Всем любителям и ценителям путешествий большой привет! Весеннее солнце поднимает настроение, тепло наконец- то добралось до Беларуси и с большим удовольствием я хочу рассказать о таком загадочном и непонятном для многих виде отдыха, как морские круизные путешествия.
История появления морских круизов в Советском Союзе во всяком случае для меня была всегда закрыта. И если бы не фильм "Бриллиантовая рука", который вышел на экраны с ошеломляющим успехом в 1968 году, я бы подумала, что круизов в Советском Союзе не существовало. Теплоход "Михаил Светлов", на котором поплыл в зарубежный круиз простой служащий Семен Семеныч Горбунков, запомнили все, кто хоть раз посмотрел эту неумирающую комедию.
И все-таки, в те далекие времена мало кому из простых советских людей выпадало счастье попутешествовать не то чтобы по заграничным маршрутам, а даже по Крыму и местным морским круизным маршрутам.
Каким то чудом, совершенно случайно три года назад на даче родственников моего мужа мне в руки попала удивительная находка. Мы разбирали сохранившуюся библиотеку старых книг и на глаза попался странный конверт.
Он был сделан в форме папки и открыв его я ахнула... Внутри лежали проспекты, памятки по разным странам и много чего еще... Я не поверила своим глазам, на одной из памяток стоял год, 1960. Из этих многочисленных буклетов выпал листок потрепавшийся от времени. Это была радиограмма.. Я все еще не могла до конца осознать, что это за папка. И только прочитав радиограмму я поняла, что это чьи то документы с теплохода "Победа", и это был настоящий круиз вокруг Европы в 1960 году!
Не знаю как Вам передать что я ощутила тогда, лихорадочно перебирая эти документы. Кроме буклетов, радиограммы в папке также была уникальная памятка, отпечатанная на пишущей машинке из офиса принимающей греческой туристической компании в Афинах. Как я поняла, одной из остановок в круизе были Афины. Все было организовано на самом высоком уровне. Видимо в каютах всем оставляли памятку по экскурсии в Афинах и эту памятку бережно сохранили на память неизвестные мне счастливчики, попавшие в этот круиз. Теплое приветствие советских русотуристов в памятке меня тронуло до глубины души. Уже позже я сопоставила даты и поняла, что в эти годы началось потепление отношений с Западом и постепенное ослабление "железного занавеса"...
Забегая вперед надо сказать, что в сегодняшних реалиях экскурсии на остановках круиза не входят в стоимость самого круиза и туристы должны сами думать, как им организовать осмотр всех достопримечательностей за короткое время. На лайнере конечно предлагают экскурсии в портах остановки, но опять же замечу, что изначально, покупая круиз, экскурсии не входят в стоимость.
Что касается радиограммы, то я перечитывала ее много раз, и в конце концов поняла, что она пришла на теплоход 31.05.1960г. и содержала приятные новости из дома. И видимо была очень важна, потому что ее также бережно сохранили на память.
Спустя больше 60 лет уже очень сложно представить, что люди уезжая в путешествия на круизных теплоходах практически не имели связи с миром! А сейчас интернет на круизных лайнерах это обычное дело и масштабы разницы скорости получения и отправления информации по сравнению с радиограммами в 60-х годах прошлого столетия в голове не укладываются))
Конечно, тщательно изучив материалы в папке я решила разузнать все об этом теплоходе, круизе и "Гранд Виаджи".
Каково было мое удивление, когда выяснилось, что теплоход "Победа" и "Михаил Светлов" это один и тот же корабль! Пассажирский теплоход "Победа" со сложной судьбой, построенный в 1928 году в немецком Данцинге, изначально «Магдалена», с 1935 года - «Иберия», был взят в аренду "Интуристом". "Гранд Виаджи" была коммерческим партнером "Интуриста" в организации круиза. Первый круиз на теплоходе "Победа" вокруг Европы состоялся в 1956 году. Вот что указано в Википедии:
В 1956 году теплоход «Победа» отправился в первый советский круиз вокруг Европы. Круиз продолжался с 5 сентября по 3 октября[7]. На борту находились номенклатурные работники, множество писателей, в том числе Константин Паустовский[7], ученые, университетские профессора, журналисты[8].
Всесоюзное Акционерное общество по иностранному туризму "Интурист" ежегодно организовывало с 1956 года морские путешествия советских туристов вокруг Европы от Одессы до Ленинграда или в обратном направлении от Ленинграда до Одессы.
Про людей, которым принадлежали документы по круизу мне удалось узнать совсем немного. Это были известные врачи, муж и жена, которые к сожалению уже умерли и также умерли их родственники, которые мне могли бы рассказать подробнее об этом удивительном путешествии.
Но, к счастью, они сохранили свой маршрут в памятках и буклетах. Так я "увидела" и с большим удовольствием изучила где они побывали и что видели.
Во время путешествия теплоход заходил в Варну, Стамбул, Пирей, Афины, Неаполь, Рим, Париж, Брюссель Стокгольм и Хельсинки.
Остается только догадываться сколько стоил тур в такой круиз в далеких 60-х годах ХХ века...
Напишите, если у Вас тоже есть информация о советских морских круизах, буду рада и благодарна любой информации!
Ну а если понравилась моя статья, ставьте лайки и в следующих статьях я расскажу:
о современных морских круизах,
как правильно выбрать круиз,
каюту,
за что платят и не платят на круизе,
а также о круизе моих дорогих туристов Ольги и Сергея прямо сейчас по Персидскому заливу и о том, как они "чудом" успели 2 апреля все таки отплыть в путешествие!