Найти в Дзене

Профессиональный и любительский мир истории. Комментарии к "Философии истории" Гегеля. Ч.3

Начало здесь https://dzen.ru/media/id/6424349a79f40c0d4797fc9b/kommentarii-k-filosofii-istorii-gegelia-ch1-642eb363c3ae546ef1a809e0

Комментарии к "Философии истории" Гегеля. Ч.2
Михаил Быстрицкий10 апреля 2023

Иоганн фон Мюллер , стремясь дать верное изображение описываемой эпохи, придал своей истории деревянный, напыщенный, педантический характер. Читать старого Чуди (Tschudy) гораздо приятней: у него все наивнее и естественнее, чем в истории, написанной таким искусственным, напыщенным, архаическим стилем.

Johannes von Müller has given a stiff, formal, pedantic aspect to his history, in the endeavor to remain faithful in his portraiture to the times he describes. We much prefer the narratives we find in old Tschudy.

All is more naive and natural than it appears in the garb of a fictitious and affected archaism.

***

Здесь Гегель раскрывает себя не как исследователь, а как потребитель-читатель. Исследователь не пользуется такими категориями как "приятно", и если ему приятно, то лишь от информативности источника. Более того, когда читается легко, это раздражает. Нет сцепления, ты буксуешь. И если ты несешься по тексту легко, значит, взгляд не задевает ни за что существенное. Вода, пустота, потерянное время. Профессиональный мир истории здесь прямо противоположен любительскому.

Что может более сложным, чем расшифровывать письмо на незнакомом древнем языке? Но именно прочтение такого письма доставляет профессионалу наибольшее удовольствие!

Да и вообще слово "читает" более походит для того же потребителя. Исследователь не столько читает, сколько разбирает произведения на винтики, а потом с помощью разобранного реконструирует прошлое. Поэтому профессионалу всегда режет ухо: "Историю пишут...", "почитай историю". Историю не пишут, ее реконструируют. Слово "пишет" придает характер законченности. А мы не знаем истории. Мы ее реконструируем, мы лишь стараемся написать. По той же причине историю не читают. Потому что никому не под силу ее написать. Историю исследуют. Даже когда читаешь монографию. Ты начеку. Ты сомневаешься, ты обстреливаешь текст со всех сторон, ты ищешь подводные камни. А пишут и читают сказки и адаптации.

Комментарии к ФИРемесло историка

000