Сегодня я начинаю по-настоящему сложную тему, занимающую особо значимое место в чувашском фольклоре. Мы с вами рассмотрим образ Бога-Турă в чувашской традиции и попробуем осмыслить его место в чувашской традиционной религии. В кого и во что верили чуваши, до повального принятия христианства. Следующие статьи станут ответом на этот вопрос.
Василий Дмитриев считал, что лучше всех традиционную религию чувашей XVIII века описал Капитон Милькович. В XIХ веке Василий Сбоев зачитывал тексты Мильковича пожилым чувашам, а те не могли поверить, что это записано русским человеком, а не чувашским ведуном. Исследованием чувашской традиционной религии в различные периоды активно занимались Магницкий, Иванов, Месарош, Комиссаров, Никольский, Шевле, Денисов, Трофимов, Ягафова, Салмин и прочие именитые ученые. Поскольку традиционные верования чувашей различных территорий могут заметно друг от друга отличаться, то и выводы исследователей отмечены тем, что у каждого из них свое видение. Но. Все эти работы единодушны в том, что Добрые Боги чувашей везде совпадают, а вот злые могут быть различны даже в соседних деревнях.
Надо отметить и самый особенный момент чувашской традиционной религии. Почти все мировые религии говорят о том, что мученики и страдальцы будут вознаграждены на Том свете, попадут в Райские сады и т.д. А чувашская религия учит: как человек живет, чем занимается при жизни, тем же будет заниматься и на Том свете, так же будет жить и там. Человеческий грех нельзя искупить ни деньгами, ни словом. Каждый дурной поступок окупается только двумя добрыми делами. И искупить грех можно только при жизни. Удивительное учение, мотивирующее жить благочестиво.
Текстов о Боге в чувашском фольклоре не очень-то и много. Это связано, прежде всего, с древним табу упоминать Бога по поводу и без. Его именем освящали самые яркие события в жизни человека: рождение ребенка, свадьба, похоронно-поминальная обрядность. Упоминать Бога можно было в особо тягостные дни и, конечно же, когда произносились различные заговоры/наговоры. В песнях он так же упоминается только в обрядовых текстах. Например, есть запись одной Рет юрри – Пасхальной песни, зафиксированной в Шемуршинском районе Чувашской Республики. Мăнкун – Пасха (по православному календарю) – являлся в дохристианское время самым главным праздником в году у чуваш.
«Посеяли мы пшеницу, выросла при помощи Бога-Турă очень крупной,
Нам необходимо решето с большими дырками, чтобы просеять ее».
Если посмотреть на мир глазами человека, полностью погруженного в земледельческий труд, то, конечно, любую пищу ему дает Бог. Свой труд чуваши очень уважали, поэтому в данном случае упоминать Бога было уместно. Так же, как и уместно упоминать его в текстах Застольных гимнов – Кĕреке юррисем, которые занимают особое место в календаре чуваш.
В селе Бишкаин Аургазинского района Республики Башкортостан исследователь и ученый Виталий Родионов записал удивительный текст чувашского заговора. Приведу вам для ознакомления его примерный перевод на русский язык:
«Ах, Тура мой, ах, Пюлех моя!
День начал возвращаться, пускай возвращается,
Луна восполняется, пускай восполняется.
Если на этого мальчишку упал тяжелый сглаз,
То пускай все спадет с него!»
Разумеется, сглаз не спадет с человека без помощи высших сил. Упоминание его имение превращало дело в нечто освященное, могущественное.
Для ознакомления приведу еще один перевод чувашского традиционного текста. Эти строки повально распространены в чувашском Закамье и Приуралье, они поются только при начале свадебного обряда. Данный пример записан в Старом Тимошкино Аксубаевского района Республики Татарстан:
«О Тура, что высоко на небесах,
О Падишах, что с нами на земле,
Позвольте же нам, пожалуйста,
Провести эту свадьбу».
Итак, мы поняли, что Тура упоминается в самые важные моменты в жизни человека. Но есть множество важных вопросов, которые пока не получили ответа. Какая сила есть у Бога старой чувашской религии и кто такая Пÿлĕхçĕ - Пюлехще? Некоторые говорят, что традиционная религия чувашей – язычество, а другие говорят чуть ли не о полноценном монотеизме. Венгерский ученый Дьюла Месарош в начале XX века отметил следующее:
«Южные чуваши называют его Тура, северные Тора. До этого момента специализированная русская литература шла по неверному пути и давала совершенно не правильные толкования чувашского «Тура». Различные духи без разбору назывались там богами или воспринимались, как проявления колдовства. Незнание чувашской мифологии и языка привели к тому, что даже названия болезней были преподнесены как имена богов. А у чувашей Бог - Тура совершенно один. Содержать мир в порядке ему помогают различные добрые духи».
Кому верить? Наши предки действительно верили в одного-единственного Бога и создали полноценную монотеистическую бесписьменную систему, или же разом поклонялись множеству богов, как и положено язычникам?
А продолжение будет завтра. Если тебе понравилась статья, то ставь лайк, пиши коммент и подписывайся. Буду рад познакомиться с твоими размышлениями. С любовью, Элтияр!