Фильм «Зависть богов» был снят Владимиром Меньшовым в 2000 году. Кстати, создан он по сценарию Марины Мареевой, которая, еще и автор одноименной повести (очень неплохой, между прочим; интересующимся рекомендую).
«Зависть богов» вызвал неоднозначную реакцию у зрителей и кинокритиков. У некоторых сложилось о нем весьма положительное мнение. Ну, а другие (а таких было немало) открыто выражали претензии. В основном в адрес Веры Алентовой, сыгравшей в фильме главную роль. То обстоятельство, что актриса была старше своей героини (Алентовой на момент съемок было 58, а Соне из фильма – 44) просто не давало многим покоя. Неприятно беспокоил некоторых и сюжет. История неистового романа советской женщины (напомню, события фильма происходят в 1983г) и иностранца иными зрителями воспринялось с возмущением и непониманием. Тем более, женщина-то была уже неюная. Да и к тому же и замужняя. Это для многих и вовсе усугубляло ситуацию.
У критиков же превалировало мнение, что «Зависть богов» – это, в первую очередь, фильм о губительной силе тоталитарной системы, ее тлетворном влиянии на личность. Как мы помним, влюбленные расстаются навсегда: Андре высылают из Советского Союза, и «железный занавес», смыкаясь за ним, не оставляет надежды на будущую встречу.
Однако пересмотрев фильм сегодня, становится совершенно ясно, что он совсем не об этом.
Так о чем же?
Говорят, разгадка таится чаще всего в названии.
«Зависть богов» – бесспорный отсыл к античной эпохе. Кажется, где-то у Геродота сказано, что боги не любят счастливых. А в фильме главная героиня говорит:
«Между прочим, древние римляне даже сами себе не позволяли признаться, что они счастливы, они боялись вызвать зависть богов. Боги не прощают и наказывают людей, которые хотят хоть в чем-то сравниться с ними».
Все может быть… Но мне видится еще и другое.
Известно такое старинное выражение: «Спаси нас, Боже, от чумы и от любви». Мудрые люди все-таки жили в былые времена. И под любовью подразумевали вовсе не устоявшиеся супружеские отношения, а беззаконную вакханалию страсти. Потому и понимали, что попав под «колеса любви» (слова из старой песни одной рок- группы 80-х), человек редко остается жив-цел-здоров. А мы-то эту самую любовь идеализируем, умиляемся ею, посвящаем ей песни и стихи.
Так вот фильм «Зависть богов» как раз об этом. О человеке, который попал в чуму. В страшную беду. И этого человека играет Вера Алентова.
Я, вообще, считаю, что это лучшая роль Алентовой. Именно в «Зависти богов» она раскрыла, наконец, свой актерский потенциал, вышла из-под власти назойливого амплуа сильной, все преодолевающей дамы, прочной и невозмутимой, как скала. С этаким мужским стержнем в характере. По сути, таковы ее героини в фильмах «Москва слезам не верит», «Время желаний».
А Соня из «Зависти богов» другая. Она – очень женщина. Она – очень слабая.
Вере Алентовой удалось убедительно, талантливо показать развитие образа. В начале ее героиня пребывает в спокойствии размеренной жизни: привычная работа редактора на телевидении, благополучная семья с любящим, преуспевающим мужем. И вдруг ее как будто вихрем срывает и уносит в иное измерение. Где царствует беззаконное право страсти…
Актриса показывает, как вначале ее героиня пытается сопротивляться невероятному обаянию француза-переводчика Андре (Анатолий Лобоцкий необыкновенно хорош и убедителен в этой роли). Но сопротивляться чувствам очень трудно. И вот Соня уже кидается с головой, как в омут, в запретный роман. Подчиняется древнему, как мир, закону телесного и душевного притяжения. Открывает для себя новые, немыслимые горизонты страсти…
И все же язык не поворачивается назвать Соню блудницей. Ведь и мужа она любит, и сына, и семьей дорожит. Да и не производит она впечатление человека, который привык лгать и изворачиваться. Видно по ней, насколько ей трудно и больно притворяться, прятаться.
А вот ее состояние в течении тех нескольких дней, что длился ее бурный роман, иначе как болезнью, наваждением назвать трудно.
Алентова играет не любовь, которая окрыляет, дарит силы, делает человека выше, благородней и лучше. Нет! Актриса демонстрирует нам любовное помешательство. Страх, одержимость, патологию. В точности как у героя Стефана Цвейга из повести «Амок».
Именно поэтому в финале, лишившись возлюбленного, запутавшись в себе, Соня, как Анна Каренина, идет под поезд. От безысходности. И в этом мало прекрасного и романтичного. Скорее, это очень страшно. Хотя, как мы помним, Соню и спасают стрелочницы. И она продолжит жить. Вот только как?
Пишите в комментариях свои мнения.
Чтобы не пропустить новые статьи, подписывайтесь на мой канал "Любопытная Варвара"
*Все фото из Яндекс.Картинки