Найти тему
Скальды чешут скальпы

Тирания демократии. Как Демагог из Сиракуз стал Базилевсом всея Сицилии

Можно сколько угодно спорить, пикироваться и дебатировать, но как ни крути, а демократия — это вам не лобио кушать. Авторитетный вор и коронованный “законник” Дюба, также известный как Член Военного Совета и Министр Внутренних Дел Грузии Джаба Иоселиани, доказал сию аксиому словом громким и делом кровавым. А иначе обычно не получается.

И уж если он понимал эти простые истины, то уж Стратег и Демагог Агафокл, известный как Тиран Сиракуз и Базилевс Сицилии, так тем паче. Ну, разве что про лобио ничего не слышал. Зато в большом количестве ел гороховую похлебку. Ту самую, что в Эллинском мире была основой ежедневного меню солдат. Коим он и был длительное время, прежде чем устроить демократическую революцию в отдельно взятом полисе.

Тиран Сиракуз и Базилевс Сицилии Агафокл. Открытые источники.
Тиран Сиракуз и Базилевс Сицилии Агафокл. Открытые источники.

На первый взгляд может показаться, что демократический Тиран вышел, как и все, из народа. Это и так, и не совсем так. Он действительно “дитя семьи трудовой”. Его отец, гончар Каркинос, был изгнан из родной ему Регии, что в современной Калабрии.

Изгнанник обосновался в Термах на Северо-Западе Сицилии. Ныне это Термини-Имерезе. Там он женился на карфагенянке. Не станем гадать: по расчету или по неким романтическим соображениям. Вероятнее всего, брак был удачным и в материальном отношении тоже. Ведь тогда этот город находился в вассальной зависимости от Карфагена.

Вскоре его матримониальный выбор дал богатые плоды. Каркинос стал не просто ремесленником из плебса. Он перешел в иную общественную прослойку. А точнее в Демос. То есть свободных мужчин, владеющих некоей недвижимостью на правах собственности. Он основал небольшую мануфактуру. Там же у него родились два сына: старший, Антандр и в 361 году до Новой Эры Агафокл.

Диодор Сицилийский передает легенду, согласно которой существовало предсказание, что младший сын Каркиноса принесет много бед народу Карфагена, а заодно и Сицилии тоже. Узнав о пророчестве, отец отнес новорожденного в некое место, где он должен был умереть. Мать спасла Агафокла, отдав его на воспитание родственникам. Заметьте, карфагенянам.

Только через семь лет Каркинос узнал о своеволии жены. Чему чрезвычайно обрадовался. Расчувствовался. Принял сына. А придя в разум, начал передавать ему секреты гончарного ремесла, организации производства и основам маркетинга. Таким образом, труд в семье, конечно, был в почете. Но обеспечены они были значительно больше, чем подавляющее большинство сицилийцев.

Современный событиям историк, Тимей утверждал, что Агафокл “был замечательно красив лицом и телом и добывал средства к жизни, служа орудием разврата”. Насколько можно доверять сему летописцу, сказать сложно, но, будучи Тираном Сиракуз, Агафокл изгнал в 317 году до Новой Эры выходца из аристократических слоев Тимея из родного ему города. Потому рассчитывать на беспристрастность историка не приходится.

В 344 году до Новой Эры Стратег Тимолеонт после длительной борьбы с Карфагеном отстоял суверенитет Сиракуз как Полиса. Он провел ряд реформ, в результате которых в городе установилась власть наиболее богатых граждан, то есть олигархократия. Но та тот момент она была в некоей степени подконтрольна местному Демосу.

Для усиления позиций которого, реформатору требовалось больше сограждан, относящихся к этой общественной прослойке. Тогда Тимолеонт утвердил программу переселения античных буржуа со всей Сицилии и Юга Италии. Каркинос с семьей покинул Термы и переехал в прославленный вольный город Сиракузы.

Как уж там шли дела в гончарной мастерской Каркиноса, сказать сложно. Но старший сын Антандр начал политическую деятельность на стороне местного олигархата. Вероятнее всего, семья его отца добилась определенного успеха и стала относиться к местной аристократии. Старший сын наследовал семейный бизнес и вытекающее из него общественное положение.

Агафокл же вновь оказался вне семьи. Он избрал путь военного - удел сирот и младших сыновей, лишенных наследства. Довольно молодым воином он принял участие в разгроме при Этне вторгшихся с материка Кампанейцев.

За организаторские способности Стратег Сиракуз Дамас приблизил к себе подающего надежды младшего офицера. Вскоре Агафокл был назначен на должность Хилиарха. В его подчинении было до тысячи солдат легкой пехоты. Тимей оправдывал карьерный рост ненавистного ему деятеля все тем же: был замечательно красив лицом и телом и…

Что там было у него с начальником, осталось между ними. Но после смерти Дамаса в 333 году до Новой Эры, Агафокл женился на его вдове. Брак принес жениху значительное состояние и возвысил до уровня олигархата Сиракуз. И если его полководческие дарования признавали все, ну разве кроме Тимея, то претензии к равенству местная аристократия не принимала категорически.

Демос Сиракуз, напротив, увидел в молодом полководце перспективы на усиление позиций. А то и установление своей власти, то есть демократии. Он стал их лидером в Народном Собрании. Талант оратора сделал Агафокла из военачальника успешного Демагога, то есть лидера Народной фракции.

Лидеры олигархии или "Гетерии Шестисот", Сосистрат и Гераклид, которых он обвинил в установлении тирании, то есть единоличной власти, подготовили заговор против молодого политика. Агафокл был обвинен в планировании мятежа. Демос не оказал поддержки своему Демагогу.

Под угрозой ареста и смертной казни он и пара сотен его боевых товарищей бежали на материковую Италию. Какое-то время он в качестве кондотьера воевал на стороне различных Полисов. Говорят, что даже пиратствовал у берегов родной Сицилии.

Древняя Сицилия. Открытые источники.
Древняя Сицилия. Открытые источники.

Около 322 года до Нашей Эры Агафокл служил родному городу своего отца Регии. В это время олигархические Тираны, Сиракуз, Гераклид и Сосистрат попытались подчинить себе этот полис. Однако потерпели сокрушительное поражение. Уж если война — это продолжение политики, только другими средствами, то отчего не произвести обратного действия.

Одержав победу на поле боя, Агафокл изменил политическое положение в Сиракузах. Началась длительная гражданская война. Лишь в 319 году при посредничестве Коринфа и под угрозой вторжения Карфагена противоборствующие Демос и Олигархи пришли к соглашению. Агафокл был назначен Стратегом и Защитником мира.

Сей пафосный пост он должен был занимать до достижения гражданского согласия и избрания нового Народного Собрания. Вероятно, именно для достижения декларируемых целей в 317 году во время переговоров он приказал своим подчиненным зарезать сорок наиболее влиятельных представителей "Гетерии Шестисот".

Робеспьер считал, что террор есть вывод из общего принципа демократии и вообще является проявлением добродетели. Агафокл и Демос Сиракуз. Президента Национального Конвента не читал, но в целом был с ним согласен. Исходя из общих революционных принципов, резня аристократов была продолжена.

В общем итоге было убито более шестидесяти олигархов и членов их семей, а с ними 4000 сторонников этой партии. Ну, по пути, понятное дело, пограбили изрядно. Помимо расхищения движимого имущества, победители поделили и недвижимое. Демос, как сообщество свободных мужчин - собственников, стал еще богаче.

Что досталось плебсу — неизвестно. Возможно, туники, посуда и мебель. Может, еще рабов распределили между собой. Так Агафокл стал Тираном Сиракуз, то есть тем, кто силой заполучил единоличное правление. В свою очередь, Демос в его лице получил Кратос, то есть власть. В Полисе воцарилась Демократия.

Но если бы Агафокл все оставил так, как сложилось в 317 году до Новой Эры, то это была бы история о диктаторе, каких много. А он таковым не был. На следующий 316 Тиран провел выборы и собрал депутатов от Демоса в Народное Собрание.

На первом же заседании Агафокл объявил, что ввиду полного торжества демократии слагает с себя полномочия Тирана. И уходит на покой. Революционная аристократия, то есть тот самый Демос, что изрядно пограбил прежних и стал новым олигархатом, не мог не беспокоиться за будущее своей власти, а главное, недавно нажитого имущества.

Они уговорили Агафокла, а он позволил им это сделать, стать Стратегом-Автократором без ограничения срока полномочий, то есть фактически Базилевсом. Или Царем в нашем понимании. И их можно было понять. За прошедший год он чуть ли не единственный, кто не разбогател лично.

Более того, Тиран усилил армию денежными вливаниями и реформами, устроенными согласно его воинского опыта. Жил скромно в доме сбежавших с олигархами родственников, ходил без охраны и сам торговался на рынке.

Древние Сиракузы. Реконструкция. Открытые источники.
Древние Сиракузы. Реконструкция. Открытые источники.

Эмигрировавшие аристократы не оставляли надежды вернуться в Сиракузы. Отвоевать власть и имущество, отнятые Демосом революционным путем, стало делом всей жизни прежних олигархов.

А на этом пути преград мало. Для начала попытались нанять спартанцев. Но их кондотьер Акротат перепил неразбавленного сицилийского во время переговоров. Ну и, торгуясь, распалился. А в результате убил лидера эмигрантской оппозиции Сосистрата.

Тогда эмигранты заключили договор с Карфагеном. В достижении политических целей нет ничего предосудительного. В том числе и в интервенции старого врага. Часть Сицилии уже входила в их торговую империю. Теперь, в результате победы Пунов, Сиракузы должны были стать вассально зависимыми, хоть и под властью местной олигархии.

В начале войны Агафокл потерпел ряд поражений. Но прежде чем Гамилькар, командовавший экспедиционным корпусом карфагенян, в 311 году осадил Сиракузы, Базилевс снарядил более 60 кораблей с наиболее подготовленными наемниками. А перед этим вырезал всех, кто сомневался в его победе или рассчитывал на поражение. Имущество репрессированных, понятное дело, обратил в доход демократии.

Только после этого он отбыл к побережью Африки. Как известно, именно так пуны называли свое государство. А сам континент они именовали Тунисом. Прежде чем осадить Карфаген, Агафокл присвоил себе еще одну должность, а именно Верховного жреца. Проведя определенный обряд, он сжег корабли, на которых приплыла его армия.

И даже после этого сиракузцы не бросились сразу под стены Карфагена. Они долго и успешно грабили селения и города, расположенные в Африке. Лишь затем осадили ее столицу. И после нескольких стычек штурма не состоялось. Ведь тогда исчезла бы сама возможность заключить мир.

Через несколько месяцев Агафокл, скорее всего, договорился с олигархатом пунов, правившим Карфагеном. И в 309 году он вернулся на Сицилию и снял осаду с Сиракуз. Старый враг Карфаген не возражал против его власти на острове.

К 304 году он подчинил себе и власти Демоса Сиракуз всю Сицилию, став ее Базилевсом. Агафокл породнился с Птолемеем I, женившись на его падчерице Феоксене. А затем и с царем Эпира Пирром. За которого выдал замуж свою дочь Ланассу. Чего не сделаешь ради торжества демократии. Сицилия стала одним из самых могущественных государств Средиземноморья.

Тиран Сиракуз и Базилевс Сицилии Агафокл. Открытые источники.
Тиран Сиракуз и Базилевс Сицилии Агафокл. Открытые источники.

Обиженный Тимей рассказывал, что внук Агафокла Архагат составил заговор с целью свержения Базилевса Сицилии. Он подослал дедушке особо привлекательного раба по имени Менон. Тот соблазнил правителя и отравил неким ядом посредством пера для чистки зубов. Через некоторое время тот скончался. Чего не услышишь от политического эмигранта? Зацикленного на обиде, потерях и, судя по всему, однополых отношениях.

Так или иначе, но и Диодор Сицилийский, и Марк Юниан Юстин сходятся на том, что сын Базилевса, тоже Агафокл, и внук Архагат оспаривали трон еще при жизни больного самодержца. И тот, видя одни беды, грядущие за его смертью, сам упразднил монаршую власть над Сицилией.

И случилось сие событие в 289 году до Нашей эры. Созданное им от имени демократии государство прекратило свое существование. В Сиракузы вернулся суверенитет и власть местного Демоса.

И все же демократия — это вам, знаете ли... Демос, которому Агафокл вернул Кратос, снес все памятники своему Тирану и попытался стереть его имя из истории Сиракуз. Вероятно, он перестал соответствовать неким ценностям. Ведь тирании редко переживают своих основателей. Что уж там говорить про память о них.

Однако, когда пришел Карфаген и захватил все, что захотел, а остальная территория острова попала под власть разбойников, пиратов и восставших рабов, правление Агафокла стали вспоминать иначе. С ностальгией. А это вам не лобио кушать. Даже если о фасоли вы ничего не слыхивали.

-5