Найти тему
История, кино и пиво

Дело о попе-отравителе. Часть 2: как генуэзцы Дмитрия Ивановича Новичком травили

А что?‏ Всё может быть. Новичок -‏ штука такая,‏ он‏ как кот Шредингера: вроде‏ его и‏ нет, а как пивнёшь‏ что-нибудь‏ или‏ схватишь... 4-)

Воскресенская летопись:

Как‏ говорится: кто‏ эти люди?

Отец Ивана Вельяминова‏ -‏ Василий‏ Васильевич - до своей смерти‏ в 1374‏ году был‏ весьма‏ значимой‏ фигурой в‏ Москве. БСЭ сообщает, что‏ фактически он‏ был‏ московским‏ градоначальником. Но после смерти Василия‏ Васильевича князь Дмитрий‏ не‏ передал‏ должность тысяцкого сыну‏ Василия - Ивану,‏ за что,‏ конечно‏ же, Иван‏ мог сильно‏ обидеться на князя. Но что‏ должно‏ было‏ произойти, чтобы‏ Ивану Вельяминову‏ нужно было‏ бежать‏ из Москвы‏ в Тверь? Родной брат Ивана‏ - Микула‏ -‏ был соратником князя Дмитрия‏ Ивановича и‏ командовал Коломенским полком в‏ Куликовской‏ битве,‏ где и погиб.‏ Дядя Ивана‏ - Тимофей Вельяминов -‏ был‏ окольничим‏ князя Дмитрия, вместе‏ с серпуховским‏ князем привёл‏ из‏ Москвы‏ к Дону‏ запоздавшие войска и тоже‏ участвовал в‏ Куликовской‏ битве.‏ При желании Иван вполне мог‏ получить должность, обеспечившую‏ бы‏ ему‏ и власть, и‏ деньги. Не захотел,‏ так обиделся,‏ что‏ кушать не‏ мог? Пусть‏ так, но на что рассчитывал?‏ В‏ прошедший‏ раз ярлык,‏ выданный Мамаем‏ тверскому князю,‏ вообще‏ не сыграл‏ никакой роли: московского князя поддержали‏ практически все‏ остальные‏ русские князья, почему в‏ этот раз‏ всё должно было поменяться?‏ Почему‏ сторонники‏ Вельяминовых должны были‏ поддержать Ивана‏ в очень рискованном “свержении” сильного‏ великого‏ князя‏ Владимирского, вместо того,‏ чтобы продолжать‏ безопасно получать‏ “плюшки” через‏ его‏ брата и‏ дядю, пользовавшихся расположением Дмитрия?‏ - Очень,‏ очень‏ сомнительно.‏ Но, в целом, понятно: мог,‏ что называется, “закусить”. А‏ вот‏ фигура‏ Некомата Сурожанина гораздо,‏ гораздо более интересна.

Сурожане. Во‏ многих местах‏ я‏ прочитал, что‏ это была‏ группа купцов, торговавших с крымским‏ городом‏ Сурожем‏ (он же‏ - Сугдея,‏ он же‏ -‏ Солдайя, он‏ же - нынешний Судак). Кое-где‏ уточнялось: группа‏ московских‏ купцов. Хм… Точно московских,‏ в смысле‏ местных московских? Первый по‏ хронологии‏ раз‏ сурожане мельком упоминаются‏ в Ипатьевской‏ летописи за 1289 (6797)‏ год,‏ затем‏ - в 1356/1357‏ году в‏ двух летописях.‏ 

Рогожский‏ летописец,‏ 6865 (1357):

-2

То‏ бишь, ордынский посол Ирыньчей‏ приходил именно‏ на‏ сурожан‏ - чем-то те татарам насолили.‏ И сурожане -‏ местные.‏ Но‏ в несколько более‏ поздней Никоновской летописи,‏ 6864 (1356):

-3

Здесь‏ сурожане‏ явно обозначены‏ как “гости”, то‏ есть - пришлые, иностранцы, и‏ пришли‏ они‏ на Русь‏ с татарским‏ послом Ирынчеем.‏ 

Довольно‏ странно: переписчик‏ Рогожского летописца ошибся, попутал предлоги‏ “с” и “на? Но‏ и‏ по написанию, и по‏ смыслу предлоги‏ сильно отличаются. Составитель Никоновской‏ летописи‏ пользовался‏ источником иным, чем‏ автор Рогожского‏ летописца, и в том‏ протографе‏ было‏ указано именно “с послом”? - Возможно,‏ возможно. Но не очевидно.

Тут‏ нужно‏ забежать‏ несколько вперёд,‏ но это, по-моему, будет‏ весьма полезно‏ для‏ расследования.

Занятную‏ роль сурожане сыграли в Куликовской‏ битве - в‏ Вологодско-Пермской‏ летописи‏ в части Побоище‏ великому князю Дмитрею‏ Ивановичю на‏ Дону‏ с Момаем сказано:

-4

Как‏ я понял,‏ взяты были гости-сурожане для обеспечения‏ связи‏ с‏ Москвой: если‏ что случится‏ тайное, то‏ они‏ быстро об‏ этом в Москву сообщат. Правда,‏ в большинстве‏ работ‏ по этому вопросу другое‏ мнение: Дмитрий‏ взял сурожан в качестве‏ этакого‏ “журналистского‏ пула”: мол, когда он‏ одержит победу,‏ то сурожане разнесут весть‏ по‏ всему‏ миру. Это почти‏ наверняка исходит‏ из Никоновской‏ летописи,‏ поскольку‏ в ней‏ указано:

-5

И получается, что Рогожский‏ летописец и‏ Никоновская‏ летопись‏ описывают эпизоды противоположно по причинно-следственным‏ связям. 

По Никоновской‏ летописи сурожане‏ пришли‏ в Москву под‏ защитой Иринчея. Зачем‏ Дмитрий Иванович‏ взял‏ бы представителей‏ сурожан  с‏ собой на Дон в 1380‏ году‏ -‏ непонятно: а‏ ну как‏ проиграл бы‏ битву?‏ Какой смысл‏ сообщать об этом довольно локальном‏ событии “в‏ далных‏ землях”, кому это будет там‏ интересно? Кому‏ надо, тот и без‏ сурожан‏ узнал‏ всё быстро. А‏ вот в‏ качестве свидетелей… Не зря‏ в‏ летописи‏ упоминаются Орда и‏ Фрязи.

В то‏ время у‏ Мамая‏ были‏ большие проблемы‏ в Орде: к 1380‏ году Тохтамыш‏ отобрал‏ у‏ Мамая всё, кроме родовых владений‏ того. По сути‏ Мамай,‏ претендуя‏ на власть в‏ улусе и не‏ будучи чингизидом,‏ являлся‏ бунтовщиком, а‏ потому иметь‏ свидетелей в сражении с бунтовщиком‏ перед‏ законным‏ царём улуса‏ - будущим‏ ханом Орды‏ Тохтамышем‏ было для‏ князя Дмитрия Ивановича совсем нелишним.‏ Таким же‏ нелишним‏ было иметь хорошие отношения‏ и с‏ влиятельной купеческой корпорацией. А‏ уж‏ когда‏ генуэзцы засвидетельствуют перед‏ Тохтамышем усердие‏ князя в борьбе с‏ бунтовщиком‏ Мамаем,‏ тут уж… Высший‏ пилотаж.

По Рогожскому‏ летописцу Иринчей приходит‏ в‏ Москву,‏ чтобы решить‏ проблемы с сурожанами, от‏ чего они‏ вряд‏ ли‏ были в большом восторге. И‏ хоть сколько понятно‏ становится,‏ почему‏ князь Дмитрий Иванович‏ взял с собой‏ сурожан на‏ Куликово‏ поле в‏ качестве связников‏ и, возможно, проводников-разведчиков. Как купцы,‏ сурожане‏ должны‏ были хорошо‏ знать все‏ пути в‏ Крым.‏ Естественно, они‏ имели широкие связи в Крыму.‏ По сути‏ сурожане‏ были высокоразвитой агентурной сетью.‏ Упустить её,‏ не постараться взять её‏ в‏ свои‏ руки - очень,‏ очень недальновидно.

Что‏ тут обращает на себя‏ внимание,‏ если‏ так оно и‏ было? -‏ Все эти‏ десять‏ сурожан‏ - более‏ доверенные лица великого князя,‏ чем его‏ непосредственное‏ окружение.‏ Для сообщения с Москвой достаточно‏ было обычных княжеских‏ гонцов,‏ людей,‏ в общем-то, тоже‏ надёжных и доверенных,‏ но для‏ сообщения‏ тайных известий‏ князь взял‏ сурожан. Естественно, что в Москве‏ гонец-сурожанин‏ должен‏ был передать‏ известие тоже‏ человеку князя‏ надёжнейшему‏ из надёжнейших.‏ Хм… тоже как-то… сомнительно.

Вернусь обратно.‏ Выходит, что‏  и‏ в том, и в‏ другом случае‏ сурожане, как группа, возможно‏ имели‏ прямой‏ и непосредственный выход‏ на великого‏ князя Дмитрия Ивановича - обстоятельство весьма‏ важное‏ в‏ дальнейшем разбирательстве. 

Важное,‏ но довольно‏ необычное: Сурож-Солдайя‏ в‏ то‏ время управлялся‏ генуэзцами - теми самыми‏ фрязинами. И‏ сурожским‏ торговцам‏ не было никакого смысла серьёзно‏ ссориться с беклярбеком,‏ властителем‏ Крыма‏ - себе дороже‏ вышло бы. Да‏ и московским‏ сурожанам‏ ссориться с‏ великим князем‏ резона не было: при необходимости‏ он‏ моментально‏ перекрыл бы‏ им торговлю‏ мехами, воском,‏ пенькой‏ и прочим‏ весьма востребованным в Европе товаром.

А‏ ещё нужно‏ указать,‏ что был в Солдайе‏ товар, прибыль‏ от которого крыла все‏ остальные‏ товары,‏ как бык стадо‏ овец: работорговля.‏ И кто был главным‏ поставщиком‏ товара‏ на этот рынок,‏ а? И‏ кем были‏ в‏ подавляющем‏ большинстве эти‏ рабы, а? - Вот.‏ Генуэзским работорговцам‏ жизненно‏ необходимо‏ было знать, как там всё‏ между Мамаем и‏ великим‏ русским‏ князем, поскольку именно‏ от этого зависели‏ перспективы их‏ бизнеса.‏ А через‏ кого они‏ могли получить наиболее полные и‏ достоверные‏ сведения,‏ как не‏ от своих‏ представителей в‏ Москве‏ - гостей-сурожан?‏ И ещё: работорговцы-генуэзцы никак не‏ были заинтересованы‏ в‏ сильной и единой Руси,‏ чем, собственно,‏ и занимался князь московский‏ Дмитрий‏ Иванович,‏ а исключительно наоборот.‏ И как‏ проще всего генуэзцы могли‏ повлиять‏ на‏ эту ситуацию, как‏ не через‏ своих московских‏ сурожан?

Я‏ это‏ к тому,‏ что получаются две группы‏ сурожских купцов‏ с‏ почти‏ противоположными интересами: работорговцы были заинтересованы‏ в раздробленной и‏ слабоорганизованной‏ Руси,‏ как источнике их‏ основного высокорентабельного товара,‏ а условно‏ назвать‏ “московские сурожане”,‏ ориентированные на‏ обычную торговлю, наоборот, были заинтересованы‏ в‏ твёрдых‏ и устойчивых‏ экономических условиях,‏ которые не‏ могли‏ быть без‏ централизованной и сильной власти, обеспечивавшейся‏ им князем‏ Дмитрием‏ Ивановичем Московским. Естественно эти‏ группы не‏ имели организационного разделения и‏ вполне‏ были‏ взаимопроницаемы.

И вот, что‏ ещё примечательно:‏ в Суроже, кажется, с‏ 11-го‏ века‏ была большая армянская‏ община. Почему‏ примечательно? -‏ Вот‏ тут‏ нужно вернуться‏ к личности Некомата Сурожанина. Как‏ выяснил А.‏ Осипян‏ (Alexandr‏ Osipian. Who was Nekomat Surozhanin?‏ An Armenian Merchant‏ in‏ Big‏ Politics in Eastern‏ Europe in 1375‏ – 1383),‏ Некомат‏ Сурожанин с‏ большой долей‏ вероятности был армянином: Осипян в городских‏ записях‏ Львова‏ конца 14‏ века нашел‏ интересную запись‏ о‏ сделке, совершенной‏ 14 ноября 1386 года, в‏ которой упоминается‏ некий‏ «Авача, сын мертвого Некомафа» (Awachaw‏ filius quondam‏ Necomath). Далее Осипян пишет:

“Городской‏ магистрат‏ Львова‏ состоял исключительно из‏ бюргеров-католиков, в‏ основном немецкого происхождения. Городские‏ писцы‏ неоднократно‏ искажали экзотические иностранные‏ имена, меняя‏ их в‏ записях.‏ Я‏ уверен, что‏ «Аваша» - это не‏ что иное,‏ как‏ искаженная‏ версия армянского имени Авак /‏ Аваг, что в‏ переводе‏ с‏ армянского означает «старейшина».‏ Также следует учитывать,‏ что имена‏ многих‏ армян во‏ Львове имели‏ флексию «scha» (ша) или «цза»‏ (ча),‏ такие‏ как Agopscha,‏ Wartanscha, Kokcza‏ и т.‏ д.‏ Имя одного‏ и того же человека, которое‏ было экзотическим‏ для‏ немецких писцов, можно найти‏ в городских‏ записях в различных искаженных‏ формах,‏ например‏ как Awak /‏ Awachaw /‏ Awacscha.“

Кроме того, Л.С. Хачикян‏ в‏ своей‏ работе “Армяне в‏ древней Москве‏ и на‏ путях,‏ ведущих‏ в Москву” указывает:

Во‏ многих регионах Армении и‏ в армянских‏ колониях‏ имя‏ Некомат было очень популярным. Это‏ имя произошло от‏ персидского,‏ в‏ котором оно означает‏ «тот, кто пришел‏ с удачей»,‏ то‏ есть «приветствуется»‏ («удачливый человек»)”

Кстати,‏ тот же Хачикян проанализировал имена‏ тех‏ сурожан,‏ которых взял‏ с собой‏ московский князь‏ Дмитрий‏ Иванович на‏ Куликово поле, и показал, что‏ большинство из‏ них‏ были греки и армяне.

И‏ вот, какая‏ получается из всего этого‏ картина‏ маслом:

-6
  • Великий‏ князь Владимирский и‏ князь Московский‏ Дмитрий Иванович подминает под‏ себя‏ всех‏ русских князей, до‏ которых может‏ дотянуться. Власть‏ и‏ деньги,‏ а значит‏ и военная сила, объективно‏ начинают сосредотачиваться‏ в‏ одних‏ руках. Русь начинает формироваться как‏ государство, никоим образом‏ не‏ заинтересованное‏ в уменьшении своей‏ налогооблагаемой базы -‏ податного населения.
  • Соперником‏ в‏ части власти‏ и денег‏ князю Дмитрию Ивановичу выступает князь‏ Тверской‏ Михаил‏ Александрович, давний‏ неприятель московского‏ князя и‏ по‏ факту -‏ ярый отстаиватель своих удельных вольностей.
  • Централизация‏ власти и‏ укрепление‏ государственности Руси (замечу: вокруг‏ любого -‏ любого! - центра) в‏ будущем‏ явно‏ способно нанести ущерб‏ генуэзской работорговле‏ в Суроже-Солдайе.
  • Московские гости-сурожане могли‏ иметь‏ прямой‏ выход на князя‏ Московского Дмитрия‏ Ивановича.

Таким образом,‏ работорговцы-генуэзцы‏ имели‏ и причины,‏ и возможности ликвидировать князя‏ Дмитрия Ивановича‏ Московского.

Мог‏ ли‏ поп Ивана Васильевича Вельяминова сам‏ собой проникнуть в‏ святую‏ святых‏ - кухню великого‏ князя, чтобы подсыпать‏ тому в‏ пищу-питьё‏ лютого зелья?‏ Да ну‏ не смешите: его бы изловили‏ прямо‏ на‏ подлёте. Каким‏ бы ни‏ был значимым‏ Иван‏ Васильевич, к‏ моменту битвы на Воже он‏ явно потерял‏ всякое‏ влияние, будучи в бегах‏ в мамаевской‏ Орде, которая, к тому‏ же,‏ именно‏ в это время‏ имела большие‏ проблемы от будущего хана‏ Орды‏ -‏ Тохтамыша. Так что‏ со стороны‏ несостоявшегося тысяцкого‏ поп-отравитель‏ не‏ мог иметь‏ каких-либо значимых ресурсов для‏ исполнения задания.‏ А‏ вот‏ со стороны генуэзцев…

Светиться им явно‏ никакого резона не‏ было:‏ если‏ Мамай выиграет, то‏ по сути ничего‏ не изменится,‏ а‏ ну как‏ Мамай проиграет,‏ что в дальнейшем и случилось,‏ и‏ что‏ дальше тогда‏ делать? В‏ этом случае‏ могла‏ накрыться предметом‏ вся сурожская торговля в Москве.‏ Проще всего‏ можно‏ было попытаться решить вопрос‏ традиционным и‏ безопасным способом - административным.‏ Что‏ они‏ и сделали, организовав‏ доставку ещё‏ одного ярлыка на великое‏ княжение‏ князю‏ Тверскому Михаилу Александровичу‏ как раз‏ через Некомата‏ Сурожанина,‏ имевшего.‏ видимо, связь‏ теснее с Сурожем, чем‏ с Москвой.‏ Однако,‏ это‏ не помогло.

Прошло два года. Наступил‏ 6886 год, он‏ же‏ -‏ 1377-1378. Где это‏ время был Некомат,‏ неизвестно. Вряд‏ ли‏ всё это‏ время он‏ был в Твери - что‏ ему‏ там‏ делать, а‏ уж в‏ Москве ему‏ никак‏ нельзя было‏ появляться. Вывод: или он вернулся‏ в Сурож,‏ что‏ более вероятно на мой‏ взгляд, либо‏ вёл дела в Орде,‏ хотя‏ там‏ из-за войны Мамая‏ с Тохтамышем‏ было весьма неспокойно. А‏ вот‏ Вельяминов‏ Иван Васильевич -‏ так тому‏ попросту не‏ было‏ куда‏ ещё деться.‏ Разве что в Литву,‏ да поди‏ ж,‏ доберись‏ до неё через московские земли.

Поход‏ Мамая на Русь‏ был‏ хорошей‏ возможностью генуэзцев-работорговцев вернуть‏ положение “как было”. Однако,‏ оценивая действительные‏ военные‏ возможности беклярбека‏ (какие там‏ сотни тысяч воинов с генуэзской‏ пехотой‏ 6-),‏ нужно было‏ иметь и‏ запасной план‏ по‏ устранению князя‏ Дмитрия. Нужен был сторонний исполнитель,‏ и поп‏ опального‏ вельможи-москвича подошёл наилучшим образом:‏ напрямую с‏ генуэзцами он никак не‏ был‏ связан.‏ И цепочка генуэзцы‏ - Некомат‏ Сурожанин - Иван Вельяминов‏ -‏ поп-отравитель‏ это гарантировала. Но…‏ “А есть‏ ли у‏ вас‏ план,‏ мистер Фикс?” И‏ впрямь: как технически планировалось‏ устранить князя‏ Дмитрия‏ Ивановича?

Если‏ в задачу попа было проникнуть‏ на территорию Руси,‏ с‏ помощью‏ сурожских связей подобраться‏ к князю и‏ его отравить,‏ то‏ худший способ‏ - пробираться‏ по полю свежего боя: могли‏ грохнуть‏ и‏ те, и‏ другие. Намного‏ проще и‏ безопаснее‏ - “перейти‏ границу у реки”, тем более, что‏ границы, как‏ таковой,‏ и не было: иди,‏ где хочешь.‏ Подготовь выполнение задания, как‏ следует,‏ и‏ по сигналу “Алекс-Юстасу” выполни‏ его -‏ разумно? - Разумно. Нет:‏ всё‏ случилось‏ на Воже.

А как,‏ опять же,‏ технически поймали‏ попа?‏ “Смотри-ка,‏ Сёмка, поп‏ Ивана Васильевича по полю‏ бежит! Имай‏ его,‏ хлопцы!” - Ну‏ бред же? Какова вероятность, что‏ поп на поле‏ боя‏ столкнётся‏ с кем-то, кто‏ его знает в‏ лицо? -‏ практически‏ нулевая. Но‏ ведь отловили‏ же? Значит, или что-то случилось,‏ или‏ одно‏ из двух‏ 4-).

  • Ты чего,‏ отче, тут‏ делаешь?
  • Так‏ это, страждущим‏ помогаю, то-сё, раны целю…
  • Пойдём, отче,‏ с нами‏ -‏ согреем тебя, накормим…
  • Не, не‏ хочу, мне‏ - страждущим, раны…
  • Так и‏ у‏ нас‏ страждущие, и раны.
  • Да‏ не хочу‏ я, не пойду!
  • Странный ты,‏ отче…‏ Дай-коть‏ мешочек посмотреть… А‏ ну-ка, хлопцы,‏ ведите-ка его‏ к‏ воеводе!
  • Ба!‏ Отче! Как‏ поживает Иван Васильевич?

Могло быть‏ так? -‏ В‏ принципе,‏ могло. А могло и не‏ так.

Поначалу войска Руси‏ и‏ татар‏ стояли по сторонам‏ реки Вожи. Рогожский‏ летописец:

Не по‏ мнози‏ же днех‏ Татарове переехаша‏ на сю сторону и удариша‏ в‏ кони‏ свои и‏ скочиша вборзе,‏ и нюкнуша‏ гласы‏ своими и‏ поидоша на грунах и ткнуша‏ на наших,‏ и‏ удари на них с‏ одну сторону‏ Тимофей окольничий, а с‏ другую‏ сторону‏ князь Данилей Пронский,‏ а князь‏ великий удари в лице.”

А,‏ каков‏ язык?‏ Кстати, упомянутый окольничий‏ Тимофей -‏ это родной‏ дядя‏ Ивана‏ Васильевича и‏ он попа того вполне‏ мог знать‏ именно‏ что‏ в лицо. Замечу, что в‏ Лицевом летописном своде‏ вместо‏ окольничего‏ Тимофея указан князь‏ Андрей Полоцкий -‏ с чего‏ бы?

Удара‏ татары не‏ выдержали и‏ побежали, а наши “после за‏ ними‏ бьючи‏ их, секучи‏ и колючи‏ и убиваша‏ их‏ множьство, а‏ инии в реце истопоша” - раскатали, как‏ бабка тесто.‏ Наступил‏ вечер, солнце зашло, и‏ преследование татар‏ прекратилось.

Утром следующего дня, по-видимому,‏  была‏ лютая‏ непогодь, поскольку “бысть‏ мгла велми‏ велика”, и преследование татар продолжилось‏ только‏ перед‏ обедом, когда, видимо,‏ несколько прояснилось.‏ Русские достигли‏ становища‏ татар,‏ захватили добычу,‏ и князь Дмитрий оттуда‏ направился в‏ Москву.‏ Спрашивается:‏ когда в таком случае могли‏ изловить попа-отравителя? -‏ Правильно:‏ во‏ время ночёвки. Режим‏ безопасности в походных‏ условиях, понятно‏ дело,‏ был слабее,‏ плюс темнота‏ - поп вполне мог попытаться‏ что-нибудь‏ подсунуть‏ в вечернюю‏ княжескую еду.‏ Но… “Уважаемый,‏ а‏ что это‏ вы тут делаете?” И кино для‏ попа кончилось‏ 6-).

Примечательно.‏ что в таком раскладе‏ попу совершенно‏ необязательно было перебегать со‏ стороны‏ татар,‏ да и когда‏ и как‏ он мог это сделать?‏ Он‏ вместе‏ с атакующими частями‏ участвовал в‏ атаке, а‏ потом‏ сгинул‏ в сторону‏ и затаился? - Да‏ ну на..‏ Представляете:‏ ордынское‏ воинское подразделение перед атакой, а‏ в его рядах‏ -‏ русский‏ поп. Вообще зачем‏ попу участвовать в‏ конной атаке?‏ -‏ Бред. Разве‏ что наткнулись‏ на попа в кустах во‏ время‏ преследования,‏ а там:‏ “Веди к‏ воеводе. -‏ Ба!‏ Отче! Как‏ поживает Иван Васильевич?” Могло так быть?‏ - В‏ принципе‏ - могло, но как-то…‏ Ну кто‏ во время конной погони‏ смотрит,‏ а‏ не шастает ли‏ некто по‏ кустам? Могли, конечно, догнать‏ во‏ время‏ погони, но русский‏ поп, ускакивающий‏ от русских‏ войск‏ на‏ татарской лошади,‏ - стопроцентно подозрительно и‏ с непременным‏ последующим‏ пристальным‏ разбирательством. Гораздо безопаснее, конечно же,‏ в кусты.

Есть ещё‏ один‏ вариант,‏ безопасный и эффективный:‏ поп мог прибыть‏ к Воже‏ в‏ составе сопровождения‏ русских войск.‏ Дядя Тимофей мог ведь и‏ не‏ знать‏ в лицо‏ попа своего‏ племянника Ивана,‏ а‏ наличие в‏ русском войске попов не было‏ чем-то непривычным.‏ Наличие‏ у попа мешка с‏ травами тоже‏ не могло вызвать особого‏ подозрения:‏ шли‏ же на бой,‏ а молитвой‏ и травами в деле‏ врачевания‏ ран‏ можно сделать гораздо‏ больше, чем‏ только молитвой.‏ К‏ тому‏ же на‏ привале, так сказать, легальному‏ попу было‏ гораздо‏ легче‏ подобраться к повару Пу… князя‏ (4-). А там…‏ “А‏ что‏ это вы, отче,‏ в супик кладёте?‏ Афродизиак, говорите?‏ Давайте-ка‏ разберёмся.” Кому как,‏ а мне,‏ дилетанту, вариант с афродизиаком кажется‏ наиболее‏ правдоподобным.‏ Уж не‏ взыщите.

Итак, обобщу‏ свою, повторюсь,‏ дилетантскую‏ версию эпизода‏ с попом Ивана Васильевича:

  • Укрепление князем‏ Московским Дмитрием‏ Ивановичем‏ Руси, как единого протогосударственного‏ образования, в‏ худшую сторону повлияло на‏ прибыльность‏ генуэзской‏ работорговли в Крыму.
  • Генуэзцы‏ предприняли попытку‏ передачи великого княжения Владимирского‏ от‏ Дмитрия‏ Ивановича тверскому князю‏ Михаилу Александровичу‏ через посредство‏ своего‏ агента‏ - Некомата‏ Сурожанина, использовавшего личного врага‏ князя Дмитрия‏ -‏ сына‏ московского тысяцкого, Ивана Васильевича Вельяминова,‏ но попытка кончилась‏ неудачей.
  • Зная‏ о‏ походе татарских войск‏ беклярбека Мамая под‏ командованием Бегича‏ на‏ Русь в‏ 1379 году‏ (август 6886 года), скорее всего‏ -‏ Некомат‏ Сурожанин через‏ свои контакты‏ в Москве‏ устраивает‏ так, чтобы‏ с русскими войсками отправился поп‏ Ивана Васильевича‏ с‏ целью при удобном случае‏ отравить князя‏ Дмитрия Ивановича.
  • После поражения татарских‏ войск‏ на‏ реке Воже поп‏ Ивана Васильевича‏ в ночь с 11-го‏ на‏ 12-е‏ августа по старому‏ стилю предпринял‏ попытку отравить‏ князя‏ Дмитрия‏ Ивановича, но‏ был при этом пойман.

По-моему,‏ всё вполне‏ логично‏ и‏ правдоподобно. А уж если использовать‏ методологию всяких популярно-альтернативных‏ “исследователей”, раз‏ могло‏ так быть, значит‏ так оно и‏ было 4-).‏ Уф,‏ я кончил‏ 6-).

А, да!‏ Чем кончилось дело 4-).

Пойманного попа‏ изрядно‏ пытали,‏ и тот,‏ похоже, всех‏ и всё‏ сдал,‏ после чего‏ отправился в заточение на Лач-озеро,‏ “иде Даниил‏ Заточеник‏ бе” (кстати, очень загадочный персонаж,‏ надо будет‏ при случае разобраться с‏ ним).

В‏ 1378‏ году в Серпухове‏ был арестован‏ Иван Васильевич Вельяминов. Зачем‏ он‏ полез‏ в Серпухов -‏ непонятно. Кто-то‏ пишет, что‏ за‏ оставшейся‏ собственностью, но‏ на 1378 год у‏ Ивана Васильевича‏ на‏ Руси‏ ничего не было: имения его‏ были реквизированы московским‏ князем‏ ещё‏ в 1375 году,‏ кстати - вместе‏ с собственностью‏ Некомата‏ Сурожанина. Возможно,‏ он намеревался‏ попасть в Литву. 

В Лицевом‏ летописном‏ своде‏ сказано:

Того‏ же лета‏ поиде из‏ Орды‏ Иван Васильевич‏ тысяцкий. И оболстивше его и‏ преухитривше изымаша‏ его‏ в Серпухове и приведоша‏ его на‏ Москву”.

Так это целая спецоперация,‏ наподобие‏ известной‏ операции “Трест”! Нужно было‏ подвести вызывающего‏ доверие человека к несостоявшемуся‏ тысяцкому,‏ причём‏ в Орде, убедить‏ его отправиться‏ в Серпухов‏ в‏ означенное‏ место, где‏ его приняли княжеские держиморды.‏ Или же‏ следить‏ за‏ Вельяминовым из самой Орды до‏ удобного места, где‏ его‏ взяли‏ под белы рученьки.‏ В любом случае‏ всё действо‏ должно‏ было быть‏ тщательно организовано,‏ и принимать в этом участие‏ должны‏ были‏ отнюдь не‏ профаны. Правда,‏ могло быть‏ и‏ так: Ивана‏ Васильевича неудержимо вырвало на родину,‏ а в‏ Серпухове‏ его случайно кто-то опознал:‏ “Ой, Иван‏ Васильевич? Эй, любезный, кликни-ка‏ околоточного.”

Ивана‏ Васильевича‏ отвезли в Москву,‏ допросили и‏ публично казнили 30 августа‏ 1380‏ года‏ по старому стилю.‏ Троицкая летопись,‏ 6887 (1379-1380):

-7

Некомат‏ же‏ Сурожанин‏ прожил ещё‏ три года, Рогожский летописец,‏ 6891 (1383):

-8

Кто‏ и‏ как‏ убил Некомата Сурожанина, я не‏ нашёл.

Вот так закончилась‏ детективная‏ история‏ про попа Ивана‏ Васильевича, сына последнего‏ московского тысяцкого.