Василий Павлович Аксёнов (1932-2009) завершил свой роман «Ожог» в 1975 году. Писал «в стол», даже не собираясь предлагать отечественным издательствам и журналам. И не только в силу очевидного антисоветизма романа. К началу семидесятых у Аксёнова окончательно сформировалось мнение о русской прозе, которое и сегодня звучит оглушительно резко.
Роман «Ожог» это сложный бессвязный сюжет, текст, написанный корявым языком (как у Достоевского), описание секса на грани порнографии, выдох героев, существующих в тоталитарном государстве и мечтающих о свободе. Только будет ли вдох, провидчески задает вопрос Аксёнов.
Рваное действие – Москва и Ленинград 50-60-х годов, Магадан сталинских времен, читать трудно, иногда невыносимо, бросаешь к чертовой матери этот роман, но через несколько дней почему-то тянет продолжить читать.
Авторское повествование порой напоминает бред сумасшедшего, с постоянными скачками от первого лица к третьему. Но это и есть punk (в буквальном переводе – грязь), слово, еще не ставшее в 1975 году обиходным, но точно отразившим суть задачи. Задачи искать смысл в подтексте, вместе, а лучше вместо автора, понимать происходящие события и поступки героев. Роман «Ожог» - бурлящее море жизни, в которое Аксёнов бросает читателя, и плывите дальше как сможете, чуваки.
Кажется, Томасу Манну принадлежат слова: «Чем писатель буржуазный отличается от писателя андеграундного? Писатель буржуазный приходит домой, ужинает, шлепает по попке жену и садиться писать андеграундные тексты. Иногда получается. А писатель андеграундный андеграундом и живет».
Это про Аксёнова и роман «Ожог».
P.S. Василий Павлович Аксёнов умирал долго и трудно, два года провел в коме. Вероятно, высшие силы, охраняющие русскую литературу, ему роман «Ожог» поминали.
А вот первая статья: