Уже в начале июля 1941 года немецкое командование решило наладить снабжение своей группы армий «Север» по морю. Для этого планировалось организовать проводку караванов через Ирбенский пролив в Рижский залив.
Первая попытка немцев
12 июля немцы на 3 эсминцах зашли в пролив разведать обстановку. Всё было спокойно. Не найдя интересных целей, с кораблей стрельнули по 315-й береговой батарее на полуострове Сырве (Сяэре). Наши, конечно, наглецов отогнали, но насторожились. Не имея в наличии разведчиков, в этот же день отправили прояснить ситуацию лётчика на истребителе.
Он обнаружил 42 вражеских транспорта, в окружении восьми военных кораблей, трёх сторожевиков и массы катеров, идущих в сторону Ирбенского пролива.
Времени практически не оставалось – по приблизительным расчётам караван должен был дойти до Риги не позже, чем через 12 часов. Организовать атаку за это время было невозможно, но необходимо.
Первыми попытку сопротивления предприняли с воздуха. Бомбардировщику удалось потопить одно крупное судно и нанести повреждения нескольким другим. При проходе через пролив своё посильное участие в бою приняла батарея с Сырве. Немцы понесли ещё несколько потерь, но продолжали упорное движение вперёд.
Безуспешно пыталась атаковать врага подводная лодка С-102, потом бомбардировщики. Ранним утром транспорт удалось обнаружить четырём торпедным катерам. До Риги врагу оставалось не больше 30 миль. Невзирая на шквальный огонь, катера сумели прорваться вперёд и потопить ещё два судна. Сами с линии огня вырвались без потерь, хотя и изрешечённые малокалиберными снарядами.
К этому времени подошли бомбардировщики. Непрерывная атака шла до полудня 13 июля. К 13.00 последние суда немецкого каравана успели обстрелять два наших эсминца. У немцев было в общем сложности потоплено 3 крупных транспорта и 25 – малых. При столь ограниченных сроках после обнаружения врага, это был несомненный успех. Промахи и недостатки организации боевых действий были учтены.
И снова немецкая неудача
18 июля воздушная разведка снова обнаружила немецкие суда, направлявшиеся к Риге. В это время наши эсминцы как раз заканчивали установку мин в Рижском заливе. Пока подходили наши корабли, бомбардировщики успели потопить 6 судов из 26. Главную роль в бою сыграл эсминец «Стерегущий» под командованием капитана 3-го ранга Евгения Збрицкого (будущего вице-адмирала). Сначала пришлось отбиваться от шести торпедных катеров противника. После неудачной попытки потопить наш корабль немцы поставили дымовую завесу на свой караван. «Стерегущему» стало легче находить цели, когда у врага подорвался на мине головной корабль, блокируя фарватер, ведущий к Риге.
Немцы застопорили ход и собрались в кучу, решая, двигаться ли вперёд. В это время «Стерегущий» быстро подошёл на минимальную дистанцию и стал расстреливать их из всех орудий. Враги попытались ретироваться, но ускользнуть мало кому удалось. Всего этот караван потерял 12 единиц и значительное число грузов.
Окончательный погром
Упорные немцы 26 июля решили попытать удачи ещё раз. Но на этот раз наши самолёты разведки обнаружили вражеский конвой ещё на дальних подступах к проливу. Шло всего два судна, но в сопровождении целых 18-ти кораблей. Стало ясно, что немцы невзирая ни на что планируют довезти этот ценных груз до своих войск.
За судами и кораблями установили постоянное наблюдение самолёта-разведчика. К мысу Колка отправили эсминец. В его задачу входило следование за караваном на некотором отдалении, чтобы наводить ударные силы.
Во втором часу дня немцы приблизились к Ирбенскому проливу. В этот момент с пристани на Сырве вышли наши торпедные катера, прикрываемые истребителями. Зная точное расположение немцев, двинулись в их сторону. Те шли в небольшом расстоянии от берега, опасаясь мин и артиллерии с суши.
Пока катера высматривали слабое место для атаки, бомбардировщики сделали своё дело. Одна из их бомб попала в транспорт, который оказался танкером и тут же превратился в огромный факел. У немцев началась паника и неразбериха. Пока они искали возможности защититься от атаки с воздуха, с моря подобрались торпедные катера. Переносить на них огонь уже не было времени. К тому же в дыму их было почти не видно. Около трёх часов дня в сторону немцев ушли торпеды. Транспорт пошёл на дно. А наши катера ушли прочь без потерь.
Это были первые попытки немцев организовать снабжение своих войск морским путём. Хотя большую часть береговой линии залива немцам удастся оккупировать, но контроль за морем Балтийский флот всё-таки удержит. Снабжение групп армий «Север» морским путём врагу наладить так и не удастся.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.