Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

Жанна Моро

«Писать о выдающейся французской актрисе Жанне Моро — значит пытаться удержать, зафиксировать что-то чрезвычайно хрупкое, неосязаемое, прихотливое.

Прихотливость в невозможности разграфления, унифицирования сложнейших, разнообразнейших ролей, сыгранных Моро за более чем тридцатилетний период работы в кинематографе.

Необычайная тонкость выразительных средств, почти ювелирное умение в полутонах передать многоцветную гамму движений женской души привлекали к Жанне Моро внимание крупнейших режиссеров западного кинематографа: Франсуа Трюффо («Жюль и Джим», «Новобрачная была в черном»), Орсона Уэллса («Процесс», «Фальстаф», «Бессмертная история»), Луи Малля («Лифт на эшафот», «Любовники», «Блуждающий огонек», «Вива, Мария!»), Микеланджело Антониони («Ночь»), Луиса Бюнюэля («Дневник горничной»), Питера Брука («Модерато кантабиле»), Жака Деми («Залив ангелов»), Джозефа Лоузи («Ева», «Мсье Клейн», «Форель»),

«Настоящий актер напоминает младенца — каждый раз должен учиться ходить заново», — сказала Жанна Моро во время своего недавнего приезда в Москву. …

Жанна Моро, пришедшая в кинематограф в 50-е годы со сценических подмостков, унаследовала демократические принципы Национального Народного театра. Не случайно она стала одной из любимых актрис режиссеров французской «новой волны».

Моро и в жизни сгусток полярного: светскость тона, вдумчивая, четко артикулируемая речь («интеллектуалка Моро!», как всегда было принято считать) — и вдруг без перехода сама открытость, непосредственность.

— Вы известны не только как актриса, но и как режиссер двух полнометражных художественных картин — «Свет» и «Девушка-подросток», а также недавно сделанной документальной ленты «Портрет Лилиан Гиш». Во французской прессе промелькнуло сообщение о вашем намерении снимать новую ленту...

— Я написала сценарий для фильма под условным названием «Портрет соблазнителя» и предложила его Мастроянни. Но поскольку Марчелло самый занятой актер в мире, мы договорились о съемках в 1990 году.

Принято считать, что женщины могут говорить только о себе, а женщины-режиссеры снимать фильмы только о женщинах. У меня возникло желание разобраться в современном мужчине, его импульсах, его взаимоотношениях с женщинами.

На экраны Парижа за последние месяцы вышло три картины с моим участием. Действие ленты Мишеля Драша «Спасайся, Лола» происходит в онкологической больнице, где лечится моя героиня. В фильме Мишеля Девиля «Ничтожество» — мрачной фантазии о природе власти, моими партнерами являются Мишель Пикколи и Фанни Ардан. В сатирической комедии Жана-Пьера Моки «Сподобившийся чуду» эксцентрически преломляется тема религиозной веры и ее эксплуатации.

Актриса много работает в кино, театре, на телевидении, записывает пластинки, вместе с режиссером и композитором Жаном-Кристофом Аверти создает музыкальное шоу. «Нельзя быть одновременно на мельнице и в печи», — гласит французская поговорка. Жанне Моро это, кажется, удается» (Осипов А. Жанна Моро: «За успех артист должен платить» Советский экран. 1988. 22: 22).