От редакции: сегодня полная версия статьи Дмитрия Моисеева про обоюдоострый меч Ханьской империи (汉朝 Hàn cháo, 206 до н. э. - 220 н. э.), империи, просуществовавшей дольше других в китайской истории и ставшей образцом для последующих правлений.
В рамках нашего повествования про дао времен Тан, читатели спрашивают про важный момент развития китайского холодного оружия - переход от обоюдоострого меча-цзянь к однолезвийному дао. Поэтому сегодня пару слов про цзянь в годы Хань (206 до н.э. - 220 н.э.).
Хотя ханьцы унаследовали систему первой китайской Империи Цинь (221-206 до н. э.), а первые железные мечи были обнаружены ещё в археологических памятниках в периодов Вёсны и Осени (771-476 до н.э.) и Сражающихся царств (403-256 до н. э.), железные мечи-цзянь именно империи Хань можно рассматривать как важный символ окончательного вступления китайского производства оружия в Железный век, и - большой востребованности именно мечей-цзянь.
Поэтому сегодня попробуем разобраться - что такое настоящий ханьский меч?
В конце империи Хань железные мечи полностью заменили бронзовые. В этом важную роль в этом сыграли легистские идеи централизованного государственного управления. Например, концепция стандартизации и централизации изготовления вооружения и доспехов, заимствованные с Империи Цинь (221-206 до н. э.).
Понимая важность для государства развития железных промыслов и ремесленных производств, правительство империи Хань делает добычу, переработку и изготовление железа государственной монополией. Воссоздаются специальные департаменты (铁官 tiěguān), управляющие железными рудниками и железоделательными мастерскими. Производство оружия и, в частности, мечей становится на поток.
Хотя найдены обоюдоострые мечи времен Хань тоже с относительно длинной рукоятью как для двуручных длинных мечей, удерживаемых обеими руками, на самом деле среди ханьских цзяней было значительно больше одноручных мечей.
Существует популярная ошибка, основанная на подобии с последующими двуручными дао, что именно двуручниками смогли победить конных кочевников хунну.
Однако это не так.
Кроме, казалось бы естественных изменений длины и ширины клинка меча цзянь, постепенно изменяется его сечение, постепенно приходя к тому, что известно нам сейчас.
Интересно, что большинство раскопанных восьмигранных мечей в сечении - это бронзовые мечи.
Была в то время поговорка:
Восьмигранный меч лучше пробивает броню
八面剑更利于破甲
Bā miàn jiàn gèng lìyú pò jiǎ
Вероятно, это связано с упругими свойствами бронзы как материала для оружия и использования различных составов для хрупкой режущей кромки или для основного тела меча.
С другой стороны, конструкция относительно толстого восьмигранного меча будет прочнее и с меньшей вероятностью сломается. Этот вопрос непростой, его разбирали в отдельной статье по бронзовому оружию. Китайцы в ту пору активно экспериментировали с биметаллическим оружием, которого до нас сохранилось куда больше, чем железного, подверженного естественной коррозии.
Но с развитием китайской металлургии, вечное противостояние доспехи-оружие тоже выходит на новый уровень: сильно популярные ранее с периода Вёсны и Осени до династии Цинь кожаные пластинчатые доспехи начинает уверенно вытеснять металлическая броня.
Вероятно, такое развитие защитного снаряжения делает восьмигранные клинки менее эффективными при дороговизне и сложности изготовления, и их окончательно вытесняют привычные нам с ромбовидным сечением.
Другой важный конструктивный момент, о котором часто спрашивают читатели, это возникновение долов на клинке, которые позволяли облегчать сам клинок и влиять на баланс оружия.
Это могло оказать решающее значение для маневренности длинного меча-цзянь.
Кроме того, с развитием металлургии долы позволяли уменьшать количество используемого материала на 20-30% при сохранении прочности клинка.
Так же есть мнение, что они нужны были для выравнивания температур на длинном клинке, но тут лучше к спецам по металлургии.
Так вот, на данный момент оружия времен Хань с долами еще не найдено.
Хотя реплики якобы оружия времен Хань с таким конструктивным элементом можно приобрести на китайском рынке.
Хотя во времена династии Хань было обнаружено много подобных железных мечей-цзянь, они не были основным снаряжением армии с середины династии Хань, что во многом определяло их форму и тактику использования.
В скором времени однолезвийный меч с кольцевым навершием (环首刀 Huánshǒudāo) окончательно заменил меч-цзянь в китайской армии.
Основные составляющие элементы ханьского меча цзянь
Если клинок - кость и плоть ханьского меча, то экипировка - одежда ханьского меча.
如果说剑条是汉剑的骨肉
那么装具就是汉剑的衣服
Rúguǒ shuō jiàn tiáo shì hàn jiàn de gǔròu
Nàme zhuāngjù jiùshì hàn jiàn de yīfú
Сейчас разберем, из каких основных элементов состоял ханьский цзянь. Лексика эта не самая известная, а интерес к изучению китайского языка постоянно растет - мир в наши дни стремительно меняется.
И начнем мы с наименее знакомого широким массам.
Если отойти от всем известных компонентов, то для ханьского меча обычно выделяют несколько уникальных элементов конструкции:
- рукоять (柄 bǐng);
- навершие (首 shǒu);
- оплетка рукояти (缑 gōu);
- гарда (格 gé).
Уникальность не означает отсутствие таких же конструктивных элементов на мечах последующих эпох. Просто они своеобразны, и это позволяет достаточно четко идентифицировать их исторический период.
И если вы думаете, что на этом заканчиваются элементы конструкции цзянь, то сильно ошибаетесь! Это лишь компоненты, образующие рукоять. С них только всё начинается...
Если быть академически корректным, то надо упомянуть: в древности рукоять цзяней называли цзя (铗 jiá), и она конструктивно отличалась от рассматриваемого варианта.
Рукоять ханьского железного цзянь изготавливалась из двух деревянных накладок с канавкой, скреплённых между собой клеем и заклепками с клинком, затем она обычно обматывалась снаружи веревкой.
Элемент на верхней части рукояти вполне логично называется навершием меча ( 剑首 jiànshǒu).
В зависимости от типа используемого навершия (首 shǒu), рукоять выполнялась различной формы.
Например, "вогнутая" ("эргономичная") рукоять чаще всего сочетается с навершием в форме диска, а вот "прямая" рукоять может сочетаться с навершием в форме диска или с "колпачком".
Соединение между рукоятью и гардой меча также изготавливалась по разному - в зависимости от используемой гарды меча. Например, это обычно хорошо передается парой иероглифов (凹 āo и 凸 tú), где первый относится к гарде, а второй - к рукояти.
При попадании золотого расплава в теплую воду будут образовываться золотые шарики разного размера. Затем такие золотые бусины обычно наваривали на золотую и серебряную фурнитуру для украшения, причем не только оружия, но и других предметов домашнего обихода.
Другой способ - нагреть золотую крошку на древесном угле. Когда она расплавится, получим "капельки росы" или золотые шарики.
Затем бусинки обычно использовали вместе с инкрустацией плетением. Такое украшение появилось во времена династии Хань и стало очень популярно во времена династии Тан.
Рукоятка меча цзянь как произведение искусства эпохи Хань
среди коллег по ушу я часто сталкиваюсь с некоторым непониманием важности удобства и эргономичности рукоятки меча для фехтовальщика. И с другой стороны - камрады из практической стрельбы, что непрерывно совершенствуются в своём навыке, очень много вкладываются в то, чтобы сделать свой рабочий инструмент максимально удобным для себя, и чтобы это удобство сохранялось в разных жизненных ситуация, повышая шансы на выживание в экстренной ситуации.
В общем, как всегда практика - критерий истинности. Это надо хорошо понимать, когда рассматриваем древне китайское оружие, и многообразие вариантов "тюнинга" рукоятки ханьского цзянь.
Кроме того, возникла такая рукоять ханьского цзянь не на пустом месте: этот тип рукояти происходит от бронзового меча-цзянь Восточной Чжоу (770-255 до н.э.) и железного меча царства Чу (209-202 до н.э.), переходного периода после смерти Цинь Шихуан-ди до окончательного установления империи Хань, смутное время в китайской истории, когда воевали все со всеми. Это позитивно влияло на развитие военной мысли. :)
Казалось бы что такого, сделать деревянные накладки на рукоятку? Но если мы рассмотрим дошедшие до нас рукоятки, то увидим - они такие разные! Если рассматривать сечение рукояти, то некоторые из них будут похожи на эллипс, некоторые близки скорее к закругленному ромбу, а некоторые вообще прямоугольные.
Некоторые рукояти меча вогнутые. На других её форма постепенно меняется. Это очень эргономично, и сделано для того, чтобы владелец меча мог эффективно использовать свою силу при нанесении удара, уколе или рубке.
Хороший меч сегодня похож на теннисную ракетку топового спортсмена, обеспечивающую отличное управление с комфортным ощущением. Ханьские рукоятки мечей - это тонкие и по своему гениальные конструкции.
Такое технологическое решение использовали с давних времен, обматывая рукояти веревкой, чтобы избежать, к примеру, выскальзывания клинка. Дешевые мечи низкого уровня использовали низкокачественные растительные волокна для плетения оплетки для рукояти, а лучшие применяли дорогой шелк.
Стиль плетения достаточно однообразен от династии Восточная Чжоу до династии Хань, включая рукоятки мечей-дао с кольцевым навершием.
Обычно для создания оплёточной веревки использовали плетение в три или пять прядей (三股五股 Sāngǔ wǔgǔ), чтобы получить наиболее распространенное плетение, которое у нас могут назвать "ёлочкой" (人字绳 rénzì shéng), в оригинале оно основано на форме иероглифа "человек" (人 rén).
Такой вид плетения представляет собой, в основном, плоскую веревку, которая может быть широкой или узкой в зависимости от необходимости.
Еще один интересный момент заключается в том, что эти оплетки были цветными. Это можно узнать из росписи на терракотовых фигурках. Как минимум мы знаем, что использовались веревки черного, красного цвета, ну и некрашеные, натурального цвета.
Если судить по одежде той эпохи, которые на самом деле были очень насыщенными и яркими, так что вполне вероятно, что веревки для оплетки использовались большего количества всяческой расцветки.
С изготовлением веревки вроде разобрались.
Поговорим про собственно оплетку рукояти. Благодаря археологии выявлено довольно много методов обертывания веревки для ханьских мечей-цзянь.
Самый простой из них - это плоская обмотка.
Обычно одна веревка может быть использована для обмотки рукояти от начала до конца. Многие дошедшие до нас мечи демонстрируют именно этот метод обмотки.
Однако в некоторых случаях использовались более сложные методы намотки. Например, для создания вогнуто-выпуклой структуры рукояти, для лучшего предотвращения скольжения, или для улучшения эргономики и ощущения комфортности оружия в руки. Ну и никто не отменял показушности, и были виды оплётки для более богатых визуальных эффектов.
Другой пример двойного плетения есть не только на клинках, но и на фигурках из захоронений.
Другой вариант двойного плетения представляется гораздо более удобным в эксплуатации.
В общем, вариантов, как видите было на любой вкус и цвет!
Дальнейшая эволюция гарды как защиты кисти руки от оружия противника
А сейчас поговорим про то, как затем развивалась защита кисти руки на цзяне. Вопрос довольно интересный и не самый простой!
Китайское оружие, в принципе, и сейчас использует слабо развитую защиту кисти руки, а на самом раннем китайском оружии подобной защиты вообще не существовало.
Защита стала появляться по мере развития металлургии, оружия и, конечно же, более менее продвинутой техники фехтования и понимания необходимости более удобного и безопасного парирования атаки противника.
Далее развитие клинкового оружия уже пошло по пути экспериментов с однолезвийным клинком. Но об этом - в другой раз!
Сейчас поговорим немного о другом.
Для понимания развития защитной гарды необходимо упомянуть, что вычурное, "цветочное фехтование", осуждалось еще с самых древних времен.
Идея одного внезапного мощного удара, сразу решающего исход боя, восходит к идеям школы военной философии бинцзя (兵家 bīngjiā), одним из основателей которой считается известный многим Сунь Цзы (孙子 sūnzi, 545 - 470 до н.э.).
Сунь Цзы говорил о скрытом «первом мгновении» движения, благодаря которому воин, постигший самодостаточность несотворенной воли, способен опережать своего противника. Именно об этом известная концепция:
«Он не двигается, и я не двигаюсь.
Он сдвинулся, а я двигаюсь прежде него».
Таким образом кажущееся не-деяние и уклонение от внешней конфронтации способно обернуться одним смертельным ударом. Именно отсюда берет свое начало знаменитая концепция восточных боевых искусств:
«Одним ударом - наповал!»
При таком подходе в итоге в Поднебесной развивалось наступательное рубящее личное клинковое оружие без особого акцента на применение оборонительной тактики и изощрённых приемов профессионального фехтования, как это позже произошло на Западе.
Вместо обоюдоострого клинка цзянь на смену приходит однолезвийный дао и... четырёхгранный прут на рукояти с круглой гардой, известный как ханьский цзянь (汉锏 hàn jiǎn).
Кстати, изготавливая это ударно-дробящее оружие, мастера первоначально копируют гарды у меча Наньюэ Ванюйцзянь (南越王玉剑 nányuè wángyùjiàn), она будет на фото ниже. Причем древним мастерам приходилось решать непростую проблему - ударно-дробящий цзянь совсем не плоский, как обоюдоострый. Значит гарду и прочие элементы надо было адаптировать.
Но вернемся к отделке рукояти мечей. Большинство гард для мечей эпох Восточная Чжоу (770-255 до н.э.), Цинь (221-206 до н.э.) и Хань (206 до н. э.-220 н.э.) были отлиты из бронзы. При этом большинство гард уже ханьских мечей были простыми, без каких-либо украшений. Как в современном минималистском стиле.
Тогда уже хорошо понимали, что так называемая элегантность - бесполезна в бою.
Однако среди находок есть и нередкие исключения, оружие носили военачальники и знать, подчеркивая богатым оружием свой статус.
Китайское правительство внесло этот меч в список китайских культурных реликвий, запрещённых к экспонированию за границей. Поэтому теперь его можно увидеть лишь в Музее провинции Хэбэй.
Но перейдем у уникальным примерам.
Вообще, есть ещё один интересный момент с такими нарядными гардами. Как говорили ранее, их также делали нефрита, который довольно хрупок, поэтому он должен быть немного толще, чем бронзовый. Но затем китайские мастера копировали такой стиль известных и дорогих мечей, делая довольно громоздкие, тяжелые и скорее всего неудобные бронзовые гарды, влиявшие на баланс клинка.
На сегодня пока всё.
Кстати. Мы так долго и подробно разбираем этот исторический период по причине многих фундаментальных изменений, которые произошли тогда в развитии вооружения и доспехов.
Так что подписывайтесь на наш канал, делайте перепосты и ставьте лайки, а мы будем радовать вас интересными материалам.
Всем хороших тренировок!
Дм. Моисеев, СПб