Поход ребёнка первый раз в детский сад, является волнительным событием в жизни каждой семьи. Новые впечатления, новые эмоции, новые люди. Не будут ли его там обижать, не останется ли он там голодным, не будет ли ему там холодно, не будет ли ему там жарко, хорошо ли за ним будут следить. А ещё и это пугающее слово АДАптация.
Расскажу про наш опыт первого знакомства с садом, и почему, совсем не хочется об этом вспоминать.
В три года мы получили путевку в сад. В два года она нам просто не досталась. Так как мы не против были посидеть ещё годик дома, то сильно не расстроились.
И так нас ждало первое знакомство с садом. И хотя мы посещали развивающие занятия, и старались не быть социально замкнутыми, всё равно было несколько тревожно. Объясню, что меня пугало. Не секрет, все знают, как обычно проходит процесс адаптации ребёнка в детском саду. Родитель оставляет ребёнка воспитателям, дверь группы закрывается, малыш оказавается в новом месте с новыми людьми, и таким таким образом привыкает или адаптируется к новой обстановке без мамы и папы. Разные дети по-разному проходят процесс адаптации, кто-то легко, кто-то тяжело. Но в любом случае это стресс. Ведь раньше вы никогда не оставляли его среди незнакомых людей, вы или кто-то из близких всегда был рядом. А если вас в незнакомой стране, высадить на безлюдной трассе и сказать вам что приедут за вами через некоторое время, будете ли вы волноваться?
Конечно я готовила заранее Матвея к саду. Проходя мимо садика, я показывала на детей играющих на площадках, говорила как там хорошо, рассказывала чем дети там занимаются. Мы с ним читали книжки про детский сад. Старалась настраивать его позитивно.
Потом от наших близких родственников из другого города, я узнала, как они проходили адаптацию в саду. Их ребёнок на три года старше Матвея. В первое время маме разрешалось присутсвовать в саду с ребёнком, пока ребёнок знакомился с группой и воспитателями и ходил на 1-2часа. Постепенно мама отлучалась сначала на несколько минут, потом побольше, пока ребёнок не привыкнет к новой обстановке и к воспитателям. Меня очень вдохновила эта информация.
И вот настал этот день. Первый день нам было назначено прийти всего на один час. Матвею я накануне сказала, что никуда не уйду и буду ждать его в коридорчике, пока он играет. Воспитателям видно было, что не очень понравилась эта информация, когда я им сообщила, но они ничего категоричного не сказали против.
И так, Матвей был в группе, я спокойно себе сидела в дальнем углу раздевалки у окна. Чем занимаются дети в группе, не видела, и они меня не видели. Своим присутствием я никого не смущала. Матвей иногда выбегал, делился своими впечатлениями и убегал обратно.
Примерно через полчаса, заходит женщина, здоровается, объявляет с важны видом что она психолог и говорит мне «Уходите!» При этом не спросив как меня зовут, не удосужившись войти в группу и посмотреть на ребёнка, как он себя ведёт. Просто выгоняет меня. На что я спокойно сказала ей, что никуда не уйду. Так она ушла ни с чем, только пригласив меня к себе в кабинет на беседу. Я так поняла, что это воспитатели сообщили ей о мне, странной мамочке.
Придя домой я открыла интернет и попыталась найти информацию о том , какие вообще существуют программы адаптации ребёнка в детском саду
Вот, что отвечают юристы на вопросы родителей существует ли закон о привыкании( адаптации) ребёнка в ДОУ?
В содержании федеральных законов нет конкретных норм о периоде привыкания (адаптации) ребенка в ДОО.. Но в пп. 2.2.5. примерной формы договора об образовании с ДОО (утв. приказом Минобрнауки России от 13.01.2014 N 8) обозначено, что родитель может находиться с воспитанником в ДОО в период его адаптации, длительность которого должна определяться в таком договоре.
На следующий день я написала заявление на имя заведующей, с просьбой присутствовать в группе в первое время адаптации сына, ссылаясь на примерную форму договора об образовании с ДОО. Заведующая нехотя, но подписала.
Мы походили туда ещё некоторое время. Психолог заходя в группу и пройдя мимо меня, язвила что- то вроде «Вы до сих пор здесь?» «И снова здравствуйте.»
Вскоре я забрала документы из этого сада. Желание вводить туда ребёнка совсем не было, тем более когда там работают такие горе-психологи. Также были другие моменты, которые мне не понравились. Вот ещё плюс от такой совместной адаптации родителям, что можно со стороны понаблюдать за работой сотрудников. Наглядно можно увидеть, кому вы доверяете своё чадо.
Мы нашли другой сад, лучше прежнего. Во-первых он был современный, построенный по новым стандартам, во-вторых воспитатели и заведующая оказались более адекватными.
На родительских форумах многие пишут про жесткую адаптацию, когда ребёнка чуть ли не выхватывают из рук матери и уносят плачущего. И так во многих садах.
Из всего следует, что нет каких либо общих правил регламентирующих адаптацию в садах в России. У каждого садика свои порядки. Хочет ли дошкольное заведение идти в ногу со временем или нет, зависит от их самих и от их желания развиваться. Но родители зачастую не знают своих прав. И делают так как им говорят, даже во вред своему же ребёнку. Хотя рекомендации по адаптации даны ещё 2014 году Министерством образования и науки России, оказывается не все хотят им следовать. А может и в остальном также. А нужен ли тогда вообще такой сад, где работают по устаревшим программам и установкам?
Наша адаптация прошла более менее нормально в новом саду. Воспитатель присылала мне фото, чем занимается ребёнок, хотя я и не просила. Во многих вопросах нам всегда шли навстречу.
Родители, знайте свои правы! Читайте законы. Не ставьте эксперименты над своими детьми. Не даром говорят все травмы из детства. Заходите на сайт сада, знакомьтесь с нормативными документами, уставом, программой. Внимательно читайте договор. При поступлении в сад узнавайте, как проходят там адаптацию. Если вам что-то не нравится, ищите другой сад. Это ваше законное право на свободу выбора дошкольного заведения. Ведь вы им доверяете самое ценное что у вас есть, своего ребёнка.
Надеюсь эта статья была вам полезна.
Напишите в комментариях, как проходила адаптация вашего ребёнка в саду? По старым правилам или по новым рекомендуемым? Поделитесь своим мнением, хотели бы вы быть рядом с ребёнком, когда он начинает ходить в сад и только привыкает к новому месту.