Друзья, я не в первой своей статье уже поднимаю тему того, что в нашей системе образования в массе своей (не говорим о хороших школах) не важен ни ребёнок, ни учитель, ни радость познания. Только отметки, результаты ВПР, олимпиад, ОГЭ, ЕГЭ, рейтинги. Не секрет, что далеко не всегда отметка оценивает реальный уровень обучения, я часто в своей работе сталкиваюсь с тем, что за выставленными отметками по текущим работам нет критериев. А о том, чтобы, кроме отметки, дать ребёнку ещё и оценку (качественную обратную связь) вообще речь идёт крайне редко. И со случаями нечестного написания итоговых тестов я встречаюсь. При этом по итогу ЕГЭ оценивается эффективность работы учителя, директора и далее по вертикали — руководителя субъекта федерации, что делает итоговую отметку формальным КПЭ, который надо достичь любой ценой. Можем ли мы в таких условиях обвинять детей в том, что сейчас совсем редко встречается настоящая внутренняя мотивация? Можем ли мы удивляться, что образование в России стало тотальной имитацией и потёмкинской деревней (писала об этом тут)?
Хочу показать текст одного из уважаемых мной заслуженных российских учителей, Марины Владимировны Васильевой, который она опубликовала на днях на своём канале. Марина Владимировна — учитель, к которому семьи готовы отдавать своих детей, даже если живут на другом конце Санкт-Петербурга. Пару лет назад, полностью разочаровавшись в системе и отчаявшись с ней бороться, она навсегда ушла из школы, открыв вместе с детьми школу дополнительного образования. Прочтите её публикацию про ВПР (это, скорее всего, касается любых тестов, оцениваемых внешними органами, про ответы на ЕГЭ, вывешенные в туалетах, в опыте моих педагогов были примеры три года назад, кстати, как сейчас с подсказками на ОГЭ/ЕГЭ?). Я знаю, что меня читают родители, учителя, школьники (да, и такие есть среди читателей). Скажите, а как у вас проходят ВПР, ОГЭ, ЕГЭ? Сталкиваетесь с тем, о чём пишет Марина Владимировна?
(пунктуация и орфография автора сохранены) «Ещё раз убеждаюсь в бессмысленности ВПР! Кому и для чего это нужно? Сразу прошу заметить, что из моих суждений на этот счёт есть исключение, но оно столь мало в процентном отношении ко всему происходящему, что теряется в бездне ВСЕОБЩЕГО бардака. Итак... Всероссийские проверочные работы стартовали. Цель ВПР, заявленная Министерством образования: получение РЕАЛЬНЫХ данных о качестве и результатах обучения, насколько полно учащиеся ОСВАИВАЮТ знания и навыки, установленные федеральным государственным образовательным стандартом общего образования. На первый взгляд, всё чётко и понятно: даём работы по предметам, выявляем сильные и слабые стороны, анализируем и на основе этого корректируем свою работу. Но всё не совсем так. Вернее, совсем не так. Помните, я писала в предыдущих постах, что на педагогов смотрят теперь через призму результатов ВПР, ОГЭ и ЕГЭ? Да и для директора школы результаты ОООООчень важны, среди них тоже внутреннее соревнование. Короче говоря, результат важен для всех! Результат нужен ХОРОШИЙ! И объективность здесь совсем ни при чём! Где-то сам учитель позаботился о своём «достойном» результате, где-то директора озвучили свои желания, но факты остаются фактами, и они, на мой взгляд, ярко представляют настоящую картину образования в стране. Целую неделю слушаю от детей истории о том, как они пишут ВПР. Вырисовываются основные моменты: 1) Учитель, который дежурит на ВПР, рекомендует детям воспользоваться телефонами и «не позорить школу» плохими отметками. При этом гордо позиционирует себя благодетелем. 2) Учитель, ведущий данный предмет в этом классе, сливает ответы «ответственному» ученику, а то и сам пишет их на доске. 3) Учитель выходит из класса минут на 10-25 по неотложным делам. 4) При проверке работ, учитель дописывает правильные ответы. И это самые распространённые кульбиты, а так разнообразие зашкаливает. Отношение детей к происходящему очень разное. Кто-то с восторгом сообщает о добром и благородном учителе, кто-то удивлён, но не возмущён, а кто-то разочарован и считает себя обманутым. И если меня возмущал всегда сам процесс проведения этих бессмысленных работ, то сейчас меня возмущает то, что происходит в учительском сообществе! Коллеги, остановитесь! Это же не о результатах! Это о совести, чести и достоинстве! Вы же возмущаетесь тому, как сейчас относятся к педагогам, просите сделать всё возможное для поднятия статуса педагога, а сами опускаетесь ниже плинтуса! Как вы придёте завтра к этим детям на урок? Как посмотрите им в глаза? Какое теперь право вы будете иметь на замечание за списанное задание с ГДЗ? А кто вы перед теми, кто не пошёл на такой подлог? Вы же их подставили, приукрасив себя любимого. Гадко и мерзко! А как теперь будете говорить с детьми по понедельникам О ВАЖНОМ? Меня просто разрывает от горечи и разочарования. И мне безумно жаль, что моя младшая дочь тоже попала в эту мясорубку, где ей чётко сказали проверять так, чтобы отметки за ВПР совпали с четвертными отметками. Я горда, что она честно проверила работы и отказалась фальсифицировать результаты, отдав это на откуп завучу. И сколько ещё молодых специалистов столкнутся с этой проблемой? «Будет ли лес хорошо гореть, видно по первому зажжённому бревну». ВПР продолжаются. Будьте благоразумны и честны! Самим то не противно?"
А ещё сегодня в очередной раз порадовала моя любимая новостная рубрика «Госдума предложила». В этот раз Госдума предложила платить школьникам за отличную успеваемость. Отчего это? От полной педагогической некомпетентности? Эти люди с блестящими идеями не знают, как работает внутренняя мотивация, не читали фундаментальных исследований на эту тему? Или это от безысходности? Не знают, как вернуть в школу радость познания?
Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.
Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.