«С ранних лет будущего Мастера Словесной Игры обступал замкнутый круговой лабиринт книг - вначале пухлых томов отцовской библиотеки, которые, по его словам, "листались не читаясь", затем и многих иных. Позже он говорил, что, в некотором роде, так и не вышел из библиотеки своего детства, как Дон Кихот - из своего собрания рыцарских романов». Так пишет о Борхесе Тациана Мудрая.
Я обратилась к этой мысли о лабиринтах потому, что умерла муза великого библиотекаря. Мария Кодама Швейцер скончалась 26 марта 2023 на 87 году жизни, и появилось очень много статей не о красивом творческом союзе, а о том, кому достанется наследство Борхеса, наши СМИ погрузили читателей в лабиринты юридических прав. А не лучше ли вспомнить, почему Борхес считал свою Марию ангелом-хранителем?
Мария Кодама – аргентинская писательница и переводчик, вдова писателя была единственной владелицей его имущества. Борхес завещал Кодаме свои авторские права в 1979 году, когда она была его литературным секретарем, и затем завещал ей все свое состояние в 1985 году. Они поженились в 1986 году, незадолго до смерти Борхеса.
Будучи уже больным и практически беспомощным, он ей говорил:
«Вы не можете желать, чтобы моя агония была упакована, как спектакль».
После смерти Борхеса Мария Кодама сделала все, чтобы позорного спектакля не было. Она понимала, что жить для него означало – самому войти в книгу, соединить прожитое и прочтенное им, сотворить из них обоих, в конечном счете, некий многозначный символ. И разве тут важно, что была огромная разница в возрасте, или то, что их брак для официальных органов фиктивный (незадолго до смерти Борхеса в 1986 году Кодама оформила в Парагвае брак с писателем, хотя вопреки требованиям закона ни один из брачующихся не присутствовал на церемонии).
Во время учёбы в университете Мария слушала лекции Борхеса, потом стала его секретарем, помогала слепому писателю в переводах древнескандинавской литературы, прививала Борхесу интерес к японской культуре.
Как тот, кто возвращается с далекого луга, я вернулся из твоего объятья.
Как тот, кто возвращается из страны клинков, я вернулся из твоих слез.
После заметных проблем со зрением у Борхеса она с самоотдачей взяла на себя свою роль хранительницы покоя. И писатель все сборники стал посвящать своей музе. Восьмидесятилетний Борхес прожил несколько чудесных лет, наслаждаясь не только книгами, поэзией и идеями, но и близостью молодой, прекрасной и умной женщины, с которой он мог поговорить обо всем, что любил, и которая открыла ему, что жизнь и чувства могут волновать не меньше, чем философия Шопенгауэра или стихи Уильяма Блейка. Он никогда бы не смог написать заметки, собранные в книге, если бы не пережил волшебных моментов, о которых рассказывает «Атлас». Это диалог возлюбленных длиною в жизнь. Что же подарило Борхесу это последнее в жизни приключение? Избавление от призраков, терзавших его всю жизнь. Истинную мудрость. Истинное видение мира. Счастье обоюдного дарения. Или полноту ощущения жизни и своего предназначения, и неведомое ему прежде спокойствие.
....Я иду к моему средоточью,
к окончательной формуле,
к зеркалу и ключу.
Скоро узнаю, кто я.
«Произведения Борхеса — это симбиоз сна и разума», – говорила М. Кодама
Так зачем же нам вторгаться на территорию сна, который непостижим.
Советую прочитать:
Директор Вавилонской библиотеки и его Дама (Тациана Мудрая) / Проза.ру
Ирина Мурзак
филолог, литературовед, театровед
доцент Департамента СКД и Сценических искусств ИКИ МГПУ