Найти в Дзене
Обо всём по-многу

Зачем была нужна узкоколейная железная дорога?

Узкоколейные железные дороги - такие дороги потихоньку уходят в история, но когда-то их было большое множество, больше скажу с них всё начиналось. Первое упоминание о железной дороге датируется аж 1556 годом. Это была узкоколейная железная дорога которая обслуживала шахты в Богемии. Она была шириной 610 мм, по ней катались вагонетки с рудой, кстати катали их вручную. Это очень повышало эффективность шахты, поэтому потихоньку все крупные горнорудные предприятия обзавелись такой фичей. В 17 веке появилась новая ступень развития. Колею расширили для применения конной тяги. И даже появились пассажирские перевозки. Кстати появились трамваи на конной тяге, о которых я уже писал в другой статье. Но наступал 19 век - век развития промышленности и автоматизации и в 1803 году английский конструктор Ричард Тревитик разработал первый в мире паровоз, это был узкоколейный паровоз который выглядел вот так. Несмотря на то что это был первый самодвижущийся состав, но нет ни единого сведенья что он ка
Фото с сайта  railway-archive.studio-petukh.ru
Фото с сайта railway-archive.studio-petukh.ru

Узкоколейные железные дороги - такие дороги потихоньку уходят в история, но когда-то их было большое множество, больше скажу с них всё начиналось.

Первое упоминание о железной дороге датируется аж 1556 годом. Это была узкоколейная железная дорога которая обслуживала шахты в Богемии. Она была шириной 610 мм, по ней катались вагонетки с рудой, кстати катали их вручную. Это очень повышало эффективность шахты, поэтому потихоньку все крупные горнорудные предприятия обзавелись такой фичей.

В 17 веке появилась новая ступень развития. Колею расширили для применения конной тяги. И даже появились пассажирские перевозки. Кстати появились трамваи на конной тяге, о которых я уже писал в другой статье.

История Трамвайчиков.
StoryAuto16 марта 2023

Но наступал 19 век - век развития промышленности и автоматизации и в 1803 году английский конструктор Ричард Тревитик разработал первый в мире паровоз, это был узкоколейный паровоз который выглядел вот так.

Фото с сайта commons.wikimedia.org
Фото с сайта commons.wikimedia.org

Несмотря на то что это был первый самодвижущийся состав, но нет ни единого сведенья что он как-то использовался.

Первый же паровоз который начали использовать по назначению появился в 1812 году и разработал его снова английский конструктор Мэтью Мюррей и назывался он "Саламанка", это в честь одной из побед Англии.

Фото с сайта wiki2.org
Фото с сайта wiki2.org

В 1865 году паровозы добрались до людей, а точнее до их перевозок. И произошло это снова в Англии.

Как дела в России?

До 1870 года в России ничего интересного связанного с ж/д не происходило, но с 1870 года в России всерьёз занялись строительством паровозов. А началось это на Людиновском заводе под Брянском для эксплуатации на ж/д сети Мальцовских заводов.

Фото с сайта ru.pinterest.com
Фото с сайта ru.pinterest.com

В конце 19 века в Российской Империи активно строили узкоколейки, но после революции темпы поубавились. В СССР взяли курс на широкие ж/д. Узкоколейные дороги всё равно были нужны. Зачем? Ну во-первых они дешевле можно было строить без насыпей, строить облегчённые мосты и узкие тоннели, во-вторых они могли проходить очень резкие повороты, ведь иногда рельеф диктовал свои правила. В третьих, не целесообразно строить дорогущую ширококолейку для того чтобы возить небольшие грузы на небольшие расстояния. В середине 20 века узкоколейки стали совсем не популярными так как не выдерживали конкуренции с обычными грузовиками.

Фото с сайта Pinterest
Фото с сайта Pinterest

Вот например вот такой творобушек который был один на линии, так как один путь. Для него строили ж/д, для него строили депо, станции. В то время как на те-же деньги можно было купить грузовиков 30 которые перевозили бы больше и быстрее. Появление дизельных локомотивов не спасло ситуацию.

Поэтому узкоколейки либо забрасывались, либо.... набирали популярность как развлечение. Ведь прикольно покататься на маленьком поезде с маленькими вагонами. Также в России сейчас работает много детских железных дорог где дети учатся работать на ж/д.

А пока всё.

#железная дорога #узкоколейка #ржд #история #паравозы #тепловозы #поезда #изобретения #инженеры