Найти в Дзене
Секреты Старого Китая

Обоюдоострый меч цзянь как произведение искусства времен империи Хань

Оглавление

От редакции: сегодня полная версия статьи Дмитрия Моисеева про обоюдоострый меч Ханьской империи (汉朝 Hàn cháo, 206 до н. э. - 220 н. э.), империи, просуществовавшей дольше других в китайской истории и ставшей образцом для последующих правлений.

Современная реплика Лунцюаньцзянь.
Современная реплика Лунцюаньцзянь.

В рамках нашего повествования про дао времен Тан, читатели спрашивают про важный момент развития китайского холодного оружия - переход от обоюдоострого меча-цзянь к однолезвийному дао. Поэтому сегодня пару слов про цзянь в годы Хань (206 до н.э. - 220 н.э.).

Железный меч-цзянь династии Хань в основном следовал стилю времен Сражающихся царств.
Железный меч-цзянь династии Хань в основном следовал стилю времен Сражающихся царств.

Хотя ханьцы унаследовали систему первой китайской Империи Цинь (221-206 до н. э.), а первые железные мечи были обнаружены ещё в археологических памятниках в периодов Вёсны и Осени (771-476 до н.э.) и Сражающихся царств (403-256 до н. э.), железные мечи-цзянь именно империи Хань можно рассматривать как важный символ окончательного вступления китайского производства оружия в Железный век, и - большой востребованности именно мечей-цзянь.

Поэтому сегодня попробуем разобраться - что такое настоящий ханьский меч?

Переход от бронзового к железному оружию содержал важные технологические перемены, повлиявшие на структуру, вес и форму оружия. бронзовые мечи-цзянь отливали, поэтому было возможно сделать их необычную рукоять с "кольцами". В предыдущих статьях рассказывали, что такую рукоять обкладывали хлопком и обматывали шелковой нитью. Но железные мечи - выковывали, и от такой рукояти пришлось отказаться.
Переход от бронзового к железному оружию содержал важные технологические перемены, повлиявшие на структуру, вес и форму оружия. бронзовые мечи-цзянь отливали, поэтому было возможно сделать их необычную рукоять с "кольцами". В предыдущих статьях рассказывали, что такую рукоять обкладывали хлопком и обматывали шелковой нитью. Но железные мечи - выковывали, и от такой рукояти пришлось отказаться.

В конце империи Хань железные мечи полностью заменили бронзовые. В этом важную роль в этом сыграли легистские идеи централизованного государственного управления. Например, концепция стандартизации и централизации изготовления вооружения и доспехов, заимствованные с Империи Цинь (221-206 до н. э.).

Археологические находки позволяют изучить цзянь той поры.
Археологические находки позволяют изучить цзянь той поры.

Понимая важность для государства развития железных промыслов и ремесленных производств, правительство империи Хань делает добычу, переработку и изготовление железа государственной монополией. Воссоздаются специальные департаменты (铁官 tiěguān), управляющие железными рудниками и железоделательными мастерскими. Производство оружия и, в частности, мечей становится на поток.

Кованный ханьский железный цзянь с совершенно другим хвостовиком под рукоять. Острие меча становится острее, сам клинок становится более длинным и узким, тем самым улучшаются его реальные боевые характеристики. Так цзянь становится важным оружием того времени.
Кованный ханьский железный цзянь с совершенно другим хвостовиком под рукоять. Острие меча становится острее, сам клинок становится более длинным и узким, тем самым улучшаются его реальные боевые характеристики. Так цзянь становится важным оружием того времени.
Клинок при этом достаточно гибкий и упругий.
Клинок при этом достаточно гибкий и упругий.

Хотя найдены обоюдоострые мечи времен Хань тоже с относительно длинной рукоятью как для двуручных длинных мечей, удерживаемых обеими руками, на самом деле среди ханьских цзяней было значительно больше одноручных мечей.

Ещё один пример меча из археологических раскопок.
Ещё один пример меча из археологических раскопок.

Существует популярная ошибка, основанная на подобии с последующими двуручными дао, что именно двуручниками смогли победить конных кочевников хунну.

Однако это не так.

Несмотря на свою, казалось бы, внушительную длину, ханьский цзянь - одноручное оружие обычно около 80-110 см.
Несмотря на свою, казалось бы, внушительную длину, ханьский цзянь - одноручное оружие обычно около 80-110 см.

Кроме, казалось бы естественных изменений длины и ширины клинка меча цзянь, постепенно изменяется его сечение, постепенно приходя к тому, что известно нам сейчас.

Для ханьского цзянь вполне типично сечение в виде ромба, однако в музее Шанхая можно увидеть шестигранный ханьский меч, наиболее хорошо сохранившийся из найденных до сих пор.
Для ханьского цзянь вполне типично сечение в виде ромба, однако в музее Шанхая можно увидеть шестигранный ханьский меч, наиболее хорошо сохранившийся из найденных до сих пор.

Интересно, что большинство раскопанных восьмигранных мечей в сечении - это бронзовые мечи.

Была в то время поговорка:

Восьмигранный меч лучше пробивает броню
八面剑更利于破甲
Bā miàn jiàn gèng lìyú pò jiǎ

Вероятно, это связано с упругими свойствами бронзы как материала для оружия и использования различных составов для хрупкой режущей кромки или для основного тела меча.

На картинке бронзовая фигурка из мавзолея Цинь. Этот способ не отличается от способа ношения мечей на картинах династии Хань.
На картинке бронзовая фигурка из мавзолея Цинь. Этот способ не отличается от способа ношения мечей на картинах династии Хань.

С другой стороны, конструкция относительно толстого восьмигранного меча будет прочнее и с меньшей вероятностью сломается. Этот вопрос непростой, его разбирали в отдельной статье по бронзовому оружию. Китайцы в ту пору активно экспериментировали с биметаллическим оружием, которого до нас сохранилось куда больше, чем железного, подверженного естественной коррозии.

Гарда ханьского цзянь.
Гарда ханьского цзянь.

Но с развитием китайской металлургии, вечное противостояние доспехи-оружие тоже выходит на новый уровень: сильно популярные ранее с периода Вёсны и Осени до династии Цинь кожаные пластинчатые доспехи начинает уверенно вытеснять металлическая броня.

Вероятно, такое развитие защитного снаряжения делает восьмигранные клинки менее эффективными при дороговизне и сложности изготовления, и их окончательно вытесняют привычные нам с ромбовидным сечением.

Современная реплика меча лунцюань с восьмигранным сечением. Железный цзянь не такой хрупкий, как бронзовый, поэтому не было особой необходимости делать их более дорогой конструкции с восьмигранным сечением. Ведь восьмигранный меч тяжелее, чем четырехгранный, и есть мнение, что у него будет менее острая режущая кромка.
Современная реплика меча лунцюань с восьмигранным сечением. Железный цзянь не такой хрупкий, как бронзовый, поэтому не было особой необходимости делать их более дорогой конструкции с восьмигранным сечением. Ведь восьмигранный меч тяжелее, чем четырехгранный, и есть мнение, что у него будет менее острая режущая кромка.

Другой важный конструктивный момент, о котором часто спрашивают читатели, это возникновение долов на клинке, которые позволяли облегчать сам клинок и влиять на баланс оружия.

Это могло оказать решающее значение для маневренности длинного меча-цзянь.

Коллекционеры удаляют ржавчину и шлифуют лезвие, что позволяет нам увидеть клинок древнего меча тысячелетней давности
Коллекционеры удаляют ржавчину и шлифуют лезвие, что позволяет нам увидеть клинок древнего меча тысячелетней давности

Кроме того, с развитием металлургии долы позволяли уменьшать количество используемого материала на 20-30% при сохранении прочности клинка.

Так же есть мнение, что они нужны были для выравнивания температур на длинном клинке, но тут лучше к спецам по металлургии.

Ромбовидная нижняя часть эфеса (镡 xín) сильно отличается от потомков, как дао, так и цзянь. О составляющих элементах меча поговорим завтра в отдельной статье.
Ромбовидная нижняя часть эфеса (镡 xín) сильно отличается от потомков, как дао, так и цзянь. О составляющих элементах меча поговорим завтра в отдельной статье.

Так вот, на данный момент оружия времен Хань с долами еще не найдено.

Хотя реплики якобы оружия времен Хань с таким конструктивным элементом можно приобрести на китайском рынке.

Цевьё клинка достаточно небольшое и узкое, что непривычно и полностью отличается от европейского аналогичного оружия. Здесь совершенно другая манера боя, которая отличается от привычной западному фехтовальщику. Дошедшие источники позволяют предполагать, что такие мечи редко использовались для блокирования атак. В основном это было концептуально атакующее оружие, когда защита относительно менее важна.
Цевьё клинка достаточно небольшое и узкое, что непривычно и полностью отличается от европейского аналогичного оружия. Здесь совершенно другая манера боя, которая отличается от привычной западному фехтовальщику. Дошедшие источники позволяют предполагать, что такие мечи редко использовались для блокирования атак. В основном это было концептуально атакующее оружие, когда защита относительно менее важна.

Хотя во времена династии Хань было обнаружено много подобных железных мечей-цзянь, они не были основным снаряжением армии с середины династии Хань, что во многом определяло их форму и тактику использования.

В скором времени однолезвийный меч с кольцевым навершием (环首刀 Huánshǒudāo) окончательно заменил меч-цзянь в китайской армии.

Основные составляющие элементы ханьского меча цзянь

Если клинок - кость и плоть ханьского меча, то экипировка - одежда ханьского меча.
如果说剑条是汉剑的骨肉
那么装具就是汉剑的衣服
Rúguǒ shuō jiàn tiáo shì hàn jiàn de gǔròu
Nàme zhuāngjù jiùshì hàn jiàn de yīfú
Современная реконструкция цзянь с ножнами.
Современная реконструкция цзянь с ножнами.

Сейчас разберем, из каких основных элементов состоял ханьский цзянь. Лексика эта не самая известная, а интерес к изучению китайского языка постоянно растет - мир в наши дни стремительно меняется.

Как известно, та часть, которую держит человек, называется эфесом (剑柄 jiànbǐng), а та, что удерживает клинок, ножнами (剑鞘 jiànqiào). Постепенно постараемся разобрать все компоненты. Это пригодится всем, кто интересуется как древним, так и современным китайским холодным оружием.
Как известно, та часть, которую держит человек, называется эфесом (剑柄 jiànbǐng), а та, что удерживает клинок, ножнами (剑鞘 jiànqiào). Постепенно постараемся разобрать все компоненты. Это пригодится всем, кто интересуется как древним, так и современным китайским холодным оружием.

И начнем мы с наименее знакомого широким массам.

Если отойти от всем известных компонентов, то для ханьского меча обычно выделяют несколько уникальных элементов конструкции:

  • рукоять (柄 bǐng);
  • навершие (首 shǒu);
  • оплетка рукояти (缑 gōu);
  • гарда (格 gé).

Уникальность не означает отсутствие таких же конструктивных элементов на мечах последующих эпох. Просто они своеобразны, и это позволяет достаточно четко идентифицировать их исторический период.

И если вы думаете, что на этом заканчиваются элементы конструкции цзянь, то сильно ошибаетесь! Это лишь компоненты, образующие рукоять. С них только всё начинается...

Примеры ханьских цзянь из археологических отчетов. Здесь хорошо видны различия в конструкции рукояти разных мечай.
Примеры ханьских цзянь из археологических отчетов. Здесь хорошо видны различия в конструкции рукояти разных мечай.

Если быть академически корректным, то надо упомянуть: в древности рукоять цзяней называли цзя (铗 jiá), и она конструктивно отличалась от рассматриваемого варианта.

Рукоять ханьского железного цзянь изготавливалась из двух деревянных накладок с канавкой, скреплённых между собой клеем и заклепками с клинком, затем она обычно обматывалась снаружи веревкой.

Рукоять с сохранившейся деревянной накладкой.
Рукоять с сохранившейся деревянной накладкой.

Элемент на верхней части рукояти вполне логично называется навершием меча ( 剑首 jiànshǒu).

В зависимости от типа используемого навершия (首 shǒu), рукоять выполнялась различной формы.

Например, "вогнутая" ("эргономичная") рукоять чаще всего сочетается с навершием в форме диска, а вот "прямая" рукоять может сочетаться с навершием в форме диска или с "колпачком".

Рукоять с навершием (首 shǒu) в форме диска, сохранился крепежный штырь.
Рукоять с навершием (首 shǒu) в форме диска, сохранился крепежный штырь.
Рукоять с навершием  (首 shǒu) и оплеткой рукояти (缑 gōu) на реконструированном цзянь.
Рукоять с навершием (首 shǒu) и оплеткой рукояти (缑 gōu) на реконструированном цзянь.
Тема оплетки рукояти (缑 gōu) настолько обширная, что придется вынести её в отдельный текст.
Тема оплетки рукояти (缑 gōu) настолько обширная, что придется вынести её в отдельный текст.

Соединение между рукоятью и гардой меча также изготавливалась по разному - в зависимости от используемой гарды меча. Например, это обычно хорошо передается парой иероглифов (凹 āo и 凸 tú), где первый относится к гарде, а второй - к рукояти.

Примеры двух типов гард, со впадиной  (凹 āo) и прямой - "как иероглиф единица" (一 yī).
Примеры двух типов гард, со впадиной (凹 āo) и прямой - "как иероглиф единица" (一 yī).
Другие примеры гард на ханьских мечах. На центральных образцах видны очень своеобразные золотые украшения в форме капелек (炸珠 zhà zhū).
Другие примеры гард на ханьских мечах. На центральных образцах видны очень своеобразные золотые украшения в форме капелек (炸珠 zhà zhū).
Использовались вот такие золотые украшения в форме капелек (炸珠 zhà zhū), возникшие в эпоху Восточная Хань.
Использовались вот такие золотые украшения в форме капелек (炸珠 zhà zhū), возникшие в эпоху Восточная Хань.

При попадании золотого расплава в теплую воду будут образовываться золотые шарики разного размера. Затем такие золотые бусины обычно наваривали на золотую и серебряную фурнитуру для украшения, причем не только оружия, но и других предметов домашнего обихода.

Другой способ - нагреть золотую крошку на древесном угле. Когда она расплавится, получим "капельки росы" или золотые шарики.

Затем бусинки обычно использовали вместе с инкрустацией плетением. Такое украшение появилось во времена династии Хань и стало очень популярно во времена династии Тан.

Элементы фурнитуры ханьского цзянь. Гарда из нефрита не отличается от своих металлических собратьев.
Элементы фурнитуры ханьского цзянь. Гарда из нефрита не отличается от своих металлических собратьев.
 Гарда (格 gé) со впадиной (凹 āo) на современной реконструкции ханьского меча.
Гарда (格 gé) со впадиной (凹 āo) на современной реконструкции ханьского меча.

Рукоятка меча цзянь как произведение искусства эпохи Хань

-28

среди коллег по ушу я часто сталкиваюсь с некоторым непониманием важности удобства и эргономичности рукоятки меча для фехтовальщика. И с другой стороны - камрады из практической стрельбы, что непрерывно совершенствуются в своём навыке, очень много вкладываются в то, чтобы сделать свой рабочий инструмент максимально удобным для себя, и чтобы это удобство сохранялось в разных жизненных ситуация, повышая шансы на выживание в экстренной ситуации.

Ханьский цзянь.
Ханьский цзянь.

В общем, как всегда практика - критерий истинности. Это надо хорошо понимать, когда рассматриваем древне китайское оружие, и многообразие вариантов "тюнинга" рукоятки ханьского цзянь.

Рукоять ханьского цзянь.
Рукоять ханьского цзянь.

Кроме того, возникла такая рукоять ханьского цзянь не на пустом месте: этот тип рукояти происходит от бронзового меча-цзянь Восточной Чжоу (770-255 до н.э.) и железного меча царства Чу (209-202 до н.э.), переходного периода после смерти Цинь Шихуан-ди до окончательного установления империи Хань, смутное время в китайской истории, когда воевали все со всеми. Это позитивно влияло на развитие военной мысли. :)

Бронзовый меч эпохи Чжоу.
Бронзовый меч эпохи Чжоу.

Казалось бы что такого, сделать деревянные накладки на рукоятку? Но если мы рассмотрим дошедшие до нас рукоятки, то увидим - они такие разные! Если рассматривать сечение рукояти, то некоторые из них будут похожи на эллипс, некоторые близки скорее к закругленному ромбу, а некоторые вообще прямоугольные.

Поперечное сечение готовой рукояти - это совсем не идеальный круг. По крайней мере, не встречается круглое сечение от начала до конца. Кроме того, поперечное сечение рукояти может изменяться от навершия к гарде.
Поперечное сечение готовой рукояти - это совсем не идеальный круг. По крайней мере, не встречается круглое сечение от начала до конца. Кроме того, поперечное сечение рукояти может изменяться от навершия к гарде.
В целом толщина сторон рукояти варьируется в зависимости от размеров гарды и навершия, что вполне логично.
В целом толщина сторон рукояти варьируется в зависимости от размеров гарды и навершия, что вполне логично.
Описание конструкции рукояти ханьского цзянь, с указанием длины и ширины.
Описание конструкции рукояти ханьского цзянь, с указанием длины и ширины.

Некоторые рукояти меча вогнутые. На других её форма постепенно меняется. Это очень эргономично, и сделано для того, чтобы владелец меча мог эффективно использовать свою силу при нанесении удара, уколе или рубке.

Рукоять ханьского меча.
Рукоять ханьского меча.
Рукоять ханьского меча.
Рукоять ханьского меча.
Рукоять ханьского меча.
Рукоять ханьского меча.

Хороший меч сегодня похож на теннисную ракетку топового спортсмена, обеспечивающую отличное управление с комфортным ощущением. Ханьские рукоятки мечей - это тонкие и по своему гениальные конструкции.

Важная часть рукояти - это оплетка, которую заимствовали с бронзовых мечей прошлых веков.
Важная часть рукояти - это оплетка, которую заимствовали с бронзовых мечей прошлых веков.

Такое технологическое решение использовали с давних времен, обматывая рукояти веревкой, чтобы избежать, к примеру, выскальзывания клинка. Дешевые мечи низкого уровня использовали низкокачественные растительные волокна для плетения оплетки для рукояти, а лучшие применяли дорогой шелк.

Пример оплетки ханьского цзянь.
Пример оплетки ханьского цзянь.

Стиль плетения достаточно однообразен от династии Восточная Чжоу до династии Хань, включая рукоятки мечей-дао с кольцевым навершием.

Рукоятка дао с кольцевым навершием.
Рукоятка дао с кольцевым навершием.

Обычно для создания оплёточной веревки использовали плетение в три или пять прядей (三股五股 Sāngǔ wǔgǔ), чтобы получить наиболее распространенное плетение, которое у нас могут назвать "ёлочкой" (人字绳 rénzì shéng), в оригинале оно основано на форме иероглифа "человек" (人 rén).

Ханьский цзянь.
Ханьский цзянь.
Оплетка рукояти бронзового меча эпохи Чжоу.
Оплетка рукояти бронзового меча эпохи Чжоу.

Такой вид плетения представляет собой, в основном, плоскую веревку, которая может быть широкой или узкой в зависимости от необходимости.

Обмоточная веревка меча в гробнице Мавандуй является редким образцом. Видно, что используются два вида веревок, но оба метода плетения относятся к одному типу.
Обмоточная веревка меча в гробнице Мавандуй является редким образцом. Видно, что используются два вида веревок, но оба метода плетения относятся к одному типу.

Еще один интересный момент заключается в том, что эти оплетки были цветными. Это можно узнать из росписи на терракотовых фигурках. Как минимум мы знаем, что использовались веревки черного, красного цвета, ну и некрашеные, натурального цвета.

Рукоять с льняной веревкой.
Рукоять с льняной веревкой.

Если судить по одежде той эпохи, которые на самом деле были очень насыщенными и яркими, так что вполне вероятно, что веревки для оплетки использовались большего количества всяческой расцветки.

Клинок с кольцевым навершием.
Клинок с кольцевым навершием.

С изготовлением веревки вроде разобрались.

Поговорим про собственно оплетку рукояти. Благодаря археологии выявлено довольно много методов обертывания веревки для ханьских мечей-цзянь.

Самый простой из них - это плоская обмотка.

Обычно одна веревка может быть использована для обмотки рукояти от начала до конца. Многие дошедшие до нас мечи демонстрируют именно этот метод обмотки.

Ханьский цзянь с гардой и оплеткой, сходной с оплеткой дао с кольцевым навершием.
Ханьский цзянь с гардой и оплеткой, сходной с оплеткой дао с кольцевым навершием.

Однако в некоторых случаях использовались более сложные методы намотки. Например, для создания вогнуто-выпуклой структуры рукояти, для лучшего предотвращения скольжения, или для улучшения эргономики и ощущения комфортности оружия в руки. Ну и никто не отменял показушности, и были виды оплётки для более богатых визуальных эффектов.

Может быть одна веревка для создания основы, а вторая - для внешнего контура.
Может быть одна веревка для создания основы, а вторая - для внешнего контура.
Сложное плетение для предотвращения скольжения в руке.
Сложное плетение для предотвращения скольжения в руке.
Современная реконструкция подобного двойного плетения.
Современная реконструкция подобного двойного плетения.

Другой пример двойного плетения есть не только на клинках, но и на фигурках из захоронений.

Необычное плетение с повторением нескольких параллельных полос оплетки.
Необычное плетение с повторением нескольких параллельных полос оплетки.
Реконструкция такого двойного плетения.
Реконструкция такого двойного плетения.
Реконструкция плетения и гарды на историческом клинке.
Реконструкция плетения и гарды на историческом клинке.

Другой вариант двойного плетения представляется гораздо более удобным в эксплуатации.

Здесь второй ряд представляет собой параллельные веревки на одинаковом расстоянии, фактически через ряд.
Здесь второй ряд представляет собой параллельные веревки на одинаковом расстоянии, фактически через ряд.

В общем, вариантов, как видите было на любой вкус и цвет!

Дальнейшая эволюция гарды как защиты кисти руки от оружия противника

А сейчас поговорим про то, как затем развивалась защита кисти руки на цзяне. Вопрос довольно интересный и не самый простой!

Первые варианты гарды были довольно примитивны и представляли собой перекрестье, простую планку, перпендикулярную клинку и рукояти, и находящуюся в той же плоскости. Всё как на Западе.
Первые варианты гарды были довольно примитивны и представляли собой перекрестье, простую планку, перпендикулярную клинку и рукояти, и находящуюся в той же плоскости. Всё как на Западе.

Китайское оружие, в принципе, и сейчас использует слабо развитую защиту кисти руки, а на самом раннем китайском оружии подобной защиты вообще не существовало.

Защита стала появляться по мере развития металлургии, оружия и, конечно же, более менее продвинутой техники фехтования и понимания необходимости более удобного и безопасного парирования атаки противника.

Стандартная форма гарды бронзового меча времен Чжоу (1046-256 до н.э.).
Стандартная форма гарды бронзового меча времен Чжоу (1046-256 до н.э.).
Как видим, на железном цзяне времен Хань (206 до н.э. - 220 н.э.) сохраняется та же форма.
Как видим, на железном цзяне времен Хань (206 до н.э. - 220 н.э.) сохраняется та же форма.
Более продвинутый вариант крестовой планки как гарды, но она сужается по сравнению со своими предшественниками и постепенно принимает так называемую "форму иероглифа один" (一字形 yī zì xíng).
Более продвинутый вариант крестовой планки как гарды, но она сужается по сравнению со своими предшественниками и постепенно принимает так называемую "форму иероглифа один" (一字形 yī zì xíng).
Но развитие на этом не останавливается: гарда еще утончается, сужается в продольном направлении, но при этом расширяется в поперечном направлении. Форма постепенно превращается в ромб.
Но развитие на этом не останавливается: гарда еще утончается, сужается в продольном направлении, но при этом расширяется в поперечном направлении. Форма постепенно превращается в ромб.
Такая гарда называлась туйчу (推处 tuīchǔ), так как считалось, что она позволяет лучше использовать силу фехтовальщика, выполняя защитное действие под название "выталкивать" (推出 tuīchū).
Такая гарда называлась туйчу (推处 tuīchǔ), так как считалось, что она позволяет лучше использовать силу фехтовальщика, выполняя защитное действие под название "выталкивать" (推出 tuīchū).
Примеры наиболее распространенных гард мечей из могильника времен империи Хань (206 до н.э.-220 н.э.)
Примеры наиболее распространенных гард мечей из могильника времен империи Хань (206 до н.э.-220 н.э.)
Затем и эту довольно простую ромбовидную планку вытеснил небольшой диск, установленный между клинком и рукоятью.
Затем и эту довольно простую ромбовидную планку вытеснил небольшой диск, установленный между клинком и рукоятью.
Примеры гард "в форме персика" (桃形 táo xíng) из отчета об археологических раскопках в могильниках времен империи Сун (960-1279), обнаруженных в провинции Чжэцзян.
Примеры гард "в форме персика" (桃形 táo xíng) из отчета об археологических раскопках в могильниках времен империи Сун (960-1279), обнаруженных в провинции Чжэцзян.

Далее развитие клинкового оружия уже пошло по пути экспериментов с однолезвийным клинком. Но об этом - в другой раз!

Сейчас поговорим немного о другом.

Антикварный ханьский цзянь из частной коллекции.
Антикварный ханьский цзянь из частной коллекции.

Для понимания развития защитной гарды необходимо упомянуть, что вычурное, "цветочное фехтование", осуждалось еще с самых древних времен.

Идея одного внезапного мощного удара, сразу решающего исход боя, восходит к идеям школы военной философии бинцзя (兵家 bīngjiā), одним из основателей которой считается известный многим Сунь Цзы (孙子 sūnzi, 545 - 470 до н.э.).

Сунь Цзы говорил о скрытом «первом мгновении» движения, благодаря которому воин, постигший самодостаточность несотворенной воли, способен опережать своего противника. Именно об этом известная концепция:

«Он не двигается, и я не двигаюсь.
Он сдвинулся, а я двигаюсь прежде него».

Таким образом кажущееся не-деяние и уклонение от внешней конфронтации способно обернуться одним смертельным ударом. Именно отсюда берет свое начало знаменитая концепция восточных боевых искусств:

«Одним ударом - наповал!»
Большинство длинных дао с кольцевым навершием, появившихся во времена династии Западная Хань и вытеснивших цзянь, были вообще без гарды, и очень немногие снабжены медной или железной защитой.
Большинство длинных дао с кольцевым навершием, появившихся во времена династии Западная Хань и вытеснивших цзянь, были вообще без гарды, и очень немногие снабжены медной или железной защитой.

При таком подходе в итоге в Поднебесной развивалось наступательное рубящее личное клинковое оружие без особого акцента на применение оборонительной тактики и изощрённых приемов профессионального фехтования, как это позже произошло на Западе.

Вместо обоюдоострого клинка цзянь на смену приходит однолезвийный дао и... четырёхгранный прут на рукояти с круглой гардой, известный как ханьский цзянь (汉锏 hàn jiǎn).

Кстати, изготавливая это ударно-дробящее оружие, мастера первоначально копируют гарды у меча Наньюэ Ванюйцзянь (南越王玉剑 nányuè wángyùjiàn), она будет на фото ниже. Причем древним мастерам приходилось решать непростую проблему - ударно-дробящий цзянь совсем не плоский, как обоюдоострый. Значит гарду и прочие элементы надо было адаптировать.

Интересно, что у некоторых медных гард посадочное отверстие не соответствует толщине корпуса меча. Получается зазор и люфт гарды, что не очень хорошо. В таких ситуациях древние китайцы использовали... древесную стружку для уплотнения таких конструкций.
Интересно, что у некоторых медных гард посадочное отверстие не соответствует толщине корпуса меча. Получается зазор и люфт гарды, что не очень хорошо. В таких ситуациях древние китайцы использовали... древесную стружку для уплотнения таких конструкций.

Но вернемся к отделке рукояти мечей. Большинство гард для мечей эпох Восточная Чжоу (770-255 до н.э.), Цинь (221-206 до н.э.) и Хань (206 до н. э.-220 н.э.) были отлиты из бронзы. При этом большинство гард уже ханьских мечей были простыми, без каких-либо украшений. Как в современном минималистском стиле.

Тогда уже хорошо понимали, что так называемая элегантность - бесполезна в бою.

Однако среди находок есть и нередкие исключения, оружие носили военачальники и знать, подчеркивая богатым оружием свой статус.

Гарда с орнаментом. На таких гардах встречаются изображения птиц, животных или мифических существ.
Гарда с орнаментом. На таких гардах встречаются изображения птиц, животных или мифических существ.
Китайцы разработали специальную технологию золочения и инкрустирования для украшения оружия.
Китайцы разработали специальную технологию золочения и инкрустирования для украшения оружия.
Пример орнамента на гарде железного меча, как видим, это уже другой тип гарды.
Пример орнамента на гарде железного меча, как видим, это уже другой тип гарды.
На этих гардах инкрустация не сохранилась, и вид их поменялся из-за многовековых процессов воздействия агрессивной внешней среды на бронзу. Естественный цвет бронзы - золотисто-желтый в зависимости от пропорций меди, олова и других примесей.
На этих гардах инкрустация не сохранилась, и вид их поменялся из-за многовековых процессов воздействия агрессивной внешней среды на бронзу. Естественный цвет бронзы - золотисто-желтый в зависимости от пропорций меди, олова и других примесей.
В 1965 году в Цзянлине, провинция Хубэй, был найден меч юэского князя Гоу Цзяня (勾踐, 496 - 465 г. до н.э.). Благодаря этой хорошо сохранившейся находке мы стали лучше понимать высокий уровень развития оружейного дела той эпохи. Длина этого меча составляет 55,7 см (в том числе рукоять 8,4 см), ширина клинка 4,6 см. Масса оружия 875 грамм. Клинок изукрашен ромбовидным орнаментом, эфес инкрустирован синей бирюзой. Когда клинок нашли, он был вставлен в черные лакированные ножны из дерева, на рукояти меча были следы оплетки шелковой веревкой.  Что интересно, он сохранил отличную заточку: один из археологов порезался до крови, неосторожно коснувшийся лезвия. Последующие эксперименты показали: меч отлично режет стопку плотной бумаги, и эксперимент включили в фильм про этот меч.
В 1965 году в Цзянлине, провинция Хубэй, был найден меч юэского князя Гоу Цзяня (勾踐, 496 - 465 г. до н.э.). Благодаря этой хорошо сохранившейся находке мы стали лучше понимать высокий уровень развития оружейного дела той эпохи. Длина этого меча составляет 55,7 см (в том числе рукоять 8,4 см), ширина клинка 4,6 см. Масса оружия 875 грамм. Клинок изукрашен ромбовидным орнаментом, эфес инкрустирован синей бирюзой. Когда клинок нашли, он был вставлен в черные лакированные ножны из дерева, на рукояти меча были следы оплетки шелковой веревкой. Что интересно, он сохранил отличную заточку: один из археологов порезался до крови, неосторожно коснувшийся лезвия. Последующие эксперименты показали: меч отлично режет стопку плотной бумаги, и эксперимент включили в фильм про этот меч.

Китайское правительство внесло этот меч в список китайских культурных реликвий, запрещённых к экспонированию за границей. Поэтому теперь его можно увидеть лишь в Музее провинции Хэбэй.

На некоторых гардах выгравированы надписи на утопленной части нижней стороны. Например, как на стальном мече в музее Сюйчжоу.
На некоторых гардах выгравированы надписи на утопленной части нижней стороны. Например, как на стальном мече в музее Сюйчжоу.

Но перейдем у уникальным примерам.

Слева довольно интересный пример юйцзюйцзянь (玉具剑 yùjùjiàn), гарда и навершие таких мечей делали из белого нефрита, а справа - гарда в форме бутона, покрытая красным лаком (朱漆 zhūqī). Этот ханьский железный меч III-II веков до нашей эры называется лэйцзюцзянь (櫑具剑 Léi jù jiàn) и хранится в Британском музее. Несмотря на то, что он прошел через более чем два тысячелетия, внешний вид этого меча по-прежнему практически безупречен. Ножны, эфес и даже покрывающая их краска и лак почти не повреждены. На данный момент это лучший сохранившийся ханьский железный меч в мире. Ножны и рукоять изготовлены из бамбука. Общая длина 85 см.
Слева довольно интересный пример юйцзюйцзянь (玉具剑 yùjùjiàn), гарда и навершие таких мечей делали из белого нефрита, а справа - гарда в форме бутона, покрытая красным лаком (朱漆 zhūqī). Этот ханьский железный меч III-II веков до нашей эры называется лэйцзюцзянь (櫑具剑 Léi jù jiàn) и хранится в Британском музее. Несмотря на то, что он прошел через более чем два тысячелетия, внешний вид этого меча по-прежнему практически безупречен. Ножны, эфес и даже покрывающая их краска и лак почти не повреждены. На данный момент это лучший сохранившийся ханьский железный меч в мире. Ножны и рукоять изготовлены из бамбука. Общая длина 85 см.

Вообще, есть ещё один интересный момент с такими нарядными гардами. Как говорили ранее, их также делали нефрита, который довольно хрупок, поэтому он должен быть немного толще, чем бронзовый. Но затем китайские мастера копировали такой стиль известных и дорогих мечей, делая довольно громоздкие, тяжелые и скорее всего неудобные бронзовые гарды, влиявшие на баланс клинка.

Гарда из нефрита меча  Наньюэ Ванюйцзянь (南越王玉剑 nányuè wángyùjiàn).
Гарда из нефрита меча Наньюэ Ванюйцзянь (南越王玉剑 nányuè wángyùjiàn).
Современная реконструкция меча с с подобной бронзовой гардой.
Современная реконструкция меча с с подобной бронзовой гардой.

На сегодня пока всё.

Кстати. Мы так долго и подробно разбираем этот исторический период по причине многих фундаментальных изменений, которые произошли тогда в развитии вооружения и доспехов.

Так что подписывайтесь на наш канал, делайте перепосты и ставьте лайки, а мы будем радовать вас интересными материалам.

Всем хороших тренировок!

Дм. Моисеев, СПб