Историк Н.С. Борисов пишет в своей книге: «Невзрачность, обыденность доныне остаётся первым впечатлением от Данилова».
Но вот парадокс, одновременно уважаемый профессор посвящает описанию городских достопримечательностей аж 30 страниц своего труда! И действительно, факт: затейливых купеческих особняков здесь ничуть не меньше, чем в раскрученном Суздале!
Быть может, Данилов затерян где-нибудь в дебрях провинциальной глубинки? Нет, ничего подобного - с Ярославлем его соединяют 65 км прекрасного, без единой выбоины шоссе. Из столицы Золотого кольца в город регулярно следуют автобусы и электрички, тут останавливаются все дальние поезда московско-ярославского направления. Однако на городских улицах не видно ни экскурсионных автобусов, ни оживленных туристических групп.
Причины пагубного забвения, очевидно, следует искать в недавнем прошлом. На заре Советской власти в Данилове были разрушены все значимые духовные святыни, издавна формировавшие его исторический облик.
Так, с утратой городского Воскресенского собора Данилов лишился своей главной высотной доминанты.
Также канули в небытие Смоленская и Преображенская церкви, составлявшие вместе с собором выразительный ансамбль. И не мудрено, что купеческие дома, интересные сами по себе, оставшись без объединяющего центра, превратились в монотонные массивы провинциальной застройки.
Судя по архивным фотографиям, Воскресенский собор (1820-1827 гг.) представлял собой монументальное сооружение, построенное по образцу Успенского собора Ростова Великого. Таким образом, еще до архитектора К.А. Тона в России уже возводились церковные здания в «русском стиле», воплощавшие державную идею: «Православие. Самодержавие. Народность».
Главные улицы Данилова доныне взбегают к «Соборной горке». Там, посреди городского парка, по адресу Соборная площадь, 7 (!), возвышается сиротливый останец Воскресенского храма, в 1930-х переделанный под районный «дом культуры».
О былом величии памятника напоминает лишь мемориальная доска в честь последнего пастырского визита патриарха Тихона - великого подвижника Русской Православной церкви.
В те же годы была разобрана на кирпичи Смоленская церковь (1713 г.) с шатровой свечой-колокольней. Ныне на месте старейшего городского здания установлен стенд с фотографией.
М-да, невольно вспоминаются строки поэта:
Не вы ль там, херувимы? Грустный хор
Напомнило мне этих слез звучанье.
Не вы ль решились спящий мой собор
Покинуть вдруг? Не вы ль? Не вы ль? - Молчанье.
Масштабные утраты, по всему, стали следствием острейшего социального кризиса, разразившегося в Ярославской губернии в первые годы Советской власти. Жесткая политика продразверстки встретила тогда массовое неприятие со стороны местного крестьянства. В 1918-1921 гг. Даниловский уезд охватило восстание, поднятое движением «зеленых».
Отряды повстанцев во главе с бывшим рядовым 1-го лейб-драгунского полка Константином Озеровым захватили до 90% волостных сельсоветов, отчасти блокировали железную дорогу, вплотную подступили к городу.
Вооруженные столкновения противоборствующих сторон носили крайне ожесточенный характер. Так, в одном из боев близ Данилова погибло 10 большевистских активистов, 38 было ранено. Потери «зеленых», встреченных плотным пулемётным огнем, были гораздо крупнее.
В итоге сказалось отсутствие у «зеленых» твердой политической платформы. Среди восставших бытовало несбыточное стремление усидеть «промеж двух стульев». Так, на их сходах часто звучали лозунги: «А нам без разницы, Советы (без коммунистов) иль Колчак, лишь бы земля наша при нас оставалась»!
И после замены в 1921 г. продразвёрстки твердым продналогом ряды «зеленых» сильно поредели, в отрядах остались лишь отчаянные сорвиголовы. Вскоре последние повстанческие «дружины» были разбиты частями Красной Гвардии. Но Константина Озерова, несмотря на усиленные поиски, поймать так и не удалось. По местным легендам, зелёный «Робин-Гуд» еще долгое время скрывался в окрестных лесах.
Однако по праздникам на Соборной горке по-прежнему совершались массовые крестные ходы, участники которых не скрывали своего резко-критичного отношения к новой власти. В даниловской уездной партячейке тогда возобладало мнение - срыть городские храмы, как «пережитки царской деспотии и белого террора». И на их месте установить памятник борцам, павшим за Советскую власть.
Монумент, выполненный в 1923 г. местным скульптором, лепщиком изразцового завода Марулиным, и сегодня стоит в городском сквере.
А в 1998 г. рядом была воздвигнута рубленая часовня Смоленской Богоматери в память о ВСЕХ погибших даниловцах.
Как уже говорилось, в Данилове много старинных купеческих домов, хранящих обаяние русской провинции.
Среди них дом купца Ворохобина, построенный по проекту губернского архитектора Андрея Михайловича Достоевского, младшего брата великого писателя.
Сохранившиеся в городе церкви Вознесения (1859) и Николая Чудотворца (ок. 1910) скромны и непритязательны, и существенной роли в архитектурном ландшафте не играют.
Но, нужно отметить, что Данилов мало-помалу начинает обретать черты, привлекательные для туристов. Отреставрированы торговые ряды на центральной площади и многие старинные особняки.
Историческую внушительность придал облику города памятник отцу-основателю – князю Даниилу Александровичу.
Работает краеведческий музей с богатой коллекцией старинных самоваров, в т.ч. местного производства.
И думается, при грамотной раскрутке Данилов мог бы занять достойное место в созвездии Золотого Кольца. Ведь у города имеется уникальный ресурс для развития туризма!
Речь о возрожденном соборе Казанского монастыря в окраинном местечке «Горушка». Краснокирпичный гигант построен по проекту архитектора Василия Антоновича Косякова - творца знаменитого Морского собора в Кронштадте!
Казанский собор был последним храмом, освященным в стране после прихода Советской власти. Обряд совершил патриарх Тихон в сентябре 1918 г.
В целом остаётся надеяться, что в судьбе Данилова закончилось время «разбрасывать камни», и настало время «собирать камни».
И еще: Упаси, Господи, Россию от новых великих потрясений!
P.S. Материал является продолжением серии статей о городе Данилове:
Город Данилов. «Замок с привидениями»
Город Данилов. Казанский собор - последний храм «Руси уходящей». Провидение патриарха Тихона
Данилов, город «знатных самоваров»