Для Руси губительным стало именно то, что всегда было её богатством – необозримые просторы. Когда славяне двинулись на северо-восток, перед ними открылись беспредельные земельные пространства, причём земля никакой ценности не имела – ценились только рабочие руки, способные эту землю обработать, и было их так мало!
Славяне на Северо-востоке постоянно передвигались: чтобы 3–4 года получать достаточный для прокорма урожай, нужно было выжечь лес и на гари сеять, причём вскоре урожайность падала, приходилось через определённый срок выжигать новый, потом ещё, и так постепенно двигаться всё дальше.
В европейском западе никогда не было такого обилия земли, зато почва была гораздо плодороднее, поэтому урожаи получали, ухаживая за землёй: применяется трёхполье, придумывают плуг, используют дренаж, а отсюда стремление удержать землю, в которую так много труда вложено.
«Салическая правда» – свод законов франков VI в. – свидетельствует о существовании защиты частного владения недвижимостью: по окончании урожая крестьянин сохранял свое угодье, постоянными принадлежностями считались сады и земли, пригодные для огородничества. В «Русской правде» ХI в. нет ни слова о недвижимом имуществе, о сделках с землёй, и только в ХIV в. появляются наследственные грамоты князей.
Обилие земли на Руси не давало развиваться тем установлениям, из которых вырастает гражданское общество, потому что там, где земли мало, приходится изобретать способы разрешения споров – законы. Европейское сообщество сложно устроено, огромное значение имеет не традиция, а договор, и даже виллан – крестьянин – в Средневековье не был полностью бесправен, и уж тем более вольные самоуправляющиеся города, где сам воздух делал даже раба (через один год и один день) свободным, города несли идею правовых отношений.
У дворянства – высшего при дворе, мелкого в провинции – идея личности была важнейшей. Дворянин вступал с вышестоящим в отношения не подданного, а вассала – это был договор, и вассал не становился бесправным слугой, зависящим от каприза вышестоящего. Сеньор мог пойти на взбунтовавшегося вассала войной, но не мог дать ему пощёчину, и если сеньор нарушал права одного вассала, то все остальные вставали на сторону потерпевшего, прекрасно сознавая, что, во-первых, нарушена честь, достоинство, закон, а во-вторых, сегодня нарушают права другого, а завтра – твои, поэтому сеньор сталкивался с тем, что становится самым важным в обществе – с борьбой за достоинство. Только в Европе возникло рыцарство, и можно смеяться над хвастовством рыцарей, сражавших драконов и освобождавших принцесс, но именно рыцарь нёс (в идеале!) понятие личной чести, которую нельзя уронить, верность, достоинство.
Европа было жестока, порой беспощадна, но в ней не было повседневного бесправия, к которому люди привыкают, не сознавая, что можно жить иначе.
На Руси бесконечные земли рождали убеждение, что земля ничья, Богом сотворённая и никому принадлежать не может – даже в ХIХ в. мужики говорили барину: «Мы ваши, а земля Божья!» Отсутствие земельной собственности привело к тому, что князь, а затем царь становился владельцем земли и её обитателей (не хозяев – нет, они были только работниками на земле). Соединение верховной власти и собственности позволяло требовать службы и полного подчинения не только от смерда-мужика, но и от боярина, который воспринимался как богатый, иногда очень богатый, но всё равно практически бесправный слуга царя, именно поэтому Борис Годунов приказывает, разгневавшись, выщипать у боярина Бельского бороду по волоску, что было не столько больно, сколько страшно оскорбительно.
Екатерина II подписала в 1785 г. «Грамоту на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства», по которой потомственные, личные и иностранные дворяне не подвергались телесным наказаниям, правда, Павел I охаживал провинившихся тростью и в ХIХ веке.
Свободу рождает частная собственность, именно поэтому Ф.М. Достоевский записал: «Деньги – это отчеканенная свобода».