1379 году (август 6886 года), скорее всего - Некомат Сурожанин через свои контакты в Москве устраивает так, чтобы с русскими войсками отправился поп Ивана Васильевича с целью при удобном случае отравить князя Дмитрия Ивановича.
- После поражения татарских войск на реке Воже поп Ивана Васильевича в ночь с 11-го на 12-е августа по старому стилю предпринял попытку отравить князя Дмитрия Ивановича, но был при этом пойман.
По-моему, всё вполне логично и правдоподобно. А уж если использовать методологию всяких популярно-альтернативных “исследователей”, раз могло так быть, значит так оно и было 4-). Уф, я кончил 6-).
А, да! Чем кончилось дело 4-).
Пойманного попа изрядно пытали, и тот, похоже, всех и всё сдал, после чего отправился в заточение на Лач-озеро, “иде Даниил Заточеник бе” (кстати, очень загадочный персонаж, надо будет при случае разобраться с ним).
В 1378 году в Серпухове был арестован Иван Васильевич Вельяминов. Зачем он полез в Серпухов - непонятно. Кто-то пишет, что за оставшейся собственностью, но на 1378 год у Ивана Васильевича на Руси ничего не было: имения его были реквизированы московским князем ещё в 1375 году, кстати - вместе с собственностью Некомата Сурожанина. Возможно, он намеревался попасть в Литву.
В Лицевом летописном своде сказано:
“Того же лета поиде из Орды Иван Васильевич тысяцкий. И оболстивше его и преухитривше изымаша его в Серпухове и приведоша его на Москву”.
Так это целая спецоперация, наподобие известной операции “Трест”! Нужно было подвести вызывающего доверие человека к несостоявшемуся тысяцкому, причём в Орде, убедить его отправиться в Серпухов в означенное место, где его приняли княжеские держиморды. Или же следить за Вельяминовым из самой Орды до удобного места, где его взяли под белы рученьки. В любом случае всё действо должно было быть тщательно организовано, и принимать в этом участие должны были отнюдь не профаны. Правда, могло быть и так: Ивана Васильевича неудержимо вырвало на родину, а в Серпухове его случайно кто-то опознал: “Ой, Иван Васильевич? Эй, любезный, кликни-ка околоточного.”
Ивана Васильевича отвезли в Москву, допросили и публично казнили 30 августа 1380 года по старому стилю. Троицкая летопись, 6887 (1379-1380):
Некомат же Сурожанин прожил ещё три года, Рогожский летописец, 6891 (1383):
Кто и как убил Некомата Сурожанина, я не нашёл.
Вот так закончилась детективная история про попа Ивана Васильевича, сына последнего московского тысяцкого.