Найти в Дзене
Кабанов // Чтение

"Никого не будет в доме, кроме сумерек..." - продолжаем разговор

В начале января написал статью о стихотворении Бориса Пастернака "Никого не будет в доме, кроме сумерек..." Этим стихотворением, точнее романсом на музыку Микаэла Таривердиева из фильма "Ирония судьбы или с легким паром" состоялось триумфальное возвращение лирики Бориса Пастернака. Статья вызвала большой интерес и множество вопросов. Спасибо за неравнодушие, добрые слова и замечания... Ответы на некоторые вопросы требуют большого развернутого ответа и интересны всем подписчикам. Давайте разбираться. Подписчик под ником "Мастер дзен" написал: По сети гуляют две версии этого стихотворения. В одной «промельк моховой», а в другой «промельк маховой». Так же в одном варианте «сомненья дрожь», а в другом «вторженья дрожь». Еще там несколько случаев разных знаков препинания, из которых один является принципиальным: точка или запятая после «Тишину шагами меря». Потому что эта точка в купе с запятой и тире после «сомненья дрожь» означает, что тишину меряет «дрожь». Если же после «дрожь» стои

В начале января написал статью о стихотворении Бориса Пастернака "Никого не будет в доме, кроме сумерек..." Этим стихотворением, точнее романсом на музыку Микаэла Таривердиева из фильма "Ирония судьбы или с легким паром" состоялось триумфальное возвращение лирики Бориса Пастернака.

Статья вызвала большой интерес и множество вопросов. Спасибо за неравнодушие, добрые слова и замечания... Ответы на некоторые вопросы требуют большого развернутого ответа и интересны всем подписчикам. Давайте разбираться.

Подписчик под ником "Мастер дзен" написал:

По сети гуляют две версии этого стихотворения. В одной «промельк моховой», а в другой «промельк маховой». Так же в одном варианте «сомненья дрожь», а в другом «вторженья дрожь». Еще там несколько случаев разных знаков препинания, из которых один является принципиальным: точка или запятая после «Тишину шагами меря». Потому что эта точка в купе с запятой и тире после «сомненья дрожь» означает, что тишину меряет «дрожь». Если же после «дрожь» стоит точка, а после «меря» запятая, то меряет ее та, которая войдет в комнату. Было бы интересно узнать откуда эти разночтения.
А. Репин, портрет Бориса Пастернка, истчоник Яндекс картинки
А. Репин, портрет Бориса Пастернка, истчоник Яндекс картинки

Действительно откуда разночтения? Скорее всего редакторы (если были они вообще) проглядели. Но где узнать какие точно слова и знаки препинания в стихотворении Пастернака? Обычно редактор сверяет с уже опубликованными сборниками или с так называемым чистовым черновиком. Это когда автор сам от руки пишет стихотворение. Или имеются варианты в черновиках автора. Такие исследования проводятся в научных изданиях сочинений или в полных собраниях сочинений. У Бориса Пастернака, к счастью, выпущено очень хорошее полное собрание сочинений в 11 томах в 2003-2005 годах в издательстве "Слово". Делаю скан страницы с этим стихотворением:

-2

Также в научном издании рассказывается о вариантах, черновиках и набросках стихотворения. И история создания, если она известна. Стихотворение впервые опубликовано в московском журнале "Красная новь" №9 в 1931 году. Затем в сборнике "Второе рожденье" в 1932 году. В комментариях исследователи отмечают варианты текстов:

в строке 10 - "И, крутясь, завертят мной",
в строке 12 - "И печаль зимы иной",
и строках 23-24 - "В чем-то тоньше тех материй, Из которых зимы шьют."

Так что в моей публикации текста стихотворения действительно допущена ошибка у меня - "моховой", а должно быть - "маховой". Приношу извинения всем читателям.

Полное собрание сочинений Б.Л. Пастернка в 11 томах
Полное собрание сочинений Б.Л. Пастернка в 11 томах

Поступил еще один интересный комментарий. Некто под ником "Максим Бутин" написал:

Б. Л. Пастернак — поэт слабый, можно сказать — никчёмный. Вот и стихи у него такие. «И окно по крестовине сдавит голод дровяной». Голод? Дровяной? Сдавит? По крестовине? Окно? Да-да. И ещё желудочные боли его сдавят. И печень окна начнёт шалить. Ладно бы насыщенная субъективность восприятия и соответствующая вербализация. В лирике такое сплошь и рядом встречается. Худо то, что у Б. Л. Пастернака масса случайного, необязательного, поэтически нелепого и литературно неоправданного. Ну, что такое сквозной проём окна? У поэта в его богатом жизненном опыте встречались окна с проёмами не сквозными? Это как? Окно не насквозь? За окном продолжение стены? А оконные створки — на самом деле дверцы встроенного шкафа с графином наливки и стаканом? Чепуху шагами мерит. Чепуху!

Ну что ответить? Голод дровяной, - это когда всю зиму нет дров. "И окно по крестовине Сдавит голод дровяной" - это как заледеневают, начиная с оконного переплета к середине стекла при плохой отоплении.

-4

Стихи это не инструкция, не текст для буквального понимания. Стихи многих крупнейших русских поэтов, например, Блока, Мандельштама, Цветаевой и Пастернака часто трудно понимать при первом чтении. Настоящие поэты ощущают мир тоньше и глубже, чем большинство людей, и некоторые из их сложных образов не могут быть переданы простыми словами. Поэзия - это нечто особенное. Она находится на стыке речи и музыки, и для ее понимания нужно особое вдумчивое внимание. Многие поэтические произведения требуют многократного прочтения и вдумчивого осмысления, а также определенной общекультурной подготовки читателя. Действительно, не всегда легко разобраться в том, о чем говорят стихи, особенно если мы не знакомы с жизнью и творчеством поэта. Иногда то, что мы не можем передать словами по-настоящему, становится самым важным элементом в поэзии.

Мистические ощущения, которые возникают при чтении необычного стихотворения, могут привести к новым открытиям и переживаниям, которые мы ранее даже не ощущали. И возможно, это одна из главных целей создания поэзии - пробуждение в нас той неуловимой и непонятной части души, которую мы так и не можем выразить словами.