Вербное воскресенье - начало финишной прямой Великого Поста.
С этого момента и до Пасхи во всех храмах страны количество людей в течение всей Страстной Недели постепенно увеличивается в разы, и начинается то, что православные любят называть «искушениями».
Объективно они представляют собой совокупность мелких раздражающих факторов, имеющих место быть во время большого скопления истинно и неистинно верующих на территориях религиозных объектов.
По факту это просто ряд нарушений православного этикета, который практикуется «захожанами» - невоцерковленными людьми, временно предпочитающими модную эстетику отпуска религиозных культов постоянной религиозной практике.
Вот несколько простых правил православного этикета, следуя которым мы все поспособствуем снижению уровня «искушений» на Страстной седмице:
* Будучи в переполненном храме, стараемся никого не трогать руками.
Даже в светской жизни не все сносно отнесутся к неразрешенным тактильным контактам. В религиозной практике тактильные контакты часто запрещены полностью.
Поэтому не нужно, например, стучать кому-то по плечу, чтобы отдать свечи с просьбой поставить и зажечь их чужими руками в другом конце храма у иконы Спиридона Тримифунтского с целью попросить у него фунты 😁
На самом деле можно просто оставить пожертвование за свечи в свечном ящике при входе, не беря их. И, обратившись внутренне к тому, во что верите, попросить принять жертву. В данной ситуации этого будет вполне достаточно, и свечи тут ни при чем…
* По возможности берем с собой в храм только воспитанных и вменяемых детей.
Неуправляемые дети - один из самых серьезных раздражающих факторов в церкви, отчего многие православные священники относятся к ним и к родителям, которые с ними не занимаются, справедливо строго.
Детей с СДВГ вообще сначала стоит диагностировать, начать лечить и только потом приводить в храм, до этого совершая Причастие на дому во время приглашения к себе духовного отца семьи и или любого другого священника.
Бесконтрольные дети не должны отвлекать присутствующих на службе от молитвы - процесса, в который трудно погрузиться даже в идеальных условиях тишины и отсутствия стресса.
* Перед посещением церкви лучше хотя бы в общих чертах ознакомиться с ходом Литургии - главной службы.
База, которую нельзя не знать: она делиться на первую часть, включая «Литургию оглашенных», и на «Литургию верных».
Уловить этот раздел можно по возгласу «оглашенные, главы ваши Господеви преклоните». И тогда всем крещёным, кто остаётся до конца службы и собирается причаститься, головы преклонять не нужно
* Категорически запрещаются всякие хождения, разговоры и прочая суета во время чтения Евхаристического канона.
Поэтому перед посещением храма во время Литургии также необходимо ознакомиться с его текстом и понять, какой «кусок» имеется в виду.
Для ориентира: слышите начало херувимской песни «Иже херувимы…», лучше встаньте просто молча и ровно, чуть опустив голову.
Не стоит при этом наклоняться внешне особенно подобострастно и опускаться на колени, занимая таким образом в одиночку площадь, на которой могли бы поместиться стоя еще два человека.
Православие к фарисейству не имеет никакого отношения: главное происходит (должно происходить) в том, что принято называть душой.
Для минимизации рисков, связанных с ненужной суетой, в дни главных церковных праздников имеет смысл посещать большие монастыри и храмовые комплексы, где, во-первых, всем достаточно места.
Во-вторых, там не будет людей из привычного прихода, которые могут провоцировать разговоры и отвлекать от службы несвоевременными христосованиями, поздравлениями и прочими неуместными репликами.
В таком случае главное помнить, что нельзя фотографировать монашествующих и, возможно, также внутренние интерьеры без разрешения службы охраны или благословения игумена / игуменьи. И также нельзя оставлять свои личные вещи в стороне далее чем на 0,5 м от себя, чтобы не спровоцировать панику из-за ложной угрозы террористических актов.