Найти в Дзене

Важнейший фронт Красной Армии, который так и не воевал

Когда говорят про войска, защищавшие Москву в 1941 году, то подразумевают войска полевые — Западного, Калининского, Брянского фронтов. Именно они вели бои, несли потери.

Однако они были лишь первой линией обороны. А также и наступления, поскольку в октябре и ноябре в наступление наши войска переходили не реже, чем Вермахт.

А вот в обороне находились, и никуда не уходили со своих позиций Войска обороны Москвы, позже переименованные в Московскую зону обороны.

Как показал мой опыт (да и не только мой), обычно под Московской зоной обороны большинство подразумевают систему укреплений и заграждений, которые были построены на дальних и ближних подступах к Москве и на самих улицах столицы. Однако Московская зона обороны (МЗО) — это в первую очередь оперативное объединение войск, в некоторые периоды соответствующее по составу фронту.

Началось всё действительно на дальних подступах, когда строили Можайскую линию обороны. В её составе было несколько укрепрайонов, каждый из которых должна была занимать целая армия из нескольких дивизий ополчения и полков противотанковой артиллерии. Но это было полевое наполнение УРов. Кроме этого, для каждого УРа формировались пулемётные батальоны, роты фугасных огнемётов, танковая рота.

Можайская линия обороны пала к концу октября, большинство УРовских частей погибли или вошли в состав полевых войск.

В самой же Москве войска для непосредственной обороны города начали формироваться в октябре, когда немцы разгромили наши Западный, Брянский и Резервный фронты. Все имеющиеся резервы шли непосредственно на фронт, для обороны города использовали уже сформированные ранее истребительные батальоны, к которым добавили сформированные рабочие и коммунистические батальоны. Туда собрали всех, кого можно с предприятий.

Из этих батальонов и остатков разных армейских частей смогли сформировать четыре дивизии: 2-ю, 3-ю, 4-ю и 5-ю Московские стрелковые. Было сформировано 9 отдельных артиллерийских дивизионов, вооружённых устаревшими пушками, к которым добивали гаубичный полк и два дивизиона реактивных установок. К Москве подтянули из Иваново 332-ю стрелковую дивизию, которую так ещё и не закончили формировать.

Боевые возможности этих войск выглядели крайне слабо, но их постепенно доукомплектовывали людьми и современным вооружением, обучали. К началу декабря, когда немцы подошли к столице уже ближе некуда, в войсках обороны Москвы, кроме пяти стрелковых дивизий было по два лыжных и пулемётных батальона, сводный отряд моряков, четыре гаубичных и пушечный полки, девять отдельных артиллерийских дивизионов, бронепоезд. Это войска и составили созданную 2-го декабря Московскую зону обороны. Силы, которой постоянно росли.

В течении декабря в состав МЗО вошли 24-я и 60-я армии, отдельные части и соединения. В середине декабря оборонять непосредственно Москву готовилось 14 стрелковых и 1 кавалерийская дивизии, 10 стрелковых бригад, 9 артиллерийских полков. Это почти сравнимо с силами Западного фронта к началу ноября. МЗО даже имела собственную авиацию — два истребительных, штурмовой и бомбардировочные авиаполки.

Как видим, МЗО уже в декабре по составу становится фронтом, пусть и небольшим. Некоторым частям даже приходится принять участие в боях с немцами, но это те, которые выдвигались в полосу Западного фронта.

Начавшееся советское наступление шло успешно, немцы начали отступать и стало ясно, что перспектива уличных боёв в столице становится менее вероятной в ближайшее время.

Это сразу отразилось на составе МЗО. Штаб 60-й армии и наиболее подготовленные дивизии и бригады стали основой сформированной 25-го декабря 3-й ударной армии. Которая, понятно, отправилась бить врагов. Постепенно на фронт отправились все наиболее боеспособные части МЗО, включая Московские дивизии, получившие армейские номера. Однако, МЗО отнюдь не потеряла актуальность, даже наоборот.

С января 1942 года начинается формирование новых укрепрайонов, со 152-го по 161-й. Они занимают оборону, как на самых ближних подступах к Москве и в самом городе, так и восстанавливают старую Можайскую линию.

Полевые войска в МЗО также поступают, она выполняет роль подготовки резервов. В июне 1942 года в составе МЗО, помимо 10 УРов было ещё 11 стрелковых дивизий и 2 стрелковых бригады, 18 артиллерийских полков и 4 дивизиона артиллерии большой мощности.

Многие как-то забывают, что несмотря на разгром немцев под Москвой, ушли они недалеко, до Ржевского выступа от Москвы и двух сотен километров нет. В Кремле про эти километры помнили хорошо, и пытались срезать Ржевский выступ любой ценой. Едва ли наше командование знало о планах Вермахта по очередному наступлению на Москву (а такие планы не только имелись, но даже начинали было реализовываться), но такую возможность предусматривало. Потому в составе МЗО была целая 3-я сапёрная армия, строительство укреплений шло по принципу «кашу маслом не испортишь», а оборонять столицу, если что, готовилась даже не армия, а по численности целый фронт.

Постепенно, опасность немецкого наступления становилась всё менее вероятной, и вследствие этого войск в МЗО всё меньше. Но просуществовала она до 15-го октября 1943 года, когда стало понятно уже всем, что танки Вермахта к Москве больше не подойдут.

Один из уцелевших ДОТов на Новоясеневском проспекте Москвы. Сооружен в октябре-ноябре 1941 года, был частью 3-го  боевого участка обороны Москвы.
Один из уцелевших ДОТов на Новоясеневском проспекте Москвы. Сооружен в октябре-ноябре 1941 года, был частью 3-го боевого участка обороны Москвы.

Рекомендую вам мою статью:

Читая маршала Жукова: загадки битвы за Москву