В этот раз речь пойдёт не о сказке или легенде, подобранным архиепископом Пахомием на полях русской словесной истории, а об эпизоде, упоминающемся во многих летописях. Но поскольку читаю Русский летописец, то:
"В лѣто 6886 князь Ординский Мамай посла рать на великаго князя Дмитрея Ивановича; и князь Дмитрей стрѣте у рѣки у Вожи; и ту Татарове побѣгоша. И на томъ побоище поймали попа Рускаго, а у него мѣхъ зелей лютыхъ; и послаша его в заточение на Лаче озеро."
Пропустить такое я никак не мог: что это за такой "русский поп", шатающийся по полю боя с мешком Новичков за спиной и почему его нужно было ловить русским?
Перекрёстная проверка показала, что сведения о попе содержатся и Новгородской 4-й, и в Симеоновской, и в Троицкой летописях, и в Рогожском летописце, и чуть более подробно - в Ермолинской летописи. Последовавшее расследование показало, что за этим эпизодом кроется целая шпионско-детективная история! Итак...
Жили-были два князя: Михаил Александрович и Дмитрий Иванович. Как-то раз Михаил Александрович размышлял: "Господи Боже мой, какой я хозяин! Чего у меня нет? Птицы, строение, амбары, всякая прихоть, водка перегонная настоянная; в саду груши, сливы; в огороде мак, капуста, горох... Чего ж еще нет у меня?.. Хотел бы я знать, чего нет у меня?" По некоторому времени это таки нашлось: не был Михаил Александрович великим князем. Зато великим князем был Дмитрий Иванович! "Что ж это значит? — подумал Михаил Александрович, — Что ж это он? На что ж оно ему? А вещица славная! Я давно себе хотел достать такую". И поехал к Дмитрию Ивановичу в гости.
Дмитрий Иванович встретил Михаила Александровича радушно.
— Горпина! — закричал он своей дворовой, — принеси Михаилу Александровичу водки да пирогов со сметаною.
Перекинувшись с хозяином за водкой с пирогами парой слов о погоде да домашних делах, Михаил Александрович начал осторожно.
— Мне там понравилась одна вещица, Дмитрий Иванович.
— Какая?
— Скажите, пожалуйста, на что вам это это княжение великое? Ведь оно вам не нужно, вы и так уже князь Московский, а князь Московский - огого! - он и через тыщу лет будет князь Московский!
— Как не нужно? а случится воевать?
— Господь с вами, Дмитрий Иванович, когда же вы будете воевать? Разве по Втором Пришествии. Вы, сколько я знаю и другие запомнят, ни одной еще войны толком не выиграли, да и ваша натура не так уже Господом Богом устроена, чтоб воевать. Вы имеете осанку и фигуру важную. Как же вам таскаться по болотам да буеракам на войне? Нет, вам нужно иметь покой, отдохновение. Да, так вам нужны приличные поступки. Послушайте, отдайте его мне!
Дмитрий Иванович опешил.
— Как можно! Таких княжений теперь не сыщете нигде. Я, еще как собирался в князи, купил его у татарина. А теперь бы то так вдруг и отдать его? Как можно? это вещь необходимая.
— На что же она необходимая?
— Как на что? А когда нападёт кто... Еще бы не необходимая. Слава Тебе Господи! теперь я спокоен и не боюсь никого. А отчего? Оттого, что я знаю, что у меня есть великое княжение. Если что, свистну - все сбегутся на подмогу.
— Из ваших слов, Дмитрий Иванович, я никак не вижу дружественного ко мне расположения. Вы ничего не хотите сделать для меня в знак приязни.
— Как же это вы говорите, Михаил Александрович, что я вам не оказываю никакой приязни? Я ваши деревни не граблю, людишек не убиваю - как вам не совестно!
Князья попрепирались ещё какое-то время, Михаил Александрович даже бурую свинью Дмитрию Ивановичу за великое княжение предложил и два мешка овса, но тот - ни в какую, пока...
— Вы, Дмитрий Иванович, разносились так с своим княжением, как дурень с писаною торбою, — сказал Михаил Александрович с досадою, потому что великое княжение явно уплывало у него из рук.
— А вы, Михаил Александрович, настоящий гусак. Ступайте, Михаил Александрович, ступайте! да глядите, не попадайтесь мне: а не то я вам, Михаил Александрович, всю морду побью!
— Вот вам за это, Дмитрий Иванович! — ответил Михаил Александрович, выставил ему кукиш и хлопнул за собою дверью.
Всё могло бы быть и так, как мог написать Николай Васильевич, но было всё не так: Михаил Александрович, великий князь Тверской, и Дмитрий Иванович, великий князь Владимирский и князь Московский, резали податное население друг друга с большим древнерусским упоением. Дмитрий Иванович Московский стремился подчинить себе удельных князей столько не для того, чтобы "защитить Русь святую и народ хрестьянский" от татарских набегов, сколько ради власти и денег. Винить его в этом - да ну помилуйте: вся логика исторического развития феодализма вела к тому, чтобы и власть, и деньги рано или поздно сосредоточились преимущественно в одних руках. Почему бы этим рукам и не быть московского князя? Выполнил он эту историческую задачу - честь ему и хвала. В конце концов, то, что мы живём сейчас в едином государстве и разговариваем не по-татарски (по большей частью 4-), а по-русски, несомненно, заслуга и князя Дмитрия Ивановича Московского.
Чтобы выяснить, какая цепочка событий привела к поимке на Воже попа-отравителя, нужно окунуться в прелестный мир древнерусских княжеских родственных отношений. А для этого будет полезна вот такая схема:
Сразу поясню, что на схеме показаны не все родственники, но лишь те, кто непосредственно относится с разбираемому эпизоду.
А началось всё с того, что поссорились два князя. - Э, нет. Начать нужно чуть раньше. Жили-были четыре брата, четыре князя: старший - Дмитрий Михайлович, другой - Александр Михайлович, третий - Константин Михайлович и младшенький - Василий Михайлович. Как поётся в песне: "Каждый взял себе удел, кур завёл и там сидел". Но поскольку князья они были самые традиционные, то завели они себе не только кур и прочую живность, но и сыновей.
У Дмитрия Михайловича судьба сложилась несчастливо: сыновья его умерли в раннем возрасте, а сам он погиб в Орде по своей горячности. А! Хоть это и несколько в стороне от основного повествования, но уж очень хорошо добавляет красок в общий портрет русских князей!
Судьба отца четырёх князей-братьев - князя Тверского и великого князя Владимирского Михаила Ярославича - тоже была весьма трагичной. Царём на Руси тогда был - да, да! - Узбек-хан, а весь улус Джучи переживал пик своего могущества. Великое княжение Михаил Ярославич получил по ярлыку Узбек-хана (он же летописный Озбяк, он же - Азбяк, он же, почему-то, Алабуга). Но вот, какая штука: княжение это великое приглянулось и другому князю, московскому Юрию Даниловичу, внуку Александра Невского, и решил Юрий Данилович великое княжение у Михаила Ярославича оттяпать. Хм... что-то опять та же картина получается. Да, а для того женился он на сестре царя Узбека Кончаке и получил, таким образом, второй по значимости в монгольской империи титул гургана - зятя Чингизидов. Князь Московский Юрий-гурган Данилович - каково, а? 4-) Юрий-гурган несколько раз ходил войной на князя Михаила, но как-то не получалось у него отобрать великое княжение. В конце-концов, князь Михаил под селом Бортеневым так вломил гургану, что пришлось Юрию бежать в Орду к тестю. К тому времени Кончака - жена Юрия - как-то странно умерла какой-то странной смертью, и гурган обвинил в её отравлении тверского князя. Узбек вызвал Михаила Ярославича в Орду, сильно пытал, и хоть ничего не добился, приказал того казнить, что и было моментально выполнено татарами вместе с людьми Юрия-гургана Московского. Ну а великое княжение Владимирское досталось Юрию Даниловичу.
Естественно, князь Дмитрий Михайлович большой любви к Юрию Даниловичу не испытывал, но, как человек законопослушный, признал того великим князем и передал тому ордынский выход-налог от Твери в количестве 2000 (Двух тысяч) рублей. Юрий же гурган этот тверской налог в налоговое управление улуса Джучи не передал, а пустил в торговый оборот через новгородских купцов - а? каков жук? - Ничто не ново под луной... Князь Дмитрий поехал в Орду и сообщил Узбеку о зяте-аферисте. Царь, естественно, возмутился и передал великое княжение Владимирское Дмитрию Михайловичу. По закону улуса Юрия Московского следовало казнить, но тот был, к несчастью, гурганом - казнить нельзя...
Через некоторое время князья встретились в столице улуса Джучи - Сарай-Берке. Что между ними произошло - неведомо, но князь Дмитрий выхватил саблю и - хряь и пополом! - зарубил князя Юрия. В конце концов, Юрий был прямым виновником смерти отца Дмитрия. Может быть, хан Узбек и помиловал бы молодого, горячего Дмитрия, но... закон. Дмитрий Михайлович был казнён. Великое княжение Владимирское перешло к следующему по старшинству брату - князю Александру Михайловичу.
Судьба великого князя Тверского и великого князя Владимирского Александра Михайловича - отца непосредственных фигурантов дела - тоже сложилась не лучшим образом. Поначалу всё шло хорошо, пока в Тверь не приехал послом двоюродный брат Узбек-хана - Чолхан (он же - Чол-хан, он же - Шевкал, он же - Щелкан, он же - Щелкан Дюденевич). Посол выгнал князя Александра из его двора и разместился там вместе со своей свитой. Был Щелкан, по-видимому, человеком пакостным, поскольку
Тверичи взбеленились, и после очередного безобразия щелканских грохнули тех, а самого Щелкана спалили живьём вместе с княжеским двором, где Щелкан засел. Прослышав про смерть родственника и восстание тверичей, Узбек-хан послал в Тверь карательную экспедицию, которую с татарской стороны возглавил некий Федорчук, по исповеданию - христианин (!), а со стороны Руси возглавить карателей радостно согласился Иван I Данилович Калита, князь Московский! К будущему веселию решил присоединиться и суздальский князь Александр Васильевич: зачем упускать такой шанс безопасно пограбить соседа? Совместная татаро-московско-суздальская рать учинила убийства, грабежи и насилия во всей русской тверской земле, а саму Тверь спалила вдрызг. Тверским князьям Александру, Константину и Василию пришлось бежать с семьями. Князья Константин и Василий потом вернулись в Тверь, Константин по праву старшинства стал великим князем Тверским, а вот князю Александру пришлось бежать дальше - в Псков. Через какое-то время страсти вокруг Твери поутихли, и Александр Михайлович добился аудиенции у царя Узбека. При личной встрече он выразил свою покорность хану, тот же князя простил: "Князь Александр смиренною мудростию избавил себя от смерти". Великое княжение Тверское вернулось к Александру Михайловичу.
Однако, московский князь Иван Калита был неугомонен: коль Тверь ему не поддалась, он взялся за Ярославль. Ярославский князь Василий обратился за помощью к Александру Михайловичу, и тот, по-видимому, оказал её весьма успешно, поскольку Иван Калита со своими сыновьями поехал к царю Узбеку и тверского князя попросту оклеветал. В защиту князя Александра выступил Василий Ярославский, которого, кстати, Калита попытался убить на пути того в Орду. В результате в столице Орды собрались Василий Ярославский, Роман Белозерский и сам Александр Тверской. Узбек-хан размышлял о сложившемся положении целый месяц, пока в Орду не приехали сыновья Ивана Калиты Симеон Гордый и Иван Красный. Видимо, они и убедили Узбека казнить тверского князя: Александр Михайлович был казнён вместе со своим сыном Фёдором, который принимал живое участие в делах отца. Великое княжение Тверское снова перешло к князю Константину Михайловичу, а великое княжение Владимирское отошло Симеону Ивановичу, князю Московскому, и дальше через Ивана Красного оно дошло до его сына - Дмитрия Ивановича Донского, ещё одного фигуранта расследования.
Ставший великим князем Тверским, Константин Михайлович не жаловал ни племянника Всеволода, князя Холмского, ни его мать, вдову Александра Михайловича, свою невестку, потихоньку отбирая у тех податное население. Всеволод Александрович вынужден был уйти из Холма, и ушёл он... в Москву, к князю Симеону Гордому, бывшему явно причастным к казни отца Всеволода - великого князя Тверского и Владимирского Александра. Напомню: Симеон был главным выгодоприобретателем от казни князя Александра - он получил великое княжение Владимирское. Видимо, чтобы решить свои разногласия, Константин и Всеволод поехали в Орду, где к тому времени царствовал сын Узбек-хана - Джанибек. Там князь Константин сам собой умер, а Всеволод Александрович, князь Холмский, выхлопотал себе великое княжение Тверское, оставив с носом своего другого дядю - Василия Михайловича, которому великое княжение и должно было перейти по праву.
Прознав про смерть брата - князя Константина, Василий Михайлович, князь Кашинский, поехал в Орду за подтверждением своего великого княжения Тверского. Но не с пустыми же руками за великим княжением ехать? И он по пути по сути ограбил Холмскую волость, удел своего племянника Всеволода, забрав с неё ордынский выход. Всеволод, узнав об этом безобразии дяди, вышел из Орды ему навстречу вместе с ордынским послом, и в свою очередь ограбил дядю, отобрав у того всё ранее награбленное в Холме - вот такие высокие, высокие отношения были меж близкими княжескими родственниками тогда. Великое княжение Тверское сплыло из рук князя Василия. Всё это заложило основу особо тёплых отношений между дядей и племянником на целых 15 последующих лет. Кстати, Всеволода поддерживал и его старый знакомец - князь Московский и великий князь Владимирский Симеон, который к тому же женился на сестре Всеволода - Марии, дочери князя Александра, к участи которого Симеон имел непосредственное отношение. Мирили князей всем миром. Наконец, в 1351 году Всеволод согласился передать великое княжение Тверское Василию. Только все вздохнули с облегчением, как Василий по старому княжескому обычаю стал снова всячески гнобить племянника, и так в этом преуспел, что Всеволод пожаловался на дядю в Орду, куда оба спорщика и отправились за ханским решением. Решение оказалось не в пользу Всеволода: хан Бердибек выдал князя послам Василия Александровича, который немедленно посадил племянника в кутузку и начал над ним измываться, не забывая при этом регулярно и основательно обирать удел Всеволода - Холмскую волость.
Но Всеволоду Александровичу удалось бежать от своего дяди к другому своему родственнику - великому князю Литовскому Ольгерду, женатому на второй сестре Всеволода Ульяне. Князь Ольгерд на северо-западе тогдашней Руси был в большом авторитете, а потому вернулся Всеволод на Русь с представителем ольгердова актива - митрополитом Романом, который, видимо, и уговорил дядю Василия угомониться и вернуть отжатое, кабы чего неприятного с ним не случилось. Умер князь Всеволод в 1364 году от чумы.
Но чуть раньше в нашу историю вступает последний из сыновей князя Александра Михайловича Тверского - князь Микулинский Михаил Александрович. Князь Михаил - непосредственный участник дела о попе. Рогожский летописец за 6871 (1363) год сообщает:
По-видимому, князь Василий питал особую любовь и к другому своему племяннику - Михаилу, и неоднократно: "и опять распустил" - то есть, дядя и раньше собирал рать на племянника - Михаила Микулинского.
Дело осложнилось в 1364 году, когда от чумы умер и двоюродный брат Михаила и Всеволода - Семён Константинович, князь Белогородский. Перед смертью князь Семён завещал свой удел Михаилу, двоюродному брату, хотя по праву наследовать его должен был родной брат - князь Дорогобужский Еремей Константинович. Естественно, князь Еремей возмутился: "Как так, почему не мне?", но местный тверской разводящий - владыка Василий ответствовал: "Вот так - завещание. Коль бы его не было...", за что впоследствии был вызван в Москву к главному разводящему, который и учинил владыке "истому и протор великий", а попросту - пытал.
Князь Михаил, будучи человеком умным, не стал дожидаться событий и сразу отправился к князю Ольгерду за активом. И события последовали: Василий Кашинский с обделённым Еремеем Дорогобужским отправились грабить, жечь и убивать в Микулинский удел, однако князь Михаил с литовским активом вовремя угомонил князей. Михаил было захотел угомонить дядю навсегда, но вмешался проторенный епископ Василий и уговорил родственников просто помириться. Хотя бы на время.
Время кончилось довольно быстро: Еремей Дорогобужский приехал в Москву и подал официальную жалобу на Михаила. Князь Дмитрий Иванович и митрополит Алексей позвали князя Михаила в Москву на разборку, дав гарантии неприкосновенности, и Михаил приехал, поскольку митрополиту "веру имел паче всех, яко истине святителю". Первое, что сделали Дмитрий с Алексеем - всадили князя Михаила и его бояр в кутузки. А вот дальше пошло не по плану: то ли прибыл из Орды некий Чарык, князь Дмитрий струсил и отпустил Михаила, то ли случился набег татарских князей - летопись их упоминает: Карачь, Оайдар и Тютекашь, Дмитрий струсил и отпустил их без возмездия, а Михаил сумел бежать, то ли просто Михаила отпустили - не до тебя пока - взяв расписку, что претензий не имеет. Князю Михаилу всё случившееся жутко не понравилось: "не любезно бысть ему сие, и негодоваше о сем, и положи то в измену, и в ненависть подвижеся, и размирие про то начати имети к великому князю Дмитрею Ивановичу".
Дрались князья меж собою жестоко. Дмитрий зверствовал в тверских землях, Михаил, когда мог сам, отвечал тем же в московских, когда не мог - звал Ольгерда, и тот учинял разгром русских земель. В 1371 году князь Михаил съездил в Орду и получил ярлык на великое княжение Владимирское. Умный беклярбек Мамай знал, что ярлыком и силой можно сделать гораздо больше, чем одним ярлыком, а потому предложил Михаилу свои войска, но тот отказался. Князь Дмитрий, естественно, отправил ордынского посла в нужном направлении и Михаила на великое княжение не пустил, после чего сам отправился к Мамаю и уговорил того оставить великое княжение за ним, Дмитрием. Резьба продолжалась ещё три года, пока великий князь Литовский Ольгерд не сказал: "Да ну вас всех, у меня своих хлопот по горло!" и не заключил с Дмитрием Московским мир. А потому чуть позже и Михаил Александрович был вынужден заключить мир с Дмитрием Ивановичем. Как сообщает Рогожский летописец: “... и бышет тишина и от уз разрешение христианам и радостью взрадовалися, а врази их облекошася в студ”. К сожалению, всякие крестные целования и вечные миры соблюдались князьями только до тер пор, пока не появлялась какая-то возможность ободрать “партнёра” до подштанников или, по крайней мере, как следует тому под...нагадить (и что с тех пор изменилось?). Случай приключился прямо на следующий год: примерно с середины февраля по середину марта 6883 (1376) года в Тверь прибыл Иван Васильевич Вельяминов, сын покойного к тому времени Василия Васильевича Вельяминова, последнего московского тысяцкого, а с ним - некий Некомат Сурожанин.
Дело с попом-отравителем завертелось.