Знаете ли вы, что Ивану Константиновичу Айвазовскому достаточно было посмотреть на море, чтобы уловив его состояние, продолжить работу в помещении? Он обладал отличной зрительной и эмоциональной памятью, и поэтому большинство его гениальных творений родилось в мастерской.
Относительно недавно стало известно, что Иван Константинович Айвазовский был весьма состоятельным человеком и крупным землевладельцем. Ему принадлежало 12 000 десятин крымских орошаемых черноземов. Это было самое крупное землевладение, простиравшееся на территориях нынешнего Кировского района и части Старого Крыма. В его владения входили также сады на Южном берегу полуострова и пастбища в районе Судака. Управление успешным хозяйством требовало от владельца больших усилий и немалого организаторского таланта.
Жил Иван Константинович в большом роскошном доме, любил принимать гостей и умел это делать со вкусом. Процесс подготовки к приему занимал его полностью. Вместе с поваром он обсуждал меню и красиво оформлял его, украшая оригинальными рисунками. Каждому блюду присваивал название одной из своих картин. В доме подавались ром и шампанское. Он отклеивал заводскую этикетку на бутылке и заменял ее на свою, написанную собственноручно. Спиртному чаще всего давалось два названия – «Девятый вал» и «От штиля к урагану».
Так передать состояние стихии мог только Иван Константинович Айвазовский, в совершенстве владевший техникой лессировки – нанесение нескольких прозрачных слоев краски, каждый из которых накладывался на высохший предыдущий. Великому маэстро как никому удавалось передавать прозрачным слоем краски игру мелких волн, стремительное движение водных потоков, сбегающих со скал или омывающих берег. Белое полотно холста становилось для мастера светящейся основой будущего шедевра. Ивану Константиновичу достаточно было посмотреть на море, чтобы уловив его состояние, продолжить работу в помещении. Он обладал отличной зрительной и эмоциональной памятью, и поэтому большинство его гениальных творений родилось в мастерской.
Айвазовский был большим патриотом Крыма и родной Феодосии. После Русско-турецкой войны благодаря его хлопотам в городе одним из первых был восстановлен торговый порт и проложена ветка железной дороги. Художник понимал, какое оживление в провинциальную жизнь его родного города принесет железная дорога, и в предвкушении этого события за год до того, как из Феодосии в Москву и Петербург отправились первые беспересадочные вагоны, он написал картину «Первый поезд в Феодосии».
Фрагменты большой статьи из Крымского познавательного журнала "Полуостров сокровищ", выпуск №19.