Севернее Ивантеевки в селе Комягино высится удивительно красивая пятиглавая Сергиевская церковь с шатровой колокольней . Церкви 345 лет!
Это лучший из сохранившихся в Подмосковье образцов древнерусского зодчества 17 века.
Ее стройные пропорции и совершенство форм неизменно привлекают взор.
Церковь живописно поставлена на высоком берегу реки Скалбы .
А ещё церковь Сергия Радонежского в Комягино - самый древний храм Пушкинского района Подмосковья, возведенный в царствование Феодора Алексеевича в 1678 году.
История этих мест связана с их владельцами – представителями древнего дворянского рода Акинфовых, более ста лет являвшихся вотчинниками Комягино.
Дворянский род Акинфовых был внесен в родословные книги Владимирской и Московской губерний.
Пустошь Комягино в 1623 году получает в вотчинное владение Иван Федорович Акинфов – стольник и воевода.
После его кончины земли эти унаследовал его сын – царский стольник Никита Иванович Акинфов. Он-то и построил здесь на свои средства дошедший до нашего времени великолепный храм, освященный в январе 1679 года во славу преподобного Сергия Радонежского (по легенде в этих местах он побывал однажды!).
Никита Иванович Акинфов был видным деятелем петровского времени.
Но по воле Петра I храмоздатель Никита Акинфов окончил свои дни в Кирилло-Белозерском монастыре, где он провел четыре года с 1721 по 1725 гг. под именем схимонаха Иоанникия.
Никита Иванович в 1718 году – с началом расследования громкого дела царевича Алексея попал в царскую немилость. Женившись второй раз, Акинфов породнился с «кланом Лопухиных» (жена его приходилась теткой опальной царице Евдокии), столь нелюбимым царем.
Но по иронии судьбы, Акинфов всё же на несколько месяцев переживет императора, отправившего его в ссылку. Он скончался 22 мая 1725 года, в возрасте 85 лет.
В конце XVIII века его надгробная плита вместе с другими была замощена при проложении дорожки, которая вела от монастырской церкви Архангела Гавриила к Архимандричьему корпусу. Эту дорожку из 130 могильных плит обнаружили лишь в 1995 году во время срезки грунта.
Никита Иванович сделал наследником внука Николая, но тот присваивал и тратил на себя те доходы с деревень, которые должны были отправляться на содержание деда в монастыре. За это в 1723 году Никита Иванович лишил внука наследства и передал управление вотчинами дочери, но в 1728-м Николай, подав апелляцию в Сенат, вернул всё себе обратно.
Итак, с 1728 года селом владел внук Николай, но недолго.
Уже через год он продал Комягино генералу-аншефу Василию Авраамовичу Лопухину, своему троюродному брату , сыну казненного Авраама Лопухина.
В 1749 г. у Лопухина село выкупил знаменитый канцлер Елизаветы Петровны граф Алексей Бестужев-Рюмин, а затем Комягино владел его сын Андрей Алексеевич, а после него- его кузен, князь Алексей Никитич Волконский и егосын Михаил Алексеевич, затем надворный советник Маркелл Демидович Мещанинов и его сыновья -Александр и Петр; наконец, известный благотворитель и общественный деятель Семен Васильевич Лепешкин.
Вернётся к Сергиевскому храму и его истории.
Каких зодчих, из каких земель пригласил Акинфов для возведения храма в своей вотчине Комягино –доподлинно неизвестно. Храм был построен за четыре года.
Церковь являет собой распространенный в 17 веке тип посадских и вотчинных церквей. Это - кирпичный бесстолпный пятиглавый храм, отличительной особенностью которого является ассиметричная объемная композиция.
Его четверик завершен двумя ярусами заостренных килевидных кокошников большего и меньшего размеров.
Разнообразны его кирпичные декоративные детали: карнизы с ширинками , наличники, пояски и прочее «узорчье». Залюбуешься!
С западной стороны к церкви примыкает изящная шатровая колокольня – традиционный восьмерик на четверике, увенчанный шатром с тремя ярусами слухов, глухим барабаном и небольшой главкой с крестом.
К храму примыкает небольшая трапезная, западная паперть и северный придел, освящённый в честь прп Макария Желтоводского и Унженского .
Первоначально к трапезной с севера примыкал ещё один придел во имя святителя Григория Нисского , а с юга - ещё одна - крытая паперть, разобранные в середине 18 века. О входах на крытую паперть напоминают теперь лишь два больших полукруглых окна на фасаде притвора.
В архитектурном паспорте храма , созданном в 1887 году, записана информация об имеющейся резной надписи (вероятно, содержавшей сведения об архитекторе), расположенной «в алтаре на стене у окна» , но она, увы, была закрашена так, что расшифровать написанное на ней не представлялось возможным.
Покрытие глав и кровель, которое было керамическим, сохранялось вплоть до 1950-х годов. До наших дней эта керамическая красота, увы не дошла.
В 1929 году храм Сергия Радонежского был закрыт, а его внутреннее убранство варварски уничтожено, ценные иконы и предметы утвари, старинные кресты, мощевики и хоругви бесследно исчезли (иконы XVII в. выбросили в ближайший овраг). Храм местные жители и колхозники из “Красного Октября” буквально разобрали на кирпич..
Чего в нем только не было… и склад, и магазин, и танцплощадка, и просто отхожее место…
И все же он восстал из пепла. Храм попал в руки двух лучших рестораторов.
Первый раз его восстановлением в 1955-1961 гг. занимался Лев Артурович Давид . Были заделаны трещины, восстановлены кокошники, кровля покрыта медными листами ..
А второй раз, в 1980-х работы проводились Борисом Львовичем Альтшуллером. Была восстановлена лепнина, резьба на наличниках окон и порталов, храм был покрыт медью, купола покрыты двухцветным деревянным лемехом...
После реставрации 1980-х и до 1991 года в храме работала мастерская по изготовлению керамики.
В 1991 году храм был возвращен РПЦ.
После долгих лет забвения первая служба состоялась только в январе 1992 года на Рождество Христово.
В храм вернулась старинная икона преподобного Сергия Радонежского , хранившаяся все это время в семье местной жительницы..
И началось возрождение храма. Стала налаживаться приходская жизнь.
19 сентября 2002 г. храм был вновь освящен .
Сегодня Сергиевский храм обрел прежнее величие и красоту.
Как хорошо отмечено на сайте церкви:"Золоченый иконостас главного храма и резной деревянный иконостас придела Макария Желтоводского, великолепная роспись стен и чудные богослужения создают особое молитвенное настроение у каждого, кто войдет в эти стены с чистым сердцем…"
Где: Пушкинский городской округ , село Комягино
Спасибо , что читаете , я пишу для вас.
Подписывайтесь на мой канал , поддержите автора -ставьте like , если понравилась статья .