Найти в Дзене

Психология – это про поболтать?

Я занимаюсь психологией уже более 20 лет, а специализируюсь в гештальт -терапии 10 лет. И если в институте психология являлась для меня скорее хобби, то после окончания института она стала моей профессией. Я бросил строительный бизнес и ушел в психологию с головой. Первым местом моей работы стал центр социальной реабилитации инвалидов и детей инвалидов, а затем психологический клуб для подростков «Мозайка» в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, где я проработал вплоть до начала частной практики. Но эта статья не про мою карьеру или мои психологический опыт. Эта статья является ответом на вопрос, с которым я сталкивался на любом месте своей работы.

Психология – это про поболтать и нифига она не работает? 

Конечно, со времени начала моей работы многое изменилось. Сейчас это чувствуется и в отношении психологии, но все равно это является лишь каплей в море. В общем, я хочу поделиться знаниями о том, почему все-таки психология работает и как с ее помощью можно изменить свою жизнь. Также, станет немного яснее почему в психологии так много направлений и все ли они работают.

Это не праздные рассуждения, а выводы опирающиеся на последние исследования в области нейробиологии. Так сказать, наука в тылах психологии.

Психотерапевт работает с несколькими составляющими человеческой сущности, одна из которых мозг. Именно он меняется в ходе психотерапии, что позволяет изменить и жизнь. Это заметно в психиатрии, когда человек принимает специальные препараты и его состояние меняется. Но только в случае с препаратами меняется биохимия мозга и по завершению их приема без параллельной психотерапии, состояние вернется к исходному. При психотерапии меняется структура головного мозга, что тоже обратимо, но имеет более стойкий результат. И называется этот эффект нейропластичностью.

Долгое время считалось, что лобные доли человеческого мозга отвечают за мышление и воображение, но это правда лишь отчасти. Гораздо важнее то, что лобные доли состоят из зеркальных нейронов, предназначенных для копирования окружающего поведения. Наш мозг – это социальный орган адаптации, целью которого является адаптация к окружающей нас среде. Проще говоря, приобрести навыки необходимые для выживания.

И происходит это через выстраивание отношений с окружающими. 

Первичное окружение – это родители и семья. Именно через копирование их жизни и отношений ребенок приобретает первые навыки и «проблемы», которые влияют на всю его жизнь. Соответственно, чтобы изменить полученный опыт, необходимо войти в новые отношения, обладающие высокой ценностью. Именно в этом и кроется ответ на вопрос – почему так много психологических направлений и все ли они помогают? 

Психологическое направление – это просто способ и теория, через которые терапевт и клиент смотрят на проблему и способы ее решения. Но решающую роль играют клиент-терапевтические отношения, которые создают пространство для нового обучения. Именно из-за возникающих отношений между двумя людьми создается основа для изменения тех умений, что были сформированы еще в детстве. И метод уже не столь важен, а важны ваши отношения с человеком, который дает вам новые знания. Именно клиент-терапевтические отношения – это основа, которая помогает достигать результата в процессе психотерапии.

Конечно, не только отношения делают терапию терапией, но это важное основание. Для того, чтобы случились изменения в процессе терапии необходимо выполнение 4 условий.

1. Близкие и доверительные отношения, про которые я писал выше. Именно они влияют на результат через создание эмоциональной связи. Ведь мозг – социальный инструмент.
2. В нейтральном состоянии нет энергии для движения. Поэтому необходимо поддержание состояния умеренного возбуждения. Нужен толчок, которым  может быть наличие проблемы. Или интерес к тому, насколько удобно проживать свою жизнь. Простое любопытство.
3. Человек должен пробудить свое мышление и эмоции. Осознавать взаимовлияние чувств на мысли и их влияние на его жизнь.
4. Конструирование новых систем в сотрудничестве с терапевтом. Переосмысление старого опыта. Все это приводит к росту нейронов и формированию новых систем. Можно сказать, что психотерапия – это биологический процесс, похожий на настройку инструмента.

 

Надежная привязанность, эмоциональная поддержка и регулярная доступность – важные составляющие отношений между клиентом и терапевтом. В результате которых открывается способность к обучению. Безопасная привязанность усиливает нейропластичность и активирует способность мозга к обучению.

Доказано, что мозг человека пережившего насилие лишен способности к обучению. Существуют нейронные дефициты, когда нейроны находятся в зоне защиты. Для мозга необходимы вызов и решение проблем, которые обеспечат импульс к его развитию. Вовлеченность в качественную психотерапию – способ развития нейропластичности мозга. У терапевтов и клиентов нейропластичность выше, а соответственно и мозг более здоров. Если опираться на определение, что здоровье для мозга – это рост нейросетей и формирование связности, то болезнь – это отсутствие роста или деградация нейронных связей. 

Надеюсь мне удалось объяснить, что психотерапия – это не просто разговор, а доверительные отношения с определенной структурой и наполнением, влияющие на здоровье нашего мозга.