Хорошая психология начинается в жизни, проходит через учителей, книги и опять возвращается в жизнь. На новом "диалектическом витке". А иначе зачем все это?..
Казалось бы живи - не тужи, начинай сразу с "А зачем всё это?" Живи спокойно, в собственное удовольствие, пей жизнь большими глотками, рисуй судьбу широкими мазками и не умничай. Ан, нет, "что-то" не дает.
И вот с поиска неизвестной переменной "что-то" в уравнении жизни обычно и начинается хорошая психология.
Должна начинаться. Потому что если ничего не жмет - колючку искать бессмысленно. Потому что серой кошки в темной комнате может вообще не оказаться, а время, убитое на поиски, не вернешь. Останется дырка от бублика и чувство потерянного времени. Очень острое, кстати чувство (если вы уже сталкивались?)
Колючка
Эта присказка о том, что любые поиски, включая поиски неизвестного себя, должны начинаться с реальности. Сначала осмотреться, увидеть, потом потрогать, уколоться обо что-то, и уже только потом начинать искать, обо что именно укололся.
Обнаружив колючку, двигаться дальше, желательно не наступая на те же грабли снова. Но "желательно" не значит "всегда возможно". Никогда не встречал людей, которые научились бы чему-то, кроме типового способа решения простых школьных задачек, с первой попытки.
С первой ошибки, если точнее.
С первой ошибки
Ведь это уже "общее место" - учатся именно на ошибках, а не на успехах? Ведь правильное определение ошибки какое? (Странная фраза, кстати: "Правильное определение ошибки")
Отнюдь не "отклонение от правильности", как трактуют словари. Это глупое определение. Оно предполагает, что мы уже знаем, как правильно, но почему-то не делаем, "ошибаемся". С чего бы? Знать, как правильно, но ошибаться!?
В школе так конечно, бывает. Да и то, если не задумываться. А кто именно знает? А кто ошибается? Учитель, типа, знает, а неумный ученик, типа, ошибается? Это очень неумно, так думать.
Умно думать по-другому.
"Знание" - всегда личностная категория. Даже знание "объективных" законов. Даже законы физики узнают, ошибаясь. А человека невозможно узнать через абстрактную правильность, через безошибочность.
Человек индивидуален. Что для близорукого очевидно, то для другого, сильно дальнозоркого совершенно не очевидно, потому что вообще не заметно, потому что не в фокусе.
А как узнать - близорукий ты или дальнозоркий, не налетев несколько раз на очередной столб? Не столкнувшись, не споткнувшись, не заметив, не обратив внимание?
И, кстати, про внимание.
Про внимание
Можно долго и нудно объяснять человеку, почему так важно быть внимательным. Как хорошо ему будет, каких необыкновенных успехов он достигнет в жизни, если станет внимательным. Каких страшных ошибок избежит, если научится замечать, а не "ловить ворон", глядя по сторонам рассеянным взглядом!
Ерунда.
Это никогда не работало и никогда работать не будет. Нужно, чтобы человек энное количество раз "попал конкретно".
Задача действительно хорошего психолога (кстати) обеспечить клиенту такого рода "попадалово", но чтобы и жив остался, и здоров, и при всем своем, но с новым опытом. С собственным опытом, который, как говорят даосы, лучший учитель. По крайне мере, для абсолютного большинства из нас.
"Вот откуда я всё это знаю?"- спрашиваете. Оттуда. Из жизни, я же начал пост с этого.
И вот вчера - хотя было такое уже не раз, но вот - опять, те же грабли.
Вчера сопроводил сына на олимпиаду (программирование) в ненавидимую мной ВШЭ. Не собственно ВШЭ ненавидимую, а либерастов, заправляющих ей. Я не страдаю толерантностью и не собираюсь ее развивать. Но и не реагирую на них, как собака Павлова.
Так что у меня с эмоциональной жизнью все хорошо.
Это, кстати, непонятно очень многим. Когда говоришь про "остановку ума", про контроль эмоций, люди думают, что они превратятся в бездушных, неэмоциональных роботов. Это ошибка, непонимание сути. Но сейчас не об этом.
Возвращаясь обратно, зашел в метро, приложил билетик, который у меня лежит вместе со множеством других карточек, включая платежные. Прошел турникет, а внутренний голос мне и говорит. Прямо кричит, причем так громко, так чтобы я услышал, а другие чтобы не слышали.
- "Карточку потерял!"
Я точно знаю - нужно маму слушать, мама всегда на твоей стороне. Поэтому я оглянулся, посмотрел рассеянным взглядом - и пошел дальше. Мол, все сделал, как ты сказал, совесть моя чиста.
Но совесть была не чиста.
Своим натренированным за десятилетия практики нутром я прекрасно знал: нет не все нормально. Но ...
Как выразился Остап, и на старуху бывает проруха, а учатся только на ошибках. И когда не хватает одной, добрая мама-жизнь даёт второй шанс, отправляет на переэкзаменовку. И никогда не отчисляет - отправляет на вторую, и на энную - пока не сдашь экзамен по конкретному предмету.
Разговор может затянуться, потому что синхронизм, о котором я уже несколько раз писал на примерах, уже за пару дней до этого случая говорил мне - нужно обратить на что-то внимание.
И когда голос изнутри вчера сказал громко - это могло означать только одно и ничего другого. То есть экзамен не был неожиданностью, перед экзаменом были консультации - как положено.
Короче, отделался я легким испугом - как и Остап, попав на Семеновской площади под лошадь.
Некто добрый (спасибо тебе, от души, дорогой друг!) купил на мою карточку что-то в "Пятерочке", а через три минуты кофе. В общей сложности, примерно на 550 рублей. Недорого, согласитесь, за урок внимательности и доверия себе.
Вот и все, что я хотел рассказать про правильную психологию. На сегодня все.
---------------------------------------------------------------------------
На комментарии отвечаю.
Группа ВК.